В тылу врага

Юлия Тимошенко поехала в Донецк. Некоторые утверждали, что этого не случится. Что не выдержат нервы, и она откажется. Что. даже если это все же случится, в Донецке ее будет ждать соответствующий прием. Однако она поехала, невзирая на угрозы, возможные провокации и прочие инциденты неприятного характера. Сказать, что Донецк ее принял с распростертыми объятиями, нельзя. Но ведь и инцидентов никаких не случилось. Ну а кульминацией ее визита стал эфир на ТРК «Украина», в возможность которого также многие не верили.

Но это случилось. В уютной студии канала их было трое – две ведущие и Юлия Владимировна в оранжевой футболке «Шахтера». Символизм этого поступка трудно недооценить. Сама же Тимошенко объяснила свой пассаж желанием «объединить людей», с которым она, собственно, и приехала. И в качестве примера объединения рассказала, что победе «Шахтера» над «Барселоной» на Майдане радовались не меньше, чем решению Верховного суда. «Поэтому сегодня я одела эту форму «Шахтера», которую получила в подарок от члена вашего клуба», – заключила Юлия Владимировна.

В дальнейшем ее слова и поступки отличались не меньшей примирительной изящностью. И в какой-то момент стало очевидно, что в этом странном танце, организованном донецкими телевизионщиками, вела именно Тимошенко. Остальные субъекты процесса лишь неумело переставляли ноги, вслед за ее стремительными движениями.

Впрочем, о качестве эфира сегодня не хочется говорить. Пусть оценку ему поставит каждый, кто видел все собственными глазами. На самом деле, содержание беседы куда интереснее.

Например, Юлия Тимошенко рассказала, что никогда не делала обидных заявлений в сторону Донбасса, вроде распространенного – о том, чтобы обнести донецкую и луганскую области колючей проволокой или закатать асфальтом одесский 7-й километр. Она назвала подобную информацию «черными» технологиями, но все же извинилась. «Одной из черных технологий было то, что нарезали цитаты грязные в штабах и подавали как слова оппонента», – рассказала Тимошенко. – Ни одна из них мне не принадлежала, но я хочу извиниться за то, что сказала нехорошее. Но из моих уст не было ни одного оскорбительного слова о донетчанах и луганчанах. И я приехала, чтобы растопить лед в наших отношениях».

В то же время она признала «жесткие» слова, сказанные в свое время с трибуны Верховной Рады, которые касались депутатов фракции «Регионов Украины», которым она советовала повеситься на сине-белых шарфиках. Любопытно, что соответствующий сюжет был специально показан по ТРК «Украина» в начале этого эфира. Тимошенко заявила, что за все время это были «самые жесткие» ее слова в адрес донецких. Она также объяснила причину. Весьма своеобразно. «Вы должны понимать, что депутаты – это большая семья, и если мать может сказать ребенку «я тебя убью, если не позавтракаешь», то это не означает, что она его действительно хочет убить. Иногда эмоции возникают, но быстро проходят», – сказала она.

Тимошенко также развеяла миф о том, что она якобы собирается стать губернатором Донецкой области. Она заявила, что это неправда, и выразила мнение, что «губернатором в Донецке должен стать человек, который родился, учился и работал в Донецке». При этом она снова предложила забыть «грязные цитаты».

Достаточно эффектным также оказалось ее заявление о том, что Донбасс не проиграл выборы. «Прежде чем говорить жесткие слова, надо полгода посмотреть, что будет делать эта власть», – сказала она, напомнив, что когда она пришла в правительство, в Кабмине висели счетчики частоты энергетической системы, которые в случае критического ее состояния подавали сигнал. «Когда я пришла в свой кабинет, счетчик гудел», – рассказала Тимошенко. Тимошенко также напомнила, что в то время, когда она работала в Кабинете министров, «в стране каждая лампочка горела», и добавила, что покинула правительство потому, что «десятки миллиардов гривен потеряло окружение Кучмы, которое за это бросило ее из кресла в тюрьму».

А после этого произошло то, чего, судя по реакции, никто в студии не ожидал. По степени воздействия на публику (имеются в виду телезрители, а не те, кто стоял в это время на улице, желая задать вопрос) этот шаг оказался не менее сильным, чем решение одеть футболку «Шахтера». Сначала Юлия Владимировна поблагодарила ТРК «Украина», а также «людей, которые владеют» этим телеканалом, за то, что ее пригласили и дали возможность высказаться. А после этого она подарила большое красное сердце, которое, по ее словам, является «реликвией, которую подарили ей перед парламентскими выборами». «Я хочу оставить его как частичку…», – сказала она, после чего ее прервала ведущая, пожелавшая спросить людей на улице, «хотят ли они принять это сердце». На улице, с которой на протяжении всего эфира доносились оскорбления вроде «воровка!» или «Тимошенко в тюрьму!», этот вопрос так и не услышали…

И лишь в конце передачи президент ТРК «Украина» принял символическое сердце и подарил в ответ букет белых роз.

Среди прочих заявлений, на которые можно также обратить внимание, слова Юлии Владимировны о том, что она не исключает возможность перехода в оппозицию по отношению к Виктору Ющенко. Тимошенко отметила, что уверена «в себе и своей команде» и в том, что «Виктор Андреевич Ющенко абсолютно с чистым сердцем берется за эту работу». Она также добавила, что в команде Ющенко есть «много прекрасных людей». «Но если будет что-то происходить, что будет возвращать старые традиции, если будет что-то происходить, что не вписывается в мое представление о честной политической работе, то, как бы мне ни было тяжело, я снова уйду в оппозицию», – заключила Юлия Владимировна. При этом она подчеркнула, что чувствует себя в оппозиции «некомфортно и иногда просто невозможно», но если у нее не окажется другого выхода, то она будет готова это сделать.

Данное заявление представляет интерес с той точки зрения, что, по мнению целого ряда политологов, Юлия Владимировна в перспективе может стать инициатором и активным участником новой оппозиции, которая, по их мнению, объединит в себе протимошенковские силы и… собственно, донецких. В этой связи подобные заявления, сделанные в Донецке, звучат достаточно двусмысленно.

С просьбой прокомментировать поездку Юлии Владимировны в донецкий регион мы обратились к известным украинским политологам.

Виктор Небоженко: Поездка Тимошенко имеет очень много политических смыслов. Самое простое, что бросается в глаза – это действительно попытка установить контакт между победителем и побежденным. И при этом она со свойственной ей политической хитростью делает это не прямо, а косвенно. С одной стороны, обращается к представителям донецкой ФПГ и, прежде всего, к Ринату Ахметову, прекрасно понимая, что сам факт таких переговоров резко ухудшает поле политического маневра для Януковича в Киеве.

С другой стороны, приезд такой знаковой фигуры «оранжевой» революции в Донецк является способом наладить коммуникацию через средства массовой информации, контролируемые донецкими олигархами. Способ наладить хотя бы первичную коммуникацию хотя бы с электоратом. И это еще один удар по Януковичу, который всячески апеллирует сегодня исключительно к демократическим правам донецкого электората. Это первое, что очевидно.

Кроме того, без всякого сомнения, для нее было важно не только почувствовать себя бесстрашной и получить очередную долю политического адреналина, которого так не хватает после бездарно закончившейся «оранжевой» революции, но и, видимо, важен сам процесс переговоров с хозяевами Донецка. Дело в том, что она старается стать примирителем Украины, но в этот раз она уже делает это не через «Нашу Украину», через Ющенко, а путем непосредственного обращения к более широкой донецкой группировке. Вполне возможно, что она ищет какие-то способы объединить голоса донецких и «Нашей Украины» в ходе голосования по кандидатуре премьер-министра. В таком случае можно будет обойтись в решении этого вопроса без коммунистов и эсдеков. И это очень важно, потому что до сих пор именно эсдеки и коммунисты брали на себя роль политической оппозиции, а все остальные находятся в поле политических договоренностей. Может быть, это и есть глубинная причина ее поездки в Донецк.

Что касается эфира на ТРК «Украина», то для Тимошенко это был блестящий эфир. Она была на 10 голов выше и ведущих, и бездарной организации процесса в студии и на улице. Донецк в политическом отношении очень плохо подготовился к «приему» Тимошенко. Обвинять ее в том, что многим инвалидам и пенсионерам так и не удалось проголосовать в третьем туре и не подозревать, что фракция «Регионов Украины» поддержала этот законопроект, в то время как в Донецке таких людей больше, чем во всей Украине, это было самым сильным ударом, нанесенным по общественному мнению и политическому незнанию жителей Донбасса.

Возвращаясь к коммуникации, хочу отметить, что это была лишь попытка коммуникации, но она в принципе не была рассчитана на то, чтобы Донецк на нее ответил. Дело в том, что диалог, коммуникации, диспуты – это свидетельство развитого уровня гражданского, да и любого общества. Поэтому мы к этому пока, откровенно говоря, не готовы. Я думаю, что потребуется не меньше года для того, чтобы установились совместные зоны сотрудничества Донецка и всей Украины.

Кость Бондаренко: Хотелось бы отметить несколько моментов. Во-первых, Донецкая область – это та область, которая находилась под контролем Юлии Тимошенко со стороны коалиции «Сила народа». Поэтому вполне естественно, что именно она поехала в Донецкую область. Кроме того, для нее это не первый визит. Она неоднократно ездила туда еще в ранге руководителя корпорации «ЕЭСУ» и в ранге вице-премьера Украины. И именно Донецк является камнем преткновения для Юлии Владимировны. В свое время донецкие бизнесмены очень жестко воспротивились попыткам корпорации «ЕЭСУ» навязать им свою схему игры на газовом рынке. Потом именно позиция донецких угольных баронов, которые воспротивились реформе угольной промышленности, в 2001 году обернулась отставкой Тимошенко с поста вице-премьера.

Сейчас она приехала в Донецк как своеобразный посол доброй воли из лагеря Виктора Ющенко. Это совсем не значит, что она будет преподносить Виктору Андреевичу Донецк на блюдечке. В первую очередь, она желает легитимизировать свое присутствие в Донецке, желает наладить личные контакты с донецким регионом, утвердиться в нем. Она сделала несколько легких завуалированных комплиментов в адрес Рината Ахметова. Еще раньше она постоянно посылала некие мэссиджи в адрес Виталия Гайдука. Это было еще до начала избирательной кампании. Также не следует забывать, что Тимошенко в ходе избирательной кампании несколько раз высоко оценила Виктора Януковича. То есть Юлия Тимошенко не делает сильно резких заявлений в отношении Донбасса. Более того, она пыталась некоторым образом загладить свои старые высказывания, которые она несколько раз опрометчиво произнесла с парламентской трибуны и в ходе выступлений на митингах. То есть она всячески пытается показать, что она не враг Донбассу.

В результате этот первый визит Тимошенко в новом качестве может многое значить для нее. Он может помочь наладить те контакты, которые впоследствии могут привести к тому, чем черт не шутит, что оппозиция по отношению к Виктору Ющенко будет строиться по линии Тимошенко–Янукович или Тимошенко–Донбасс.

Дмитрий Выдрин: Цели очевидны. Юлия Владимировна неоднократно говорила, и в том числе лично мне, что она не допустит никакого сепаратизма. Тем более сепаратизма номенклатурного – когда эти идеи высказывают не простые люди, а высказывает номенклатура. Поэтому, очевидно, одной из целей поездки было попугать немножко местную номенклатуру и предупредить, чтобы они не баловались с огнем.

Второй целью, очевидно, стало установление или поддержание бизнес-контактов с реальной донецкой элитой. И, насколько я знаю, эта цель была достигнута.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам