Преступление и наказание

После многолетнего следствия и судебных рассмотрений Лычаковский районный суд Львова приговорил бывшего заместителя министра угольной промышленности Ярослава Пидгайного к 7,5 годам лишения свободы за должностное преступление восьмилетней давности. Кроме того, осужден на 4 года лишения свободы экс-заместитель начальника управления реструктуризации Минуглепрома Анатолий Вакуленко и еще несколько чиновников. Все они считались людьми команды Павла Лазаренко. Вместе с тем, о подробностях этого неординарного уголовного дела мало, кто знает. Как и об «убоповской ниточке» в последних делах…
Лента на 250 тысяч

Информация о приговоре Пидгайному и Вакуленко попала в прессу от судьи Лычаковского суда Сергея Гирича. Он сообщил, что в ходе рассмотрения судом был установлен факт присвоения государственных 250 тыс. грн. экс-замминистра путем махинаций со списанием конвейерной ленты для шахт в 1996 году.

Ярослав Пидгайный – фигура довольно интересная. На протяжении четырех лет он занимал должность первого заместителя министра угольной промышленности, подписывал фактически все финансовые документы относительно реконструкции угольной отрасли с Мировым Банком. О том, что многомиллионные ссуды использовались не по назначению, не раз заявляли Счетная палата Украины, депутаты-борцы с коррупцией и даже Генпрокуратура.

Своего кресла замминистра лишился в начале 2000 года, когда новый на то время премьер Виктор Ющенко расформировал несколько министерств и ведомств и создал Министерство топлива и энергетики. В новообразованном аппарате места для бывшего первого заместителя Минуглепрома не нашлось.

Как удалось выяснить «Версиям», дело против Пидгайного начали спецподразделения МВД, точнее – УБОП, который вообще-то занимается бандитами, а не чиновниками. Впрочем, несколько лет назад, когда УБОП возглавлял амбициозный генерал Юрий Черкасов, милиционеры расследовали уголовные дела против экс-министра сельского хозяйства Анатолия Хоришко (того самого, который неудачно стрелялся из ружья после отставки Павла Лазаренко), заместителя министра сельского хозяйства Виктора Привалова, бывшего руководителя компании «Укрнафта» Дмитрия Егеря, а также против бывшего руководителя газоресурсного консорциума Николая Сивульского. Попал в этот «элитный список» и Пидгайный.

Следствие началось вскоре после его отставки, а в суд дело впервые попало в 2002 году. Тогда его вернули на доследование в Генпрокуратуру. Сюжет детектива примерно следующий. 250 тыс. грн. (по курсу 1996 года это $130 тыс.), предназначенных на приобретение транспортной ленты для червоноградских шахт, ПО «Укрзападуголь» перекачало на фиктивные фирмы. Их представитель якобы передал деньги одному из подсудимых – Вакуленко, а тот – Ярославу Пидгайному.

Но во время первого следствия так и не были установлены и допрошены руководители этих лже-предприятий. Более того, следствие так и не узнало, кто снимал с их счетов в банке наличку. А, соответственно, обвинения против Пидгайного, который несколько лет прожил в СИЗО, базировались преимущественно на свидетельских показаниях и косвенных доказательствах. Не случайно, на тот момент Лычаковский суд вынес определение о доследовании. Вместе с тем, по некоторым данным, за истекшие годы установить, куда же конкретно дошли деньги, не удалось. Правда, вынести оправдательный приговор тоже не получалось, поскольку факт похищения денег был доказан.

В результате чиновники получили сроки за хищение государственного и коллективного имущества в особо крупных размерах, злоупотребление властью и служебным положением, а также должностной подлог.

8 километров железной дороги…

От дела Пидгайного внимание журналистов, пишущих на криминальные темы, отвлекает будущее слушание другого резонансного дела – об убийстве главы акционерной рыбопромысловой компании «Антарктика» Валерия Кравченко в Одессе. Мы уже писали о том, что материалы Генпрокуратура передала в суд. Правда, более подробной информации о том, кто проходит в качестве обвиняемых, прессе представлено не было.

Вместе с тем, есть основания полагать, что, как и в деле Пидгайного, прокурорская версия базируется на «находках» УБОПа. Дело в том, что одесский «филиал» этого спецподразделения (во времена Черкасова) задержал нескольких местных бандитов. Причем некоторые из них, увы, оказались «оборотнями», то бишь бывшими сотрудниками правоохранительных органов. Правда, УБОПовцы настаивали, что задержанные экс-милиционеры непосредственно не причастны к убийству Валерия Кравченко, однако они выполняли некоторые задания членов и лидеров этой преступной группировки.

Вместе с тем, по Одессе ходили слухи, что прямое отношение к смерти гендиректора рыбокомпании имел бывший сотрудник уголовного розыска. Как явствует из официальных сообщений, после задержания он признался в причастности к одному из «резонансных» убийств. Но той же ночью повесился в камере при странных обстоятельствах.

Почти сразу после этого неприятного инцидента УБОП объявил свою версию причин убийства Кравченко: конфликт между акционерной рыбопромысловой компанией «Антарктика» и фирмой «Айгаз-Украина». Юрий Черкасов тогда заявил, что главное управление по борьбе с организованной преступностью раскрыло международную преступную группу, действовавшую на территории Ильичевского морского порта и связанную с фирмой «Айгаз-Украина», проводившую незаконные операции со сжиженным газом.

Если версия УБОПа действительно перешла в генпрокурорскую, то получается, что Кравченко убили… из-за нескольких километров железнодорожной ветки. Дело в том, что фирма «Айгаз-Украина» (в прошлом «ХимОйл Юкрейн») 6 лет назад обратилась к руководству «Антарктики» с просьбой разрешить в качестве эксперимента переваливать пропан-бутан с территории Ильичевского морского рыбного порта (ИМРП). «Антарктика», вследствие давления определенных высокопоставленных лиц, вынуждена была дать свое согласие на проведение эксперимента. «ХимОйл Юкрейн» по окончании срока аренды выкупил часть территории рыбного порта и попытался захватить несколько участков ИМРП. Начался судебный процесс, несмотря на который летом 2002 года Минтранс продал спорную железнодорожную ветку фирме «Айгаз-Украина». «Антарктика» оспаривала эту продажу в Одесском хозяйственном суде. Дело попало к судье Одесского областного хозяйственного суда Игорю Ткачуку. Но 30 июля 2002 года его нашли повешенным на собственной даче в поселке Затока под Одессой, в наручниках, но, как сказали правоохранители, «без признаков насильственной смерти».

Сначала по факту смерти Ткачука было возбуждено уголовное дело по статье «умышленное убийство» (согласитесь, странно, если человек, задумавший повесится, сперва надевает наручники), но потом переквалифицировали в самоубийство. А 22 декабря 2002 года был застрелен директор «Антарктики» Валерий Кравченко. В тот же день от руки неизвестного убийцы пал основатель «Айгаза» Евгений Гарбуз, совладелец ильичевской «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн». Будем надеяться, что недомолвок в этом деле при его судебном рассмотрении окажется меньше, чем в истории Пидгайного…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам