Старики-разбойники

То, чего больше всего боялся Владимир Путин – «экспорта украинской революции» в Россию, из страшного сна превратилось в быль. 122-й федеральный закон, заменявший льготы денежными выплатами, вызвал стихийные митинги по всей стране и уже вынудил местные и федеральные власти внести в него существенные коррективы, которые, по сути, сводят на нет все попытки сэкономить деньги на бедных. Интересно, что в Украине монетизация льгот должна была начаться в 2002-м и завершиться в 2006-м. Даже стартовал ее первый этап – сбор документов для внесения в реестр. Но в связи с выборами сроки реформы перенесли. Теперь у нас есть шанс учиться на чужих ошибках…

Война 14 миллионов

С 1 января 2005 года система социальной поддержки малообеспеченных россиян радикально изменилась. Многие натуральные льготы (бесплатные лекарства, проезд на общественном транспорте, скидки на оплату услуг ЖКХ) были заменены денежными компенсациями. Проблема в том, что 14 миллионам «федеральных» льготников – инвалидам и ветеранам войны, пострадавшим от радиации, а также лицам, имеющим звания героев, был гарантирован «минимальный социальный пакет» размером 450 рублей в месяц. Однако большинство льготников – около 21 млн. человек – были переведены на попечение региональных бюджетов. В зависимости от своих возможностей каждый субъект Федерации установил список предоставляемых им льгот и размер ежемесячных денежных компенсаций. В среднем ежемесячное пособие вышло на уровень 200-300 рублей. Полностью монетизировали льготы только четыре региона, а 17 регионов сделали это частично. Если учесть, что около половины из 145 млн. граждан России имели право на бесплатный проезд как пенсионеры, члены семей с низкими доходами и инвалиды, а с 1 января это право утратили, получив вместо этого денежные компенсации, резонанс 121-го закона можно сравнить с «законодательным цунами».

И вот молчавшие всю дорогу российские пенсионеры начали устраивать пикеты и блокировать дороги в знак протеста против отмены государственных льгот. Несмотря на то, что акции протеста не были многолюдными и собирали в среднем от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, они стали знаковым событием, так как впервые за пять лет работы Путина на посту президента РФ против него массово поднялся народ. Более того, стихийные митинги нанесли непоправимый удар по популярности Владимира Путина: впервые его рейтинг упал ниже отметки в 50%. Подобное было лишь во время катастрофы подводной лодки «Курск», когда президент сохранял неуместное молчание, а общественность «сходила с ума» от противоречивых данных – то ли стучат моряки в обшивку, то ли всех уже затопило.

Примечательно, что на сторону «восставших пенсионеров» перешли некоторые статусные лица: в условиях российской модели «демократии сурового режима» это близко к тихому политическому бунту. Например, совершенно неожиданно на защиту митингующих встал Патриарх Алексий II, который вообще-то не выступает с критикой властей. Предстоятель Русской Православной Церкви настаивает, что «преобразования ни в коем случае не должны лишить людей реальной возможности пользоваться транспортом и связью, сохранить свое жилье, иметь доступ к медицинской помощи и лекарствам по закону и по высшему, нравственному праву».

Опять же внезапно с критикой реформы выступил и высокопоставленный представитель Министерства обороны – главнокомандующий военно-воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов. По его словам, «вступивший в силу закон об отмене льгот, в первую очередь, ударил по молодым офицерам, которые получают и так небольшую зарплату».

Пенсионеров поддержали и молчавшие ранее профсоюзы Санкт-Петербурга и Ленобласти. На заседании координационного комитета единых действий была принята резолюция, призывающая начать подготовку массовых акций протеста против монетизации. В свою очередь, председатель объединения профсоюзов «Соцпроф» Сергей Храмов заявил, что его организация готова «не только взять на себя юридическую защиту тех, кого привлекают или еще привлекут к ответственности, но и организовать подобные акции протеста».

Между тем, вчера в Петербурге при помощи профсоюзов подан первый судебный иск против монетизации льгот. Истец оспаривает отмену бесплатного проезда в городском транспорте для пенсионеров. Мотивация иска проста: компенсация за бывший бесплатный проездной билет покрывает только 40% его стоимости, а федеральный закон о монетизации запрещает ухудшать положение граждан.

Не может не пугать Путина в нынешней ситуации и то обстоятельство, что, хотя все понимали – бить стариков последнее дело, борьба за «натуральные льготы» не обошлась без жертв. В Подмосковье несколько митингующих получили увечья, в Петербурге один человек погиб. В Ижевске пенсионеры не только блокировали центральные улицы города, но и прорвались сквозь оцепление милиции вокруг здания правительства Удмуртии: сдержать пять тысяч стариков блюстители порядка не смогли. Несмотря на почтенный возраст, протестующие провоцировали милиционеров на драку. Защищать вход в здание правительства пришлось уже ОМОНу. Прорваться внутрь пенсионерами не удалось, и они просто блокировали все входы в здание, не пуская чиновников на работу, требуя, чтобы к ним вышел президент Удмуртии Александр Волков и председатель правительства республики Юрий Питкевич.

Большое отступление

В результате власть пошла на попятную. «Война» подмосковных стариков уже закончилась полной победой – областные власти вернули им практически все льготы. Кроме того, между правительством Москвы и руководством Мособласти подписано соглашение о беспрепятственном передвижении льготников по Подмосковью и Москве, в частности в столичном метро. В данном случае идеально подходящей оказалась пословица «скупой платит дважды». Пересмотр монетизации обойдется Подмосковью примерно в 18 млрд. руб., что составляет почти 70% бюджета.

Скажем, на внеочередном заседании Мособлдумы депутаты в срочном порядке внесли поправки в закон об областном бюджете, касающиеся пересмотра системы денежной компенсации льгот на проезд. Так вот, если раньше на эти цели предполагалось выделить чуть больше 3 млрд. рублей, то теперь дополнительно «нашелся» еще миллиард. Более того, областные власти в срочном порядке заключили соглашение с ОАО «Российские железные дороги» о проезде льготников на бесплатной основе и с 50-процентной скидкой, что потребовало еще 411 млн. рублей. В официальном заявлении правительства Мособласти сказано, что возвращение натуральных льгот стало возможным за счет сокращения расходов на другие областные социальные программы.

К аналогичному соглашению наверняка придут и власти Петербурга и Ленинградской области. Похожая ситуация складывается и в большинстве других регионов страны, решившихся на монетизацию. Правда, подразумевается, что делать это они должны за счет региональных бюджетов, в которых, за исключением некоторых регионов-доноров, таких денег просто нет. А значит, власти этих регионов вынуждены будут просить федеральных субвенций. Впрочем, федералам и так не удалось сильно сэкономить. Заметно напуганные масштабами народного гнева, министры российского правительства решили уже с 1 февраля на 15% поднять базовую часть пенсии (ранее ее планировали увеличить на 5% с 1 апреля).

Впрочем, радоваться тому, что страсти уже отгремели, рано. Как полагает научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, новая волна протеста поднимется в конце января — начале февраля, когда люди пойдут платить за жилье и коммунальные услуги. С 1 января в России введена 100%-ная оплата услуг ЖКХ. В подавляющем большинстве регионов это означает, что тарифы на них повышены в среднем на 15-35%. Понимая это, политики готовятся ко «второму раунду» противостояния.

Как обычно бывает в таких ситуациях, напомнила о своем существовании законодательная власть. Госдума вынесла на пленарное заседание Обращение к правительству РФ в связи с выполнением закона о льготных выплатах. Депутаты, проголосовавшие за закон, решили умыть руки и обвинили во всем правительство («не подготовились, гады, как следует») и местную власть, которая не выполняет положения закона.

Политики и политологи прогнозируют, что общество стоит на пороге масштабного социального кризиса. Оптимисты заявляют о трех грядущих отставках: министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, министра экономического развития Германа Грефа и министра финансов Алексея Кудрина, пессимисты допускают, что Путин рано или поздно пожертвует премьером Михаилом Фрадковым. Ведь правительство действительно просчиталось, не предусмотрев столь негативной реакции миллионов россиян на реформу соцобеспечения, и сделало Путину колоссальную «медвежью услугу».

И дело даже не в том, что сейчас придется тратить дополнительные средства на компенсационные выплаты. Осмелевший народ уже не будет молчать, и новые поводы для недовольства появятся очень скоро. Например, в феврале-марте неприятный сюрприз ожидает инвалидов, когда те пойдут в больницы на очередное освидетельствование. С нового года критерии инвалидности стали более жесткими, и многие люди могут не получить инвалидность.

Украинский вариант

Надо заметить, что Украина еще раньше России собиралась переходить на монетизацию льгот. Еще в бытность Анатолия Кинаха премьер-министром Кабмин своим постановлением № 253 от 2 марта 2002 года утвердил т.н. «Стратегию замены системы льгот на адресную денежную помощь населению». Однако активное сопротивление левых фракций помешало большинству Верховной Рады провести отмену льгот в бюджетном законе на 2003 и 2004 годы. И наконец, весной прошлого года правительство Виктора Януковича признало постановление от 2 марта 2002 года утратившим силу. Стратегия замены системы льгот адресной денежной помощью была отложена в долгий ящик.

Вместе с тем, проблема продолжает волновать экономистов до сих пор. Законодательство Украины предусматривает чрезвычайно широкий круг льгот объемом примерно в 30 млрд. грн. ежегодно: на них имеют право около 43% населения. Практически в половине семей есть хотя бы одно лицо, которое имеет право на получение льгот. Все это лежит на бюджете тяжелым бременем. С другой стороны, возмещение населению стоимости льгот денежной наличностью даже в размере 4-5 мрд. гривен может вызвать возрастание темпов инфляции на 5%. А то и на все 10%. Так что «монетизация» является палкой о двух концах и вряд ли будет реализована в текущем году. Скорее всего, взамен отмененного постановления будет принято другое, и до 2006 года внедрение адресной денежной помощи будет ограничиваться бюрократической подготовительной частью работы. В частности, созданием персонифицированного учета получателей помощи; утверждением порядка предоставления адресной помощи и т.д.

К слову, два года назад в соответствии с тем самым постановлением № 253, а также еще одним – за № 117 «О Едином государственном автоматизированном реестре лиц, имеющих право на льготы», нашим льготникам приходилось топать в собесы с кипой документов, чтобы подтвердить свое право на льготы. И украинские пенсионеры тоже возмущались, выражая свое недовольство в пикетах под Кабмином. Потом новшества были отменены. Скорее всего, из-за приближения президентских выборов. Примечательно, что отечественные аналитики не усматривали в отмене льгот «политической бомбы», и пока не могут ответить на вопрос: если бы реформа в Украине прошла раньше, учились бы россияне на наших ошибках или все завершилось бы без эксцессов…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам