НДП минус П

Новые политические веяния, принесенные последними месяцами жизнедеятельности украинского политикума, возобновили поутихшие было после принятия закона о пропорциональных выборах в парламент процессы партстроительства. К новообразованным партиям «Союз» Алексея Костусева, «Единая Украина» Богдана Губского, «Возрождение» покойного Георгия Кирпы и Партии государственного нейтралитета Украины Владимира Зубанова добавились «Партия свободы» Евгения Марчука и «Новая демократия» («НД») Евгения Кушнарева.

Учредительный съезд последней состоялся в минувшую субботу, 15 января. В его ходе были очерчены основные тезисы относительно идеологической направленности партии, а также был выбран генеральный секретарь. Им и стал экс-губернатор Харьковской области, бывший глава администрации президента Украины Евгений Кушнарев.

Выступая на учредительном съезде, Евгений Петрович заявил, что стратегической целью политической партии должна стать федерализация Украины. При этом, как сообщил «Форум», он признал, что федерализация является «длительным процессом, который должен проходить под пристальным надзором государства». В то же время один из активнейших участников избирательной кампании и один из главных обвиняемых в сепаратизме политиков подчеркнул, что лишь «горячие головы» могут сравнивать понятие федерализации и сепаратизма.

По его мнению, Украина де-факто и так не является унитарным государством, поскольку имеет в своем составе Автономную Республику Крым. Таким образом, первым шагом на пути к федеративному устройству государства, по его словам, должна стать административно-территориальная реформа – речь идет о возвращении к модели регионального управления начала 90-х годов, когда руководителей региональной власти избирало общество.

Сама по себе эта идея не нова, ее достаточно давно и последовательно отстаивает оппозиция. Не новая, ставшая таковой в ходе третьего тура выборов, а та самая, которая в ходе этого тура одержала победу. Однако сам тезис об административно-территориальной реформе как отправной точке федерализации государства является наиболее интересным из всего, на чем базируется идеология нового политического образования.

В остальном – ничего выдающегося. Первоочередной задачей новой партии, по словам Кушнарева, должно стать развитие в Украине демократических основ: «Мы будем добиваться реального внедрения новой модели политического строя, поставим крест на авторитаризме». Также «Новая демократия» будет выступать за парламентско-президентскую форму государственного строя Украины и «всеми законными средствами» будет защищать первый этап политической реформы от попыток его устранить или пересмотреть.

Говоря о парламентской системе и произошедших в ней в прошлом году изменениях, Кушнарев подчеркнул, что партия также будет инициировать разработку нового закона, который бы позволял создать условия для развития многопартийной системы. Для этого, по мнению новоиспеченного лидера, в частности, необходимо поднять проходной процент в парламент: для партий до 4-5%, для блоков – до 8%. Он также отметил, что партия выступает за «разумное ограничение неприкосновенности народных депутатов».

В качестве внешнеполитического ориентира на съезде была названа Европа, но «это возможно только с нашим большим соседом – Россией».

Наиболее путанным в партийной концепции оказался языковый вопрос. По крайней мере, на данном этапе. Так, по словам Кушнарева, единым государственным языком в Украине должен оставаться украинский, однако на территории любого из регионов должно обеспечиваться свободное развитие и функционирование других языков. По желанию населения того или другого региона, какому-то из других языков на конкретной территории может предоставляться статус официального.

Напомним, что вопрос об официальном статусе русского языка поднял на прошлой неделе лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз, зарегистрировав соответствующий законопроект. При этом ряд наблюдателей не замедлил отметить, что само понятие «официальный» в отношении языка не зафиксирован в Конституции Украины и вообще не определено законодательством.

Что же касается свободного развития и функционирования других языков в том или ином регионе, то это право гарантируется каждому гражданину и без новосозданной партии – Конституцией.

Таким образом, ничего революционного или принципиально нового в такой постановке вопроса нет. Впрочем, то же самое можно сказать и относительно готовности партии сотрудничать со всеми идеологически близкими ей политическими силами, которую задекларировал г-н Кушнарев (среди таких союзников, вероятно, «Партия регионов», «Трудовая Украина» и СДПУ(о), приславшие поздравления по случаю собрания).

Как бы то ни было, однако после столь проницательных речей Евгений Петрович был избран генеральным секретарем. Единогласно.

Помимо этого, на съезде, на котором присутствовали 145 человек из всех регионов Украины, также были утверждены программные документы (устав и программа партии), а также был избран центральный комитет в составе 7 человек. Символом партии стал синий парусник с бело-красным парусом.

Однако так и осталось непонятным, каким образом новое образование будет реализовывать все указанные выше задачи, не имея на данный момент своих представителей в парламенте (немногочисленные представители так называемых «харьковских» в основном распорошены по самым различным фракциям, а для тех, кто еще пока держится, входя в группу Степана Гавриша «Деминициативы», Евгений Кушнарев вряд ли может быть авторитетом). О том же, что «Новая демократия» намерена попасть в Верховную Раду на выборах 2006 года, Кушнарев признался уже на пресс-конференции, на которую он пришел в качестве генсека. При этом он отметил, что партия готова идти на выборы самостоятельно, либо в блоке, но «по этому вопросу решение еще не принято».

О том, каковы перспективы «новых демократов» на новый парламент чуть ниже. Пока же обратим внимание еще на два, как нам кажется, весьма примечательных заявления, сделанных Кушнаревым на той же пресс-конференции.

Первое касалось выхода Евгения Петровича из состава Народно-демократической партии Валерия Пустовойтенко. Первый тревожный звонок в их отношениях прозвенел еще в апреле прошлого года, когда Харьковский губернатор выступил с резкой критикой руководства НДП в отношении глубокого кризиса, в котором партия находится, по его словам, «на протяжении уже пяти лет», отвечая на вопрос, не намерен ли он возглавить партию. Это произошло 8 апреля 2004 года.

А уже 22 апреля Евгений Петрович обвинил Пустовойтенко в расколе НДП. Или, если быть точнее, в желании поучаствовать в выборах самостоятельно. Харьковский губернатор всегда был сторонником власти, а потому изначально поддержал кандидатуру Виктора Януковича в качестве единого кандидата. Через два дня его народное демократическое объединение «Новая Украина» присоединилось к Широкой демократической коалиции в поддержку премьер-министра.

Однако вскоре Валерий Пустовойтенко отказался от своих президентских амбиций, а Кушнарев возглавил региональную (одну из крупнейших в Украине) организацию Народно-демократической партии. Выступая тогда перед делегатами областной конференции, он заявил: «НДП должна сделать все, чтобы использовать эту кампанию не только для победы общего кандидата, но и в полной мере использовать ее для повышения своего авторитета».

По итогам второго тура общий кандидат победил, однако победа оказалась поставлена под сомнение разбушевавшейся «оранжевой революцией». Ряд членов НДП (представители так называемой «демократической платформы») заявили о своей поддержке Виктора Ющенко и вышли из парламентской фракции, поставив ее на грань исчезновения. В этих условиях глава Харьковской областной государственной администрации, член политисполкома НДП и лидер ее Харьковской ячейки заявил о своем выходе из партии. В своем заявлении по этому поводу он с сожалением отметил, что НДП как общественно-политический проект себя исчерпала. Диагноз Кушнарева был жестким и безапелляционным: «Партия, которая не руководствуется принципами внутрипартийной демократии и партийного товарищества, рождает в своих рядах политических противников, является неизлечимо больным общественным организмом и должна прекратить свое существование». Произошло это знаменательное событие 14 декабря. Тогда же он завил о намерении создать новую партию. При этом он отмечал, что у него «хватит сил и знаний реализовать вместе со своими сторонниками новый, действительно демократический проект партии, которая в своей идеологической деятельности будет отображать основные закономерности и императивы развития украинского общества, будет опираться на запросы и потребности большинства его граждан, постоянно заботиться о защите прав и свобод любого меньшинства, и вместе с тем никогда не будет руководствоваться циничным по своей сути принципом «цель оправдывает средства».

Комментируя 15 января события месячной давности, Кушнарев отметил, что с НДП он разошелся цивилизованно и «если наши интересы будут совпадать в дальнейшем – мы будем вместе работать». В противном случае – «мы будем в жесткой конфронтации».

16 декабря, на пресс-конференции в Москве, он раскрыл первые постулаты своего нового проекта. «Я предполагаю создание новой партии. Она будет немного левее центра и отстаивать те идеалы и интересы, за которые проголосовали 15 млн. человек», – сказал Кушнарев.

20 декабря на тот момент уже экс-губернатор Харьковской области (15 декабря он подал в отставку по случаю избрания главой Харьковского облсовета) представил в Харькове манифест новой политической партии. Уже тогда он озвучил тезис о федеративном устройстве Украины. Помимо этого, он также заявил о том, что партия будет отстаивать принципы создания двухпалатного парламента (нижняя палата должна формироваться по партийным спискам, а верхняя – по мажоритарному принципу), приоритетности развития украинско-российских отношений и реализации проекта по созданию Единого экономического пространства Украины, России, Белоруссии и Казахстана.

Тогда же он заявил, что базовым регионом для «Новой демократии» является прежде всего Харьковская область, где, по его мнению, можно быстро создать партийные ячейки на всех уровнях. При этом, правда, выразил уверенность, что новый политический проект будет поддержан во всех других регионах Украины. На пресс-конференции в прошедшую субботу этот тезис был повторен заявлением, что «НД» это – «не харьковская партия», а всеукраинская.

За три дня до повторного голосования на выборах президента он сообщил, что готов возглавить новую партию, «хотя решать будет съезд». И тогда же также уточнил, что основой партии является левоцентристская идеология. Исходя из этого, он стал размышлять и о союзниках, отметив, что на сегодня в Украине «есть достаточно насыщенный спектр правее от Социалистической партии Александра Мороза и левее от умеренного крыла «Нашей Украины».

Такой вот любопытный спектр: чуть левее и чуть правее. В принципе, в политике для его определения существует понятие «центр». О причинах такого самоопределения новой партии в комментарии «Версиям» очень хорошо сказал политолог Виктор Небоженко. По его мнению, с одной стороны, «все прекрасно понимают, что левый и правый фланг занят и поэтому самая банальная мысль, которая приходит в голову всем людям, у которых есть свои или чужие деньги, – это центр. Поэтому они дают такие «невинные» названия своим партиям, чтобы можно было продвигаться» в этом направлении.

С другой стороны, с точки зрения политолога, «Кушнарев прекрасно понимает, что будет раскручиваться тема сепаратизма». Ведь «он один из первых, кто по своей душевной простоте заговорил о сепаратизме, поэтому ему нужно как можно быстрее организовать политическую партию для того, чтобы любые вызовы в прокуратуру рассматривались как политические преследования». И в этом смысле Кушнарев заинтересован в быстрейшей раскрутке этой партии.

Однако на этом этапе, по словам Небоженко, у экс-губернатора возникают серьезные проблемы: «Дело в том, что у него серьезный конфликт с городской интеллигенцией. Он давно потерял этот город. Там есть местные авторитеты. Мэр пользуется очень высоким авторитетом. Харьков не собирается отделяться, там достаточно высокий процент за Ющенко». А харьковский регион имеет свою специфику. В описании политолога «он устроен так – есть один крупный город – Харьков, а все остальное – сельское население. И с ним Кушнарев явно не найдет общего языка, потому что у них есть свои лидеры». Эта специфическая проблема может серьезно помешать Кушнареву – «проиграв город Харьков, он не может претендовать даже на регион». И это необходимо учитывать.

Не более оптимистичным в видении перспектив новой политической силы оказался комментарий другого известного политолога Дмитрия Выдрина. В своем комментарии «Версиям» он обратил внимание на то, что партия должна иметь как минимум три компонента: сильного общенационального лидера, какую-то «кредитную историю» (история существования партии, взаимодействия с другими политическими силами, участия в каких-то политических акциях), потому что нельзя раскрутить партию, у которой история меньше двух-трех лет – это минимальный срок зачатия партии, и финансовая база».

Партия Кушнарева, по мнению Выдрина, не обладает ни одним из этих трех компонентов: «Кушнарев не является бесспорным лидером общенационального масштаба… У него нет достаточной финансовой базы. Наконец, раскрутиться за год до парламентских выборов практически невозможно». За счет Востока, по словам политолога, «он может взять 0,5% в общенациональном масштабе, но это же ему не поможет».

Впрочем, он может попытаться блокироваться с кем-то, «но если кто-то захочет взять его в свой блок». Выдрин же пока не видит естественных партнеров Кушнарева: «может социал-демократы, но у них самих проблем будет столько же, сколько и у него самого».

С точки зрения Виктора Небоженко, у новой партии также есть шансы попасть в Раду (впрочем, как и у любой партии) – «при очень большом, серьезном, крепком, с донецким размахом, финансировании партии». И, в принципе, его можно найти, если решить казус, на который политолог указал выше.

Единственным номинальным оптимистом в отношении «Новой демократии» оказался директор Института национальной стратегии Кость Бондаренко. Он считает, что говорить о перспективах общенационального уровня этой партии не приходится. Однако это не есть проблема, ибо, по его мнению, «ни один партийный проект на этих выборах не сможет претендовать на общенациональность». Причина в том, «что еще длительное время будет сохраняться раскол Украины на Восток и Запад». А потому партия Кушнарева будет претендовать на то, чтобы взять часть электората, который проголосовал на президентских выборах за Виктора Януковича. И в этом смысле у нее есть определенные шансы. Дело в том, что «кроме «Партии регионов», на этом электоральном поле необходимо предложить еще один-два успешных проекта, которые позволят не столько распылить голоса людей, сколько консолидировать их», ведь «одно дело голосовать за Януковича, а другое – за какой-то партийный брэнд». Поэтому, по мнению Бондаренко, «Новая демократия» теоретически может претендовать на те условные 3-4% голосов, которые необходимы будут для прохождения в парламент».

Однако дело не только в партии, но и в самой личности Евгения Кушнарева. А он, с точки зрения Костя Бондаренко, «вполне возможно, на некотором этапе сможет составить конкуренцию Виктору Януковичу, который делает в последнее время немало ошибок и в среде его бывших сторонников даже начинается активный поиск новых лидеров, тех, кто бы смог его заменить, в случае если он окажется «отыгранной» фигурой. И Кушнарев может претендовать на это».

Это второй момент, который может привести Евгения Петровича и его детище к какому-то успеху. Третий же момент, по мнению политолога, заключается в том, что «Кушнарев начал свою деятельность с того, что поехал в Москву и начал там вести какие-то переговоры». А потому «вполне возможно, что, кроме электоральной поддержки, будет еще и закамуфлированная поддержка России. Я думаю, что Кушнарев сможет выступить как лидер пророссийско ориентированной части украинского электората».

Как видно, теоретические шансы нового образования на прохождение в парламент 5 созыва новому образованию дали все наши эксперты. Безусловно, они не столь существенны, как существующие на нелегком партийном пути барьеры, однако в украинской политике может случиться всякое – главное правильно распорядиться шансами.


P.S.
По данным Министерства юстиции Украины, в стране зарегистрировано 102 политических партии. В 2003 году проводилась проверка уставных документов политических партий на соблюдение ими требований закона. После проверки из зарегистрированных на 1 января 2003 года 125 политических партий решением Верховного Суда было ликвидированы 26 партий, 2 партии заявили о самороспуске.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам