Одиннадцатый

Премьерами не рождаются, премьерами становятся. Кто будет одиннадцатым по счету главой Кабинета министров? После того как 31 декабря Виктор Янукович сложил с себя премьерские полномочия, обсуждение кандидатуры его преемника стало основным посленовогодним развлечением политической «тусовки».

Однако в активную фазу национальная игра «угадай фамилию нового премьера» вошла только сейчас. Причин для этого несколько: снятие моратория, наложенного Виктором Ющенко на кадровые назначения, возвращение самого Виктора Андреевича к активной политической жизни, приближающаяся дата инаугурации, за которой последует интимный момент определения главы народного правительства. К слову, парламент уже приведен в состояние повышенной боевой готовности — всю будущую неделю Верховная Рада работает в пленарном режиме.

Сам же президент Ющенко вот уже несколько дней подряд проводит консультации с основными претендентами на пост начальника Кабмина: именно ему, сразу после принятия присяги, придется назвать кандидатуру будущего главы правительства и предложить ее на утверждение сессионного зала. Главный принцип переговоров: никаких персоналий и конкретных обещаний. Речь идет только о принципах формирования новой власти. Их два: в новом правительстве не должно быть старых лиц и людей, тесно связанных с бизнесом. Учитывая список кандидатур, на которых ставят в парламентском тотализаторе, могут возникнуть интересные комбинации и перетасовки. Впрочем, никто не обещал, что будет легко.

Тем более что любая премьериада — это сложная многоходовка. С одной стороны, все зависит от Виктора Ющенко, который должен послать четкий месседж по поводу будущего премьер-министра. Виктор Андреевич несколько раз озвучил список претендентов и, в частности, подтвердил свою готовность поддерживать Юлию Тимошенко, которая плечом к плечу прошла с ним весь электоральный путь. Но это, как всегда, ни о чем не говорит. С другой стороны, сами кандидаты должны «не ждать милостей от природы», а доказать президенту, что способны построить эффективную систему отношений по линии премьер—парламент.

Напомним, что на сегодняшний день существует четыре явных и несколько «тайных» премьерских креатур.

Открыто обсуждаются возможности утверждения базовой четверки кандидатов: Петр Порошенко, глава Бюджетного комитета ВР, Юлия Тимошенко — лидер БЮТ, партнер Ющенко по коалиции «Сила народа», главный социалист, идеолог конституционной реформы Александр Мороз и экс-премьер Анатолий Кинах. Но при этом «за кадром» остаются еще несколько фамилий, способных сыграть решающую роль в кадровой кампании-2005. Возникает даже легкое чувство дежа-вю, поскольку сегодня процесс согласования кандидатуры народного премьера напоминает поиск сменщика Виктора Ющенко в 2001-м году. Если кто помнит, предполагалось, что кресло Виктора Андреевича после его отставки займет Николай Азаров. А в результате премьерский приз достался Анатолию Кинаху — лидеру Партии промышленников и предпринимателей. Нечто похожее может случиться и во время премьериады нынешней. Почему? Несмотря на близость срока премьерского представления, нельзя с достаточно высокой точностью определить шансы каждого из четырех соискателей титула главы народного Кабмина быть утвержденным в сессионном зале парламента. И дело не в отсутствии депутатской поддержки: спикер Владимир Литвин прогнозирует, что любой предложенный президентом кандидат на должность главы Кабмина соберет не менее 250 голосов. Причем с первого раза.

Но есть нюансы. Например, чем точнее говорят о шансах конкретного соискателя портфеля, тем менее прогнозируем результат голосования. Лично меня сильно настораживают ликующие заявления лидера «Яблока» Михаила Бродского, который на 100% уверен в том, что победа в премьерском забеге гарантирована шефу парламентских бюджетников Петру Порошенко. Как правило, подобный стиль поведения способен привести только к провалу.

Еще один нюанс — чем более открытыми в своих желаниях являются кандидаты на пост главного министра, тем активнее мобилизуются работающие против них ресурсы. Вот вам конкретный пример: как только стало известно о консультациях, которые Петр Порошенко провел после победы Виктора Ющенко с представителями ряда фракций и спикером, как Юлия Тимошенко нанесла ударный визит в Донецк. В результате стали поговаривать о том, что лидеру БЮТ удалось «договориться» с Ринатом Ахметовым и часть фракции «Регионы Украины» отдаст свои голоса в пользу Юлии Владимировны — если ее кандидатура будет вынесена в сессионный зал. Естественно, эта пара играет на понижение рейтинга друг друга. Они союзники в «оранжевой» революции, но противники в борьбе за премьерское кресло. Можно сказать, что Юлия Владимировна и Петр Алексеевич вышли в финал условного рейтинга премьерских предпочтений: их шансы оцениваются как равные и довольно высокие, из чего следует — положение этой «премьерской пары» не такое уж устойчивое. Зато растут шансы Анатолия Кинаха и Александра Мороза, поскольку их место в списке парламентских симпатий определено недостаточно четко.

Кроме того, и лидер Украинского союза промышленников и предпринимателей, и главный социалист претендуют на роль консолидирующих фигур, поскольку их назначение способно удержать оппозицию от конфликта на правительственной почве: драка за портфели — не слишком красивое продолжение «оранжевой» революции. Не исключено, что возникнет необходимость в предложении почти нейтральных кандидатур, поскольку ни Кинаха, ни Мороза нельзя назвать политиками, полностью дистанцированными от основных политических групп влияния, пытающихся освоить кабминовскую площадку. Анатолий Кириллович способен найти общий язык со многими фракциями экс-большинства (например, с НДП, независимыми депутатами, частью «трудовиков»), зато лидер СПУ в состоянии контактировать с новыми «меньшевиками». При таком раскладе, естественно, повышаются и стартовые возможности «темных лошадок», вроде Виктора Пинзеника или Юрия Еханурова: они как бы есть в списке претендентов на пост главы Кабмина, но их придерживают до начала «большого дерби». Итак, что мы имеем в сухом остатке?

Фактически, за несколько дней до часа «Х» вырисовались три премьерские пары: Петр Порошенко—Юлия Тимошенко, Анатолий Кинах—Александр Мороз, и Юрий Ехануров—Виктор Пинзеник. По очкам вроде бы выигрывает Петр Алексеевич, но у Юлии Тимошенко в рукаве «донецкий козырь». Ющенко должен сделать непростой выбор между политиком из своей команды, опытным бюджетником и просто близким другом и коалицианткой, которая многое сделала для победы «оранжевой» революции и лично Виктора Андреевича. Кроме того, лидер БЮТ способна серьезно изменить существующие властные расклады: достаточно лишь вспомнить методы ее работы в правительстве Ющенко — когда Юлия Тимошенко возглавляла топливно-энергетический блок правительства, энергетические и газовые олигархи рыдали… Именно поэтому возможно использование различных схем утверждения главного министра народного правительства. Все зависит от уровня определенности, на который выйдет новый президент.

Способ № 1: «Ура! Получилось!». Президент Ющенко предлагает кандидатуру премьера, и она проходит с первого же раза. Парламентский вотум доверия — от 250 до 280 голосов.

Способ № 2: «Пробный шар». Виктор Андреевич вносит «пробную» кандидатуру, которая не набирает в сессионном зале достаточной поддержки и «сгорает». В результате на парламентской авансцене появляется реальный претендент, за которого и будут голосовать. Поговаривают, что «пробным шаром» может стать Юлия Тимошенко.

Способ № 3: «Тайное голосование». Народного премьера будут поддерживать тайно или явно? Это немаловажный факт, который непосредственно сказывается на результатах голосования. Если проводить его втемную, то можно организовать нехватку голосов — элементарно, Ватсон! Допустим, Юлии Владимировне не хватило всего пары голосов. Обидно, но что делать… Все довольны, особенно соперники в борьбе за кресло главы КМ, премьериада продолжается.

Способ № 4: «Рейтинговое голосование». Почти фантастический вариант, но и его нельзя сбрасывать со счетов. Принцип рейтингового отбора заключается в том, что пост премьера получает тот соискатель, за которого проголосовало больше всего депутатов. Данный вариант возможен только в случае затянувшихся консультаций по премьерскому вопросу.

Что касается спикера Владимира Литвина, то он действует в полном соответствии со сложившейся переговорной ситуацией. Сразу после блиц-визита в столицу России Владимир Михайлович объявил, что парламент поддержит любую кандидатуру премьера, внесенную новым главой государства. Что означает такое заявление? Исключительно одно: глава ВР прекрасно понимает, чем грозит локализация премьерского вопроса только в одном направлении — парламентском. В результате ответственность президента в вопросе определения главы правительства «размывается» и все претензии по поводу премьерского согласования будут адресованы Литвину. Поэтому он заранее подстраховался… Спикера можно понять: начинается уже парламентская кампания и задача Литвина — удержаться на пике популярности. Кроме того, при любом раскладе и любом премьере аграрная фракция (которая медленно, но верно пополняется неофитами) получит в новом Кабмине как минимум два неплохих поста, так что подыгрывать одной из премьерских креатур у председателя Верховной Рады просто нет надобности.

С премьерской неопределенностью связана и неустойчивость парламентского большинства. Номинально оно есть, люди голосуют дружно и слаженно, но вот четкого оформления ПБ пока не получило. Это и неудивительно: формирование большинства — процесс многоступенчатый и сложный, к тому же он напрямую связан с созданием правительства. Как известно, сил коалиции, состоящей из представителей «Нашей Украины», БЮТ и Соцпартии, недостаточно для решения главного кадрового вопроса января. Придется привлекать к консультациям «посторонних». В таких невнятных условиях судьба премьера зависит от фракций, в большинство не входящих. Соответственно, вести переговоры необходимо как минимум с 5—6 группами («Единая Украина», «Центр», «Деминициативы», независимые, НДП, НАПУ), чтобы получить убедительный результат поддержки, а не голосование «впритык». Да и потом, практически все претенденты на пост главы Кабмина — взрослые люди, которые не первый день в политике. Они понимают, что делать ставку только на голоса новых «большевиков» нецелесообразно, и поэтому будут страховаться с помощью групп, входящих уже в лагерь «меньшевиков» (коммунисты, эсдеки, «Регионы Украины»). Правда, с КПУ договариваться мало кто рискнет (разве что Александр Мороз). Слишком велика вероятность «кидка». Но существует искушение воспользоваться ресурсом фракции регионалов… Правда, гораздо большая вероятность того, что резервы «меньшевиков» будут использованы не в качестве поддержки, а как блокирующее средство, или проще говоря, для «завала» претендентов. Поэтому все кандидаты в премьеры старательно избегают фальстарта. Но есть и другие сдерживающие факторы: основные фигуры, введенные в премьерскую игру, понимают, что «вырождение» революции в банальные правительственные торги грозит потерей доверия народа к новой власти. Не случайно же и Виктор Ющенко, и большинство его соратников говорят об изменении подходов к главным кадровым вопросам, которые предлагается решать не с позиций личных симпатий или интересов групп, близких к коалиции победителей, а исключительно с точки зрения эффективности управления. В таком случае кабинетов хватит на всех. И похоже, что сейчас Ющенко ведет консультации даже не о премьерском стратегическом кресле: предметом переговоров является такой серьезный кадровый резерв, как должность секретаря СНБО, руководителя администрации главы государства, силовые министерства, губернаторские кресла… Только задействовав все механизмы управления (а не один кабминовский потенциал), команда Ющенко сможет реализовать программу нового президента, которого избрал народ. То есть программу народного доверия.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам