Нацбанковская "чистка"

То, что должно было случиться, случилось. Два заместителя главы НБУ (из числа протеже Сергея Тигипко) – Арсений Яценюк и Александр Шлапак – покинули насиженные места. Вместе с ними ушел в отставку деловой партнер Сергея Леонидовича по бизнесу Вадим Пушкарев – директор генерального департамента банковского надзора. Есть основания предполагать, что в ближайшее время последуют и другие увольнения на уровне служащих среднего звена.

На недавнем собрании коллектива глава Нацбанка Владимир Стельмах назвал одним из оснований отставки трех ведущих фигур системную реорганизацию. В свою очередь, сами «отставники» распространили заявление «трех», подписанное Яценюком, Шлапаком и Пушкаревым, в котором свое решение мотивировали различными взглядами на дальнейшее развитие отечественной банковской системы с новым главой Нацбанка: «Мы не согласны с пренебрежением с его стороны принципов открытости и прозрачности в деятельности центрального банка». В документе сообщается, что Яценюк, Шлапак и Пушкарев покидают Нацбанк при наличии у него золотовалютных резервов на уровне $10,5 млрд., стабильной национальной денежной единице и обменном курсе 5,3 грн./$1, ликвидностью банковского сектора в размере около 10 млрд. грн., восстановленном росте депозитов (за январь 2005 года – на 6,3%) и абсолютной политической нейтральности и независимости центробанка.

При этом многие наблюдатели вспомнили два интересных факта. Во-первых, в день назначения на пост главы НБУ – 16 декабря 2004 года – Владимир Стельмах заявил, что сохранит действующую команду топ-менеджеров, если не выявит в ее деятельности «конъюнктурных решений». Во-вторых, еще 31 января 2004 года приказом «О внесении изменений в приказ НБУ от 29 января 2004 года «О распределении функциональных обязанностей между председателем, первым заместителем и заместителями председателя НБУ» глава НБУ переподчинил себе надзор за деятельностью департаментов монетарной политики и валютного регулирования, а также группы управления проектами международных кредитных линий. Ранее они курировались Яценюком.

В то же время заместитель председателя правления НБУ Павел Сенищ получил в ведение Генеральный экономический и финансовый департаменты, а также Управление по контролю за выполнением сметы, Государственную сокровищницу Украины, Центр научных исследований и другое «наследство» от Шлапака. Вторую часть его полномочий (Генеральный департамент банковского надзора, Управление методологического и нормативно-организационного обеспечения финансового мониторинга, Управление анализа банковских операций) отдали Владимиру Кротюку.

И Сенищ, и Кротюк работали в Нацбанке до ухода Стельмаха и сохранили свои посты в «эпоху» Тигипко. Этим людям Владимир Семенович мог доверять почти как самому себе. Раздав им куски полномочий «птенцов гнезда тигипкова», он еще больше месяца назад свел влияние Яценюка и Шлапака к минимуму. Также был фактически отстранен от дел директор Генерального департамента банковского надзора НБУ Вадим Пушкарев. На место которого упорно прочат Сергея Брагина, занимавшего пост директора департамента валютного контроля и лицензирования Нацбанка.

Фраза о «конъюнктурных решениях», а также скоропалительный (без признаков бюрократической дипломатии) передел власти в Нацбанке навели на мысль, что Стельмах знает о ключевых игроках предыдущей команды нечто такое, что заставляет его в пожарном порядке отодвигать их от денег. Объяснение типа «новая метла по-новому метет» тут не проходит. Как и намеки на политический подтекст кадровых решений. Поэтому вероятными кажутся три версии: личная вражда, профессиональные разногласия и криминальный аспект.

Что касается личных взаимоотношений между Сергеем Тигипко и Владимиром Стельмахом, то они были холодными. Стельмах не хотел видеть Тигипко на своем месте. Тигипко формально приглашал Стельмаха в Совет НБУ, но был очень рад отказу. С момента отставки Владимир Семенович практически не появлялся в стенах здания центробанка. А в коллективе ходили слухи, что кое-кто из руководства сказал охранникам, мол, «нечего ему тут ходить…». Так, что зуб на этих ребят у бывшего-нынешнего главы НБУ был. Но на основную причину ротаций данная версия тянет слабо.

Профессиональных разногласий у двух банкирских команд тоже было немало. Более того, после того как Сергей Тигипко ушел в предвыборный отпуск, Арсений Яценюк организовал шквал нормативных решений. Коммерческие банки просто сотрясались под градом ценных указаний, сыпавшихся как из рога изобилия. Думаю, многие из нас с неподдельным интересом наблюдали за перипетиями борьбы Национального банка с кредитами, номинированными в иностранной валюте. Или удивленно пожимали плечами, удивляясь нововведениям типа офицеров банковского надзора в 10 крупнейших коммерческих банках страны. Правда, по мнению банкиров, которое озвучил президент АУБ Александр Сугоняко, все эти грехи были им отпущены за спасение банковской системы в конце ноября — начале декабря 2004 года. Напомним, что в конце ноября 2004 г. начался массовый отток денег из банков. 30 ноября НБУ принял постановление №576, которым запрещалось досрочное снятие средств с депозитов, а также вводился ряд других ограничений. Одновременно Нацбанк начал рефинансирование банков для поддержания ликвидности системы.

Наконец, есть третий вариант объяснения ситуации, который условно можно назвать криминальным. Сюда хорошо вписываются слова Стельмаха о «конъюнктурных решениях». Ходят слухи, официального подтверждения которых мы не имеем, что г-н Стельмах, придя в Нацбанк, выявил следы «распределения денег между своими». Говорят, будто под вывеской преодоления финансового кризиса некоторым банкам были кинуты большие «куски» денег. Судя по всему, в кредит.

Помимо этого, было бы странно, если бы Владимир Стельмах оставил на поприще банковского надзора (самой лакомой специализации для нацбанковского служащего) близкого друга своего предшественника. Вадим Пушкарев вместе с Натальей Тигипко в 1998 году учредил ООО «Перша міжнародна фінансова корпорація». Так,что экс-главу Нацбанка Тигипко и экс-председателя правления банка «Финансы и кредит» связывают не только дружеские отношения, но и бизнесовое партнерство. За Пушкаревым, скорее всего, последуют и менеджеры, которых он привел с собой из банка «Финансы и кредит». В первую очередь, это Игорь Сметанин (заместитель департамента безвыездного контроля и инспекционных проверок, а ранее зампред правления и руководитель индивидуального бизнеса банка «Финансы и кредит»). К слову, Игорь Владимирович с 1993 года работал на различных должностях в «Приватбанке», которым тогда руководил Сергей Тигипко. Кроме того, отставка ожидает заместителя директора генерального департамента банковского надзора Наталью Василец – одну из первых красавиц НБУ, и Дмитрия Фурмана, также трудящегося в нацбанковском надзоре.

Впрочем, аналитики уверены, что одним разгоном представителей «тигипкинской команды» дело не обойдется. И в НБУ грядут большие структурные изменения. Дело в том, что даже со стороны видно, как «перекройка» схемы полномочий не только возвращает старым кадрам былой авторитет, но и преобразовывает структуру Нацбанка в тот вид, который был до прихода Тигипко. Ожидается, что бразды правления Генерального департамента банковского надзора вернут Сергею Брагину, руководившему при Стельмахе валютным контролем. На пост зампреда прочат Анатолия Шаповалова, который покинул стены центробанка около двух лет назад. После чего он успел поруководить Ощадбанком, а затем трудился в Минфине. Как и прежде, директорами департаментов монетарной политики и валютного регулирования останутся, соответственно, Наталья Гребеник и Николай Мельничук, которых брал на работу еще Виктор Ющенко.

Если же говорить о дальнейшей судьбе уволенных, то Шлапак и Пушкарев могут выплыть на руководящих должностях в системе бизнеса ТАС. А Арсению Яценюку прочат кресло зампреда «Ощадбанка».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам