Петрович заговорил

Роман Безсмертный почти три года не вел регулярной публичной жизни. Он сохранял обет «информационного молчания» даже после появления новых союзников по избирательной кампании. Только грустно вспоминал по этому поводу один известный, но не совсем приличный анекдот про гномиков: «этак мы скоро до мышей… доберемся». Петрович молча «пилил» на своем участке работы. Но после последних кадровых инициатив нового президента Романа Петровича просто прорвало. В его офисе журналисты и телеоператоры буквально сталкиваются друг с другом, толкутся в приемной. А его заявление о Тимошенко-шантажистке вчера стало хитом в виртуальном пространстве. Говорят, буквально через несколько минут после появления данного заявления Безсмертному позвонил один из руководителей избирательной кампании Виктора Януковича…

Роман Петрович, еще не успели высохнуть чернила на первых кадровых указах нового президента, как вы уже обвинили потенциального премьера Юлию Тимошенко в шантаже и категорически отказались голосовать за ее кандидатуру. Это политический демарш? Или просто накопилось?

Возможно, в ваших словах есть доля истины: три года пребывания в оппозиции даром не проходят. Наверное, первая моя реакция была чисто эмоциональной. В день появления указа о назначении Юлии Тимошенко и.о. премьера я просто запретил себе общаться с прессой и вообще реагировать на случившееся. Старался относиться к ситуации с юмором. Даже пошутил, сказав своим коллегам: Ющенко всего 18 часов как президент, а я уже в оппозиции и не знаю, что буду делать в следующие десять лет… Но если говорить серьезно, то готов привести примеры, свидетельствующие о том, что у Юлии Владимировны нет права управлять государством в качестве премьер-министра. Не могу забыть события 9 марта 2001 года, в которых Тимошенко сыграла яркую, но роковую роль. Бросать людей на штыки и при этом избегать ответственности, не управлять процессом – вот стиль Юлии Тимошенко. Героизм, это, конечно, хорошо, но если бы 28 ноября 2004 года прошло по сценарию, предлагаемому лидером БЮТ, то, поверьте, кровопролития не удалось бы избежать. Очень тонкая грань отделяла мирный сценарий от радикального. При этом ошибиться было нельзя, поскольку любое неправильное действие могло спровоцировать «мясорубки» в центре Киева.

Да, Юлия Владимировна – сильный лидер. Она сильнее многих мужчин. Тимошенко хорошо умеет управлять ситуацией, но еще лучше у нее получается манипулировать и шантажировать. Уже очевидно, что она использовала в последнее время Майдан для шантажа президента. Как и ситуацию с подписанием Ющенко коалиционного договора. Ну откуда я мог знать, что такой документ существует, когда даже ближайшее окружение Виктора Андреевича в один голос утверждало – этого просто не может быть! Для Ющенко, дескать, такой шаг не характерен. И вдруг появляется «рояль в кустах». Приемлем ли данный способ достижения цели для новой власти? Не знаю. Но методика работы заставляет задуматься о многом. Я никого не агитирую против Тимошенко и спорить с президентом тоже не хочу. Но свою позицию обозначил.

Как повлияют первые кадровые назначения президента на формирование единой партии на базе «Нашей Украины»?

Уже понятно, что следующий экзамен придется выдержать во время парламентских выборов 2006 года. До первых кадровых назначений мы могли говорить о трех направлениях строительства партии – левой, правой и центристской ориентации, о тактических и стратегических приемах ведения парламентской кампании. Все три группы, как предполагалось, должны были «оформиться» в блоки. То есть, УНР, КУН и Рух – справа, ряд центристских партий – «посередине», а партия Мороза – на левом фланге. При таком подходе мы бы сохранили нынешнее, почти паритетное соотношение сил. Подразумевалось, что двигаться будем разными блоками, но в одном направлении. А теперь первым номером в партийном списке идет Юлия Тимошенко, которая «тянет» на себе и всю кампанию-2006… Это открытый конфликт с президентом. Если же не ставить Тимошенко лидером списка, то возникнут серьезные противоречия между «Нашей Украиной» и БЮТ. Назначение Юлии Владимировны и.о. премьера – сильнейший удар по самому понятию единой партии, так как возникает искрение, которое может превратиться в открытый пожар в любой момент и в любом месте. В результате «торможения» партийного строительства многие оказываются не у дел и могут скатиться в оппозицию.

Времени для создания единой партии почти не осталось. Если до 28 февраля она не будет зарегистрирована в Минюсте, то вы просто «пролетите» с парламентскими выборами…

Исходя из своего партийного и политического опыта, я не вижу неразрешимых проблем. Существует определенное количество партий, и есть инфраструктура избирательных штабов, которые способны трансформироваться в партийные ячейки. Чем быстрей это произойдет, тем больше вероятность того, что мы сохраним кадры, организационный потенциал и темпоритм. Нельзя останавливаться, поскольку потом раскрутить «партийный маховик» будет чрезвычайно сложно. Сейчас самый удачный период и для формирования новой единой структуры, и решения не менее важной задачи сохранения политической элиты. Нельзя каждые четыре года «перетряхивать» парламент сверху донизу, все время «набирать» новых людей и учить их азам, а опыт специалистов, профессиональных политиков игнорировать. Так что создание партии и ее функционирование – абсолютно решаемая проблема. Я не склонен драматизировать ситуацию.

Вашу критичную позицию в отношении назначения Тимошенко премьером разделяют довольно много политиков. Вы допускаете вариант, при котором соратники могут «завалить» Тимошенко чужими руками?

Президент не имеет права проигрывать такие бои. Если первый шаг Ющенко будет провальным, и парламент не поддержит кандидатуру Юлии Владимировны, то уровень доверия к инициативам нового президента снизится. А потом очень быстро наступает время, когда тебе уже никто не верит… Президент должен попадать в «десятку», даже если до этого он вообще не умел стрелять. Поэтому я не думаю, что при утверждении кандидатуры Тимошенко будут сюрпризы. Слишком высок сегодня авторитет Виктора Андреевича. Но в этом случае президенту придется отвечать за последствия деятельности своего премьера. Первая проблема, с которой столкнется Ющенко, – это проблема парламентских выборов, вторая – президентских выборов 2009 года. И Виктору Андреевичу необходимо дотянуть эту политическую систему до второго срока. Но при этом не забывать о политической реформе, которая приведет к увеличению политического веса главы Кабмина. При таком раскладе можно очень быстро оказаться «за дверями»…

Кстати, как вы полагаете, реформа состоится?

Убежден в том, что реформу в Украине проводить необходимо, и она должна затронуть все уровни. Необходимо распределить власть таким образом, чтобы абсолютных полномочий не было ни у кого. Если украинское общество после Майдана чему-то действительно научилось, то оно должно уметь «бить по рукам». А если не научилось, то через два года из людей будут вить такие веревки, которые при Кучме и не снились!

Говорят, вы можете снова стать представителем президента в парламенте?

Знаете, в свое время популярностью пользовался анекдот: «Президенты приходят и уходят, а их представитель – бессмертен». Но если серьезно, то я никогда не соглашусь занять эту должность. В одну реку нельзя войти дважды – это первое. Второе: для меня, как для народного депутата, это слишком много, а как для одного из руководителей президентской кампании – слишком мало.

По мере приближения даты президентских выборов команда Ющенко постоянно пополнялась новыми людьми. Вы сначала были на самом «верху» ющенковской штабной пирамиды, а потом перемещались все ниже и ниже…

По этому поводу есть замечательный анекдот: «Так мы скоро до мышей дойдем…».

Тем не менее: ваши впечатления от избирательной кампании, которую американские эксперты назвали лучшей в 2004-м году?

Доволен тем, что на 80% вопросов ответы знаю только я. Это означает, что все произошло так, как и планировалось. Очень ценю то, что было сделано в последние месяцы для обеспечения нужного результата. Но, с другой стороны, это породило и массу проблем. Я изначально представлял избирательную кампанию Виктора Ющенко как войну. Она проходила в форме постоянных тренировок: без подготовительных работ «взрыв» майданов был бы невозможен. Только дилетант может думать, что все произошло спонтанно: поднялись – побежали – победили. В Украине была проведена самая длинная избирательная кампания, аналогов которой в мире нет. Я прекрасно понимал, что можно собрать значительные массы людей, но если «выбить» из системы Филенко, Стецькива, Томенко, Луценко – тех самых «полевых командиров», то все рухнет как карточный домик. Потому что людей, приехавших на Майдан, надо было не только «заряжать» революционной риторикой, но и кормить, обеспечивать жильем, направлять их энергию в мирное русло.

Способна ли ваша команда, раздираемая внутренними противоречиями, противостоять натиску новой оппозиции, которая при подобном развитии событий легко сможет добиться реванша уже в марте 2006 года?

Такие опасения реально существуют. Позиция, которую я публично обозначил сегодня, была изложена Тимошенко, Зинченко, Ющенко еще в период избирательной кампании. Причем, в куда более жесткой форме. И если бы сейчас состоялся разговор между мной и Юлией Владимировной в режиме тет-а-тет, то, думаю, она бы не выдержала его накала и выбежала бы из кабинета. Я не собираюсь скрывать свое мнение. Многие разделяют мои взгляды, но публично признать это не могут. Поскольку все еще живут с «пирожками», которые «проглотили» при прошлой системе, а я от них избавился несколько лет назад.

И все же, как будете бороться с новой оппозицией?

С оппозицией мы бороться не будем. Президент в своей инаугурационной речи сказал, что никого не надо переделывать. Будем перевоспитывать. Я никогда не был сторонником радикализма. Кстати, превращение взрывного, революционного Майдана в подобие бразильского карнавала, в праздник свободы способствовало предотвращению столкновения сторонников двух кандидатов.

Распадется ли фракция «Наша Украина» на отдельные партийные сегменты?

Проющенковскую группировку сегодня можно сравнить с большим самолетом, который после длительного и невыносимо трудного полета заходит на посадку. В этом случае есть две угрозы: либо посадочная полоса неподготовлена, либо у самолета отвалились шасси. По-моему, сейчас ни полосы, ни колес нет вообще. Партия, блок – это, прежде всего, единая философия видения власти, единая идеология в отношении системы государственного правления. А мы выступаем то за реформу, то против, то в лес, то по дрова. Иными словами, единства нет. Вот вам свежий пример: предложенный на пост премьера политик только вчера выступал против конституционных изменений, а сегодня – двумя руками «за». Чтобы избежать подобных колебаний, необходимо было заниматься партией, а не просто говорить о ее создании. Я сейчас пытаюсь это делать и думаю, что если мне удастся утихомирить в себе оппозиционные настроения, то партия получится. На самом деле, очень сложно переходить от оппозиции к власти. Наоборот – легче.

В 2009-м году Юлия Тимошенко будет конкурировать с Виктором Ющенко?

Поживем – увидим. Но такое развитие событий возможно, потому что плох солдат, не мечтающий стать генералом. А мы уже даже не полковники… Все зависит от амбиций и внутреннего желания получить президентское кресло. Надо понимать, что Юлия Владимировна – это не тот человек, которого можно переубедить. В отличие, например, от Александра Мороза. Когда провалилась конституционная реформа, он тихо ушел, потому что умеет держать удар. Кстати, я в тот момент сказал Виктору Андреевичу, чтобы он предложил Сан Санычу формировать правительство… С Тимошенко иная ситуация: сразу взрыв, палатки на площади, шантаж. Пока все соискатели премьерского кресла пытались дать президенту возможность спокойно сделать выбор, отдохнуть от кампании, осознанно подойти к выбору кандидатуры главы правительства, Юлия Владимировна сразу же стала давить на Ющенко, не дав ему передышки. Если начинать свои отношения с президентом с инсинуаций, то что будет дальше?


Согласны ли вы со старой армейской мудростью, которая гласит: после победы происходит награждение непричастных и наказание невиновных?

Главное в этой ситуации себя не потерять. Если не нашел себя среди наказанных и награжденных, значит все нормально. Будем жить. Если, не дай Бог, обнаружишь себя и там, и там…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам