Союз обреченных

Украинский парламент – это куда более интересная штука, чем может показаться на первый взгляд. Периодически в нем можно наблюдать процессы поистине метафизического характера. Вот, например, закон сохранения материи утверждает, что ничто не берется ниоткуда и никуда не исчезает. Его можно лишь бесконечно перераспределять. В Верховной Раде Украины 450 народных депутатов. И независимо от того, в какой точке Вселенной мы находимся, их будет 450. Они могут объединяться и распадаться, в разных конфигурациях и пропорциях, однако при этом в любом случае где-то их количество неизменно уменьшается, а где-то – увеличивается.

За последние несколько недель их количество стремительно уменьшалось сразу в нескольких фракциях некогда большинства. Особо ощутимым это уменьшение стало для фракции партии «Трудовая Украина», из которой за 20 декабрьских дней вышло 19 депутатов, оставив на произвол парламентской судьбы 12 коллег. А также для лавирующей на краю пропасти уже не первый месяц НДП–ПППУ, которую за неделю покинули 7 человек, доведя число оставшихся до 9. Весомые потери также понесли объединенные эсдеки, однако о них в данном случае речь не идет.

И если, благодаря таким пертурбациям, кто-то с радостью смог констатировать увеличение своих рядов (например, НАПУ и «Единая Украина»), то сегодняшние политические аутсайдеры всерьез встали перед проблемой исчезновения своих представительств в парламенте. А в условиях действия сурового физического закона у них есть ровно два варианта действий, необходимых, дабы окончательно не кануть в Лету: либо в срочном порядке привлечь в свои ряды недостающее количество депутатов из других фракций или резко увеличившейся армии внефракционных, либо объединять то, что у них осталось.

Судя по всему, с первым путем у «трудовиков» и народных демократов не сложилось. А потому сегодня в парламенте было заявлено о создании фракции Народно-демократической партии и партии «Трудовая Украина». Об этом на пленарном заседании парламента известил всех присутствующих председатель Верховной Рады Владимир Литвин, зачитав соответствующее заявление и сообщив, что его подписали 18 народных депутатов.

В то же время глава регламентного комитета Валентин Матвеев напомнил, что в соответствии с регламентом, фракция в парламенте может быть создана лишь в начале сессии на основе депутатов, входящих в состав парламента. В связи с тем, что в данный момент мы наблюдаем лишь завершение очередной сессии, то пока речь может идти только о создании группы.

Как сообщает агентство «Интерфакс-Украина», Владимир Литвин поручил изучить сложившуюся ситуацию и дать соответствующие разъяснения.

Говоря об истории процесса, следует отметить, что если объединенная фракция действительно состоится, то можно будет констатировать, что тройка «Трудовая Украина»–НДП–ПППУ за два с половиной года успела перепробовать все вариации сосуществования.

Начиналось все оптимистично. Мощный провластный блок под руководством нынешнего спикера Владимира Литвина должен был символизировать собой единство власти и ее предержащих, сформировать большинство и начать плодотворно работать в тесном контакте с правительством. Однако незадача приключилась весьма скоро. Не прошло и полугода, как задекларированный в ходе выборов монолит дал трещину и распался на несколько фракций. Первоначально их получилось шесть: СДПУ(о), «Регионы Украины», «Трудовая Украина»–ПППУ, НДП и АПУ (ставшая позднее НАПУ), а также три группы: «Демократические инициативы», «Народовластие» и «Народный выбор».

Со временем и этот расклад неоднократно менялся. Однако до текущего года все происходило в общем русле – менялись конфигурации, однако суть, заключающаяся в наличии провластного большинства, сохранялась. Первым серьезным катализатором деструктивных процессов стал провал политической реформы в апреле. Почили в Бозе «Народовластие» и «Народный выбор».

В это же время произошли глобальные перемены в статусе героев нашего повествования. 21 апреля о своем самороспуске заявила фракция «Трудовая Украина»–ПППУ. В этот же день было объявлено о создании фракции «Трудовая Украина», в которую первоначально вошли 28 депутатов (потом их число увеличилось до 31). Среди них не оказалось председателя политисполкома партии Андрея Деркача, члена политисполкома Виктора Пинчука.

За день до этого член фракции Николай Онищук спрогнозировал распад «ТУ»–ПППУ. По его словам, депутаты, являющиеся членами Партии промышленников и предпринимателей, планировали создать свою депутатскую группу или фракцию, к чему их подтолкнуло заявление лидера партии «Трудовая Украина» Сергея Тигипко о том, что партия, которую он возглавляет, на парламентские выборы пойдет самостоятельно. Кроме того, он отметил, что между двумя партиями существуют разногласия как относительно идеологических, так и моральных ценностей.

Тогда же Онищук сообщил, что народные депутаты, входящие в Партию промышленников и предпринимателей, пока не смогут создать своей группы или фракции, но уже к летним каникулам планируют это сделать.

Однако их оказалось несколько меньше, чем, согласно регламенту, необходимо для создания своей группы. Вариант был найден в объединении с находящейся к тому времени под ударом массового оттока членов фракцией Народно-демократической партии. 14 мая было объявлено о создании фракции НДП–ПППУ, в которую вошли 17 депутатов. 3 июня в связи с переходом на должность министра Кабинета министров сложил свои депутатские полномочия ее член Анатолий Толстоухов. В сентябре из фракции вышел Владимир Мовчан.

До декабря этому конгломерату удалось продержаться в составе 15 человек, хотя к тому времени в нем уже наметились четкие центробежные тенденции. Их суть в том, что в ходе последнего съезда НДП было объявлено о создании так называемой «демократической платформы» партии, которая, в частности, выступила в поддержку кандидата в президенты Виктора Ющенко. В то время как бессменный лидер Валерий Пустовойтенко стал координатором коалиции сил в поддержку Януковича.

Однако по окончании выборов и разбушевавшейся «оранжевой революции» грянул кризис. 14 декабря партию покинул один из наиболее одиозных членов – губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев. А уже на следующий день начался отток народных депутатов – фракцию покинули сразу 4 депутата. Уже сегодня с утра было объявлено о выходе еще двоих. Среди тех, кто остался и на сегодняшний день остается верным своему «тонущему кораблю», 5 членов НДП, трое беспартийных и один представитель ПППУ, что само по себе никак не может свидетельствовать о крепости их позиций.

С другой стороны, «Трудовая Украина», которая ушла в самостоятельное плавание с целью остаться после 2006 года в уютной парламентской гавани, поначалу производила впечатление стабильной структуры, которой это задание, в принципе, под силу. Однако существующие внутри партии разногласия, наличие нескольких точек влияния, которые лидер Сергей Тигипко единолично попытался подчинить себе, всплыли на поверхность по окончании выборов. Победа Виктора Януковича, штаб которого возглавил Сергей Леонидович, была признана недействительной, сам он отстранился и, наконец, ушел с поста председателя НБУ и, в конечном итоге, на длительное время исчез из общественного поля зрения.

3 декабря был зафиксирован уникальный случай в истории украинского парламентаризм – сразу 10 народных избранников в один день покинули ряды одной фракции. И это было бы полбеды, все же можно было как-то существовать, но этот случай дал толчок к массовому исходу из рядов «трудовиков». После него еще на протяжении 10 дней новости о том, что кто-то из депутатов покинул фракцию, появлялись чуть ли не каждый день. В результате их количество сократилось до 12, что поставило некогда вполне успешных «трудовиков» в то же положение, в котором через неделю оказалась и НДП.

И вот эти две беды, вынужденные бежать от собственной политической смерти, встретились, объединившись в этакий союз обреченных. Обреченных не только сегодняшней ситуацией. Уже по результатам выборов 2002 года стали четко вырисовываться черты их будущего ухода в маргинес. Некогда мощная политическая структура, «кузница кадров» НДП сразу же оказалась в Раде среди аутсайдеров. И это притом, что на предыдущих выборах она представляла собой большинство и называлась «партией власти». «Трудовая Украина», хоть и находилась изначально в более выгодных условиях, на самом деле, представляла собой во многом виртуальную политическую силу. Ее идеология оказалась размыта и непонятна не только широким массам украинских граждан, но, по-видимому, и самим членам. В ней оказалось слишком много влиятельных и самодостаточных людей, которых так и не удалось и, видимо, не стоило пытаться поставить в общие рамки единоличной дисциплины. Наконец, она ни разу не прошла в парламент самостоятельно.

Этот краткий анализ позволяет нам смотреть на будущее нового объединения как в этом, так и в будущем парламенте весьма пессимистично. С одной стороны, Сергей Тигипко, появившись после длительного отсутствия, когда уже все свершилось, заявил о том, что он намерен построить партию, которая «станет умеренной левой силой, решения которой будут оказывать содействие людям, стремящимся работать и зарабатывать деньги». С этой партией он намерен попасть в следующий парламент и даже получить там большинство. В нынешнем же парламенте он намерен уйти в «деловую оппозицию», которая «будет работать в постоянном контакте с правительством».

С другой, как видим, формулировки по-прежнему размыты, а идеология все так же непонятна: оппозиция, которая тесно сотрудничает с правительством, «левая» партия, которая будет помогать другим зарабатывать деньги. К тому же г-н Тигипко умудрился вызвать негативные эмоции как со стороны команды Юшенко, так и со стороны Януковича, которому, независимо от исхода предстоящих перевыборов, прочат серьезное политическое будущее.

Наконец, в Раде пока нет примеров удачного сотрудничества конгломератов, подобных образованному. Это и описанные выше попытки объединения, и группа «Деминициативы–Народовластие», которая так же распалась после организации Богданом Губским собственной партии.

В результате два хороших и отработанных брэнда рискуют уступить место на политической арене новым и более амбициозным организациям, вроде Народной аграрной партии Владимира Литвина или «Единой Украины» Богдана Губского. Пока что основной отток «штыков» из бедствующих фракций «трудовиков» и «эндэпистов» пришелся как раз на эти фракции, если не считать внефракционных. Таков закон – если где-то что-то прибывает, значит откуда-то оно исчезает. К тому же все имеет свой срок годности.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам