Кредит доверия

Перед традиционным новогодним наплывом украинских туристов в Польшу во многих гостиницах и на базах отдыха этой страны состоялись собрания обслуживающего персонала. Польские менеджеры обратились к своим сотрудникам с просьбой: не обижать гостей из Украины, которые приехали к ним отдохнуть после «оранжевой» революции. Они-де теперь представляют свободную страну. Почти европейцы. И, надо сказать, поляки действительно постарались.
По словам одного из украинских туристов, который уехал отдыхать сразу же после голосования 26 декабря, перемены разительные: украинцам стали давать в номерах халаты (!), одноразовые тапочки и даже поставили электрические чайники. На горнолыжных трассах в Закопане и Кринице можно увидеть людей с оранжевыми шарфами и в шапочках с надписью «Так! Ющенко». Автолюбители, которые добирались на курорты на собственном транспорте, утверждают, что наличие оранжевой ленточки способствует относительно быстрому прохождению таможни. В польских газетах из номера в номер печатают репортажи о ситуации в Украине, Виктор Ющенко назван «человеком года», а на автотрассах можно встретить плакаты с надписью на польском «Свободная Украина!». Только последствия цунами и скандал, связанный с приватизацией польского предприятия «ПКЗ», на некоторое время перекрывают украинскую тему. В некоторых городках даже появились граффити на заборах: апельсины с подковой и призыв на украинском: «Свободу Шкилю!».

Почему Андрея надо выпускать на свободу, когда его никто в последнее время не сажал, — непонятно. Возможно, поляки не совсем разбираются в особенностях украинской политической ситуации. Да и наши не могут им особенно помочь, поскольку самые простые вопросы ставят их в тупик. Например, кто сейчас президент Украины? После выяснения всех нюансов оказалось, что Леонид Кучма. Мелочь, конечно, а неприятно. Они считают, что официальное признание Виктора Ющенко — лишь формальность. Не понимают, почему это все так долго тянется. Можно сказать, что международный кредит доверия у Виктора Андреевича уже есть. Причем не только в Польше. Дело даже не в том, руководство каких стран поздравило Ющенко с победой, не дожидаясь официального оглашения результатов голосования в третьем туре президентских выборов. «Оранжевая» революция стала символом перемен в нашей стране. Это, наверное, самый большой политический вклад Украины за последние тринадцать лет.

Затянувшийся процесс вступления в должность нового президента, как ни странно, только способствует укреплению кредита доверия к Ющенко со стороны европейского сообщества. Например, в канун старого Нового года Европарламент принял резолюцию по Украине, в которой призывает исполнительные органы ЕС рассмотреть более тесные формы ассоциации с Украиной. Еще некоторое время будет продолжаться эйфория, связанная с «оранжевой» революцией. Она пока представляется как некое абстрактное действо, главными участниками которого являются украинский народ и Виктор Ющенко. Правда, еще поляки выделяют Юлию Тимошенко: «Красивая женщина, ничего не боится». Поскольку существует лишь абстрактный прототип новой власти, то и обвинять ее практически не в чем. Она лишь собирает урожай позитивных сигналов со стороны Евросоюза и США. Россия подчеркнуто дожидается официального объявления окончательных результатов и на данном этапе не может выстраивать новую концепцию отношений с сильно изменившимся «оранжевым соседом». Нет полноправного политического партнера.

Ситуация «безвластья», которую уже успели окрестить «глобальной сменой политических элит», еще некоторое время будет играть на руку новой команде. По крайней мере, до конца января кредит доверия новому президенту не снизится. Зато сразу после инаугурации Виктору Ющенко придется проводить первые «выплаты» из накопленных на электоральных счетах политических капиталов. Первый «транш» уйдет на «оплату» нового премьера. Виктору Андреевичу придется расплачиваться своей популярностью за любого преемника Виктора Януковича, поскольку ни один из сегодняшних претендентов не в состоянии полностью удовлетворить накопившиеся в обществе и в истеблишменте ожидания быстрых и решительных перемен. Появление новой фигуры премьера однозначно станет трактоваться как начало новой политической интриги. «А вот в сентябре должна состояться конституционная реформа, и у … (вставляется фамилия главы правительства) окажутся реальные рычаги управления». Затем появятся гипотезы о формировании в парламенте пропремьерского большинства, амбициях нового хозяина КМ на 2009 год (очередные президентские выборы). За все это придется расплачиваться Виктору Ющенко, поскольку одиннадцатый по счету премьер — его креатура.

Вторым «траншем» Виктор Андреевич оплатит свою «силовую квоту». Напомним, что в соответствии с действующей Конституцией, президент назначает руководителей СБУ, Минобороны и Министерства внутренних дел. Не надо говорить о значении силовиков в постреволюционный период. Особенно когда вовсю идут разговоры о необходимости провести «зачистки», удалить из власти «рудименты прошлого» и так далее. Руки, как правило, у многих начинают чесаться. Поэтому любые силовые ставленники Ющенко обречены на критику. Если они активно начнут действовать, то посыплются обвинения в выполнении политического заказа. Если займут нейтральную позицию, то Виктора Андреевича станут обвинять в бездействии и попустительстве. Одним из вариантов выхода из ситуации является изменение структуры силового блока. Например, путем повышения роли Совета национальной безопасности и обороны. Это позволит несколько «размыть» эффект от персонализации силовиков. Однако расход кредита доверия все равно неизбежен.

Третий «транш» будет выплачиваться по региональным счетам. Искусственно раскрученная политтехнологами проблема востока и запада Украины еще не раз аукнется в период президентства Виктора Ющенко. Ее можно называть беспочвенной и надуманной, однако решения, в первую очередь кадровые, принимать придется. Региональные элиты гораздо более консервативны, чем «центральный истеблишмент», и поэтому первые кадровые шаги на этом поле должны быть выверены с иезуитско-ювелирной точностью. Ведь на местах еще сильны византийско-азиатские традиции: кто с кем сидит, как кого приветствует и так далее. Распутывать этот клубок сложно. Но выхода нет.

И, наконец, четвертый «транш» придется направить на Россию. На «оплату» отношений с Кремлем уйдет львиная часть кредита доверия нового президента. Этот «транш» станет самым «затратным» для Ющенко. Дело даже не в том, что российскую карту станет разыгрывать новая «непримиримая» оппозиция во главе с Виктором Януковичем. Достаточно просто посмотреть на цены на бензин в той же Польше. Свыше одного доллара за литр. А потом прикинуть, чем это грозит нам. Со всеми вытекающими последствиями, поскольку рост цен на бензин — лишь первая часть цепочки всеобщего повышения цен. При этом новому президенту придется проявлять твердость, поскольку снова встать в «многовекторную геополитическую позу» не получится.

Выплата всех «траншей» новым президентом будет продолжаться в режиме «он-лайн». Доверие — штука хрупкая. Фанатизм в этом отношении — гораздо более устойчивый феномен, но в сфере политики его применять не рекомендуется. История предупреждает: возможны неприятные прецеденты. Поэтому расход полученного кредита доверия — непростая задача. Падение рейтинга популярности лидеров является объективным последствием их шагов. Нельзя нравиться всем и сразу. Да этого и не нужно делать. На то он и кредит, чтобы его тратить с умом, а не транжирить на мелочи. При этом также не следует увлекаться традиционными методами спасения популярности, характерными для нецивилизованных режимов. Имеется в виду вариант с поиском внутренних, а также внешних врагов, которые «мешают обществу нормально жить и развиваться». Некоторое время можно заниматься ловлей «вредителей» и устраивать показательные мероприятия с привлечением прокуратуры. Но когда заканчиваются зрелища, народ обычно начинает требовать хлеба.

Еще раз подчеркнем: команда Ющенко пока находится в выгодном положении, поскольку действия его главного оппонента расцениваются как попытка оттянуть свой конец. И в этом отношении Виктор Янукович играет на руку Виктору Андреевичу. Последний выступает в роли фактического президента, которому не дают работать. Парламент даже приостановил приватизацию до формирования нового состава правительства. Кредит доверия Ющенко находится в полной сохранности. Некоторые им уже пользуются. Имеются в виду украинские туристы, которым, напомню, стали выдавать одноразовые тапочки.

А после «легализации» (инаугурация) начнется выплата «траншей». Платить придется Ющенко. В настоящее время он является единственным кредитоспособным «клиентом». Поэтому сам процесс должен проходить с максимально высокой степенью эффективности и по новым правилам. Сценарий, который был использован Виктором Януковичем (фракционные квоты на власть в правительстве), уже не проходит. Все прекрасно помнят, к чему это привело. Большинство в парламенте, конечно, надо создавать, но не на основе банального дележа портфелей. Как вариант можно использовать близость парламентских выборов. Это, кстати, не самый плохой стимул для объединения. Конечно, он достаточно сложен и громоздок, но, тем не менее, более эффективен. А если еще повысить проходной барьер в парламент для партий с 3 до 7%, то у многих политиков появится повод подумать о совместном будущем. Да и структуру правительства можно кардинально изменить, поскольку, как известно, бюрократический аппарат обладает значительным запасом политической инерции. Без него, конечно же, ничего не сделаешь, но и становиться заложником аппаратных интриг тоже нельзя.

В общем, кредитная история для Виктора Ющенко только начинается. Революция переходит из абстрактной в совершенно конкретную, персонализированную фазу.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам