Определенная многовекторность

Экс-госсекретарь США Колин Пауэлл как-то сказал об Украине отличные слова: «Мы не считаем, что чьим-либо интересам отвечало бы утверждение о том, что Украина принадлежит Западу или Востоку. Она принадлежит всему миру. Украина — это Украина, и мы будем работать с украинцами над тем, чтобы помочь им реализовать их мечты». И они действительно будут с Украиной работать. Но уже от обновленного официального Киева будет зависеть, к чему приведет эта «работа». И что будет иметь Украина от того, что с ней поработают.
Первое зарубежное турне нового Президента Виктора Ющенко в Россию и Западную Европу подает обнадеживающие сигналы. Не в том, конечно, смысле, что его везде принимали, а он демонстрировал свою готовность сотрудничать по всем направлениям, подтверждая привычную преданность Киева пресловутой многовекторности внешней политики. И не в том, что он во главу угла поставил национальные интересы своей страны при выборе партнеров. Об этом говорила и старая власть.

Разница в том, как понимать эту самую многовекторность. При прежней власти Украина, проводя многовекторную политику, напоминала юлу, которая со страшной скоростью поворачивалась своими боками ко всем партнерам, но не могла остановиться на ком-то или чем-то одном и определенном. Результат известен — стагнация в решении своих проблем. Потому что верчение — это, конечно, тоже движение, но на месте. Без продвижения в какую-либо из сторон.

Ющенко, по крайней мере на словах, остановил юлу. Он четко обозначил курс — место Украины в объединенной Европе, в Евросоюзе (ЕС). И при этом Ющенко не отвергает сотрудничество с Россией и другими странами СНГ. Даже в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Но с одной разницей: в ЕС Украина хочет вступить полноправным членом со всеми вытекающими последствиями. И это ее стратегическая цель. А от ЕЭП Киеву нужно только взаимовыгодное экономическое сотрудничество. И без всяких наднациональных структур. «Принципы ЕЭП не должны быть в конфликте с принципами, в соответствии с которыми Украина интегрируется в Европу», — недвусмысленно сказал Президент Украины, выступая в Страсбурге. А через пару дней в Кракове он пообещал пересмотреть соглашение о ЕЭП — чтобы оно не мешало выполнению стратегической задачи.

Второй нюанс визитов Ющенко не менее важен. Президент с самого начала смог продемонстрировать свою самостоятельность и независимость и в Москве, и в Европе. Своими кадровыми назначениями, которые он посчитал нужными для страны, но которые вызвали, мягко говоря, неоднозначную реакцию на обоих «векторах». Это сместило акценты в отношениях. Украинская власть теперь никого ни о чем не просит, а предлагает. И теперь уже те, кому четко предложено, обязаны не менее четко отвечать на эти предложения. Чтобы, как минимум, не быть обвиненными перед всем миром в проведении двойных стандартов.

Оба «вектора» пока удар держат. После визита в Москву Ющенко заявил, что его российский коллега Владимир Путин согласился с необходимостью развивать прежде всего экономическое сотрудничество. А вот Европа, похоже, по-прежнему готова отвечать на украинские предложения только авансами.

Они, эти авансы, справедливости ради надо отметить, неплохие. Потому что предельно конкретные. И выданы еще до официального вступления Ющенко в должность. 13 января сего года Европарламент принял резолюцию, в которой призвал Совет и Еврокомиссию (руководящие органы ЕС) побыстрее провести совместное заседание Украина — Евросоюз. И на нем рассмотреть возможность углубления всестороннего украинско-евросоюзовского сотрудничества путем пересмотра совместного Плана действий для Украины, который был согласован Брюсселем в прошлом году. При старой украинской власти. Комиссар Европейской комиссии по внешним отношениям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер во время инаугурации в Киеве сообщила, что такое заседание состоится 21 февраля сего года. Вместе с верховным комиссаром по вопросам совместной внешней политики и безопасности Хавьером Соланой она и будет представлять десять дополнений к упомянутому Плану, которые уже тоже разработаны Еврокомиссией, сначала на заседании Совета ЕС 31 января 2005 года, а потом и с участием украинской стороны в феврале.

Итак, согласно этим дополнениям к Плану, Украине ЕС предлагает, возможно, уже в этом году предоставление статуса страны с рыночной экономикой. Тесное сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности. Переговоры в отношении заключения соглашения по стали и текстилю на 2005 год. Возможность начать переговоры об упрощении визового режима, усилении сотрудничества в секторе энергетики, транспорта и охраны окружающей среды. Свою готовность углубить процесс адаптации украинского законодательства и оказание помощи в развитии демократических институтов и обеспечении верховенства права. Возможность облегчения доступа Украины к кредитам Европейского инвестиционного банка (EIB). Кроме того, Еврокомиссия готова ускорить изучение вопроса о возможном создании зоны свободной торговли Украина—ЕС, но после вступления Киева в ВТО. То есть практически все, о чем и говорил Ющенко в Страсбурге.

Нерешенным остался главный вопрос: когда же Украина сможет стать членом ЕС? Хотя бы ассоциированным. Брюссель уже ответил: не раньше 2008 года, когда будет выполнен нынешний План действий. С дополнениями. И Ющенко с этим тоже согласился. Потому что мало хотеть — надо еще соответствовать. Всем стандартам Европы. «Должен быть диалог не слабого, а сильного. Когда половина нормативов не выполнена, но при этом говорят «хочу в ЕС», это смешно», — сказал Президент. И это тоже определенность, которую может подтвердить только Украина. Уже своей работой…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам