"Тайная вечеря" в ФПУ

Еще не разошлись люди с Майдана Незалежности, еще били тамтамы возле здания Кабмина, но первые сомнения уже появились. Какой будет новая власть – лучше старой, хуже или такой же, если некоторые ее возможные высокопоставленные деятели действуют старыми методами? Печально, что повод для подобных сомнений возник буквально в самой штаб-квартире протестующих – в доме профсоюзов на Майдане.

А начиналось все довольно обнадеживающе. Напомню, что прошло всего пару дней после того, как руководитель ФПУ господин Александр Стоян заявил о своей поддержке кандидата Януковича (а заодно и направил письмо Леониду Кучме с просьбой разогнать митингующих на площади), как в его кабинет пришли люди с оранжевыми лентами. В шею его никто не гнал. Его всего лишь вежливо попросили либо публично дать объяснения своей политике, либо покинуть помещение. Он предпочел второе.

Казалось бы, можно было вздохнуть свободнее. Впервые появилась реальная возможность начать масштабный процесс профсоюзного строительства. Именно строительства, потому что те профсоюзы, которые вышли из недр бывшего ВЦСПС, свою прямую обязанность – защищать интересы трудящихся, не выполняли. В советское время профсоюзы были «школой коммунизма», работавшей на укрепление режима и получавшей от него щедрые подачки. Им не было нужды защищать людей, им нужно было другое – удовлетворить правящий класс, выполнить его заказ. Это были, как говорят сейчас, «желтые профсоюзы». Но стали ли они другими после 1991 года?

Результаты работы стояновских профсоюзов: минимальная зарплата до сих пор не дотягивает до прожиточного уровня. Счета за коммунальные услуги вообще ставят людей перед гамлетовским вопросом: «быть или не быть?» Даже не касаясь общего уровня жизни, который сейчас примерно такой же, как лет сорок назад, есть от чего потерять к профсоюзам всякое уважение. Путевки сегодня достаются лишь атомщикам, энергетикам да транспортникам, то есть тем отраслям, в которых уровень оплаты труда и так значительно выше среднего. Для обычной семьи двухнедельная путевка в Трускавец поглотит половину годового бюджета. Социальное неравенство, разрыв в доходах между богатыми и бедными у нас сегодня как в самых отсталых странах Латинской Америки. То, что плата за койко-место в студенческом общежитии теперь достигла размеров стипендии – чем не «достижение» профсоюзов? Даже конституционная норма – право граждан на труд и достойную оплату труда – оказалась вывернутой наизнанку. Иначе как объяснить выезд на заработки каждого пятого трудоспособного украинца?

Как это ни странно, но даже обретение Украиной независимости и все последующие пертурбации не избавили профсоюзы, возглавляемые Стояном, от желтизны. За все годы независимости так и не был принят Трудовой кодекс. Это значит, что каждый десятый трудоспособный украинец, по сути дела, оказался вне правового поля – ведь в нашем трудовом законодательстве нет понятия «самозанятости».

13 лет независимости – и что мы имеем? Лишь два года назад был создан государственный Фонд социального страхования. Правда, хотели как лучше, а получилось как всегда, ведь львиная доля профсоюзных бухгалтеров просто перебежала в Фонд, а штат бюрократов еще больше разросся. Те финансовые потоки, которые раньше получали профсоюзы, теперь направлены в Фонд. И это правильное решение – профсоюзы не должны заниматься перераспределением. Их дело – отстаивать интересы трудящихся от произвола работодателя.

Горький, полынный привкус от 13-летней деятельности ФПУ еще более усиливается, если присмотреться к персоне их бывшего руководителя. Несмотря на запрет совмещения работы народного депутата с другой работой, Стоян делал это, попутно описав озадачивающую политическую траекторию, выйдя из фракции «Нашей Украины» (куда он прошел 2-м номером в списке) и оказавшись в пропрезидентской «бильшости»…

А, следовательно, можно подвести итог: все эти годы профсоюзы, возглавляемые Стояном, работали в интересах работодателя, фактически предав интересы трудящихся. И вот – «оранжевая революция». Что изменилось? 29 ноября 2004 года, в 14 часов, в Малом зале ФПУ собралось совещание. О нем не сообщалось в прессе, о нем не рассказал даже «5-й канал», хотя событие это происходило буквально в нескольких метрах от штаба Комитета национального спасения, рожденного «оранжевой революцией» и расположенного в том же здании. В зале собрались представители не более 10-ти из 106-ти отраслевых профсоюзов. Не было ни регистрации присутствующих, ни мандатов. В документах, принятых этой «тайной вечерей», назвавшейся заседанием Координационного комитета Всеукраинских профсоюзов и профсоюзных объединений, нет ничего интересного или нового. Объявляется о проведении объединительного съезда профсоюзов в декабре сего года, о моратории на отчуждение имущества и о намерении провести «профсоюзную реформу». Настораживает другое – закрытость этого мероприятия, стиль его проведения, персоналии собравшихся.

Практически сразу Координационный комитет объявил о своей поддержке акций протеста на Майдане Незалежности. Разумеется, никто не спорит с тем, что второй тур выборов был фальсифицирован, но втягивание профсоюзов в политику – палка о двух концах. Раскол в профсоюзном движении – это-то и нужно власти, какой бы «доброй» она ни была.

Поэтому мы, профсоюз работников сферы предпринимательства, убеждены, что политизация профсоюзов недопустима. Их прямая обязанность не лизоблюдствовать перед политиками, кем бы они ни были, а отстаивать интересы трудящихся. Сегодня профсоюзы имеют тот шанс, которого не имели раньше – изменить всю идеологию профсоюзного движения. Это шанс не подстраиваться под ту или иную финансово-политическую группу, оказавшуюся у власти, а проводить свою политику, заставить власть имущих делать то, чего они никогда не делали раньше: считаться с интересами простых людей.

Нас волнует не то, что конкретно наш профсоюз оказался вне упомянутого Координационного совета. Но нас крайне беспокоит то, что появились признаки выстраивания давно изжившей себя, порочной модели отношений профсоюзов и власти. Нас беспокоит то, что в аппарате ФПУ ничего не изменилось – ни в стиле работы, ни в методах. Нас беспокоит то, что ничего не говорится даже о самых неотложных мерах, которые сейчас необходимо провести – инвентаризировать имущество ФПУ, сделать это открыто и честно, решительно демократизировать управление.

Не секрет, что здания, принадлежащие профсоюзам, теперь густо населены коммерческими фирмами, причем зачастую даже без оформления договоров, то есть через «черный нал». Устоит ли новое профсоюзное руководство перед соблазном направить в свой карман этот финансовый поток? Трудно сказать. Однако непрозрачность, недемократичность действий руководства Координационного комитета вызывает глубокое разочарование. Похоже на то, что в «царстве Стояна» пока ничего не изменилось. Это значит – пока народ, вышедший на улицы в борьбе за правду, мерзнет, качаясь от усталости, за его спиной готовится очередное «дежа вю». Профсоюзное имущество, оцениваемое в три миллиарда долларов, это лакомый кусок – но можем ли отдать то, что тяжелым трудом созидали наши деды и отцы, не предав их и интересы наших детей?

В конце декабря должен пройти объединительный съезд профсоюзов. Кто будет формировать повестку дня съезда, каким он будет? Мы этого не знаем. Но если и этот съезд, проходящий в переломный для истории Украины момент, не даст право голоса всем профсоюзным организациям страны, не установит новые принципы отношений профсоюзов и власти, о новых принципах использования профсоюзного имущества, а главное – не создаст новую идеологию профсоюзного строительства, то он станет еще одной победой власти над простыми людьми. И что обидно, новой власти, вожди которой, может быть, этого и не подозревают. И вот именно этого нельзя допустить.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам