Дебаты-II

Итак, 20 декабря сего года вторые теледебаты межу кандидатами в президенты Украины – Виктором Януковичем и Виктором Ющенко – стали, как говорится, достоянием широкой общественности: миллионы телезрителей могли оценить словесный поединок политиков, претендующих на высший государственный пост. Те, кто ожидал, что это будет поединок непримиримых соперников, оказались правы. Те же, кто рассчитывал на соревновательный поток новых идей, замыслов или предложений по реформированию страны, могут испытывать некоторое разочарование.

Политический аспект

Оба политика, к превеликому сожалению, так и не смогли в очном споре отойти от старых теоретических наработок, знакомых программных постулатов и общеизвестных «изюминок» в изложении своих взглядов. Порой вообще складывалось такое впечатление, что оба Виктора очень хорошо усвоили шутку о том, что самый лучший экспромт – заранее подготовленный. И этой шуткой руководствовались, когда от них требовалось главное – ответ на прямо поставленный вопрос. Да и сами вопросы с обеих сторон были тягучи, как смола, на жарком солнце налипающая на сандалии. А ведь этим политикам идти вперед и вести за собой всю страну. По крайней мере, одному из них – точно…

Телезрители же услышали взаимные обвинения, общие рассуждения о приверженности к Богу, клятвы в любви к родной стране, уверения в стремлении сделать все, чтобы народу жилось лучше. И очень жаль, что крайне мало было сказано о методах и способах, инструментах и рычагах реального подъема благосостояния народа и укрепления могущества страны. А если и не могущества, то хотя бы стабильности в поствыборное время. Как говорят в Одессе, между «я тебе дам» и «на тебе» есть большая разница. Это правда. И не только в Южной Пальмире. Но вот только трудно было уловить, что каждый из теледискуссантов делает – дает или только обещает дать. В этом плане их дискуссия закончилась вничью…

И здесь обоих кандидатов можно оправдать разве что редкими личными встречами тет-а-тет и высочайшей степенью, как бы это мягче сказать, неприятия друг друга. Но такое в политике встречается везде, и, слава Богу, что оба кандидата, которые не упускали возможности, чтобы «достать» друг друга во время дебатов, смогли после них пожать друг другу руки. И при этом вполне мирно улыбаться. А может, и нет той непримиримости и нетерпимости?..

Единственным общим «ноу-хау» кандидатов, несомненно, можно считать их своеобразное соревнование в том, кто дальше уйдет «от Кучмы», дистанциируется от существующей власти и того, что она делала последние 10 лет, и более убедительно заявит о своей оппозиционности. Слушать это от двух «птенцов Банковой», двух премьеров, к которым с полным основанием уже можно добавить приставку «экс» и которые свои годы во главе правительства провели при действующем президенте, было интересно. Но особенно занимательно это выходило у Виктора Януковича, который пошел на выборы как «единый кандидат от власти», а закончил обвинениями оппонента – Ющенко – в том, что на того работает весь мощнейший админресурс государства, а сам он состоит в сговоре с президентом. Но это, как говорится, уже детали. Приятно другое: если во время первых теледебатов оба кандидата, по образному высказыванию одного из политологов, вели себя как чиновники, доказывающие Кучме и народу, кто из них был лучшим и более успешным, то 20 декабря они говорили уже о собственных планах, не особо расшаркиваясь перед «шефом». Запоздалая, конечно, смелость, но все же…

Второй явной особенностью теледебатов стало некое заметное сближение позиций кандидатов в видении главных проблем страны: ее территориальной целостности, укрепления демократических основ и верховенства права, в том числе, и во время переголосования 26 декабря. Схожими были и призывы к повышению жизненного уровня людей, к уважению их политических взглядов и предпочтений в президентской кампании, к пониманию причин того, почему после второго тура президентских выборов 21 ноября народ так массово вышел на улицы с протестами. Оба кандидата признали: во всем виновата существующая власть, которую нужно менять. И именно на этих выборах.

И что отрадно: сближение позиций произошло после того, как с вступительным словом выступил Ющенко и по полной «наехал» на оппонента, а тот в ответ заявил, что, мол, после сказанного «нет возможности смотреть совместно в наше будущее». А потом все как-то утряслось: друг друга «шпиняли», но о непримиримой вражде уже не говорили. А значит, могут, если захотят. Вот было бы неплохо, если бы на самом деле захотели…

И еще одно: политика – все же дело публичное. А дебаты еще раз показали, что этим самым делом – политикой, понятной народу – просто необходимо заниматься публично, принародно, а не в комфортабельных кабинетах или уютных штабах. И главное – уметь говорить, чтобы донести свои взгляды до людей. Говорить не штампами и заезженными в прежних баталиях фразами, а искать, как пелось в одном шлягере, «слова такие нежные, что завидовать начнут красавицы». С этим, продемонстрировали теледебаты, – напряг у обоих. Если послушать кандидатов, то ни в жизнь не поверишь, что «українська мова – солов’їна», а русский – не такой уж «великий и могучий». И остается надежда на то, что работать они будут не так, как говорят. И речь идет, конечно, о фигуральном смысле сказанного, а не о расхождении между словом и делом…

А в общем, кандидаты, кажется, сказали то, что хотели. Хоть частично. А те, кто хотел – их услышали.

Отсутствие структурированности в программе теледебатов, в первую очередь, сказалось на экономической тематике. Если предыдущие дебаты (перед вторым туром) были отформатированы по четырем направлениям (экономическое развитие страны, социальные проблемы, внешняя и внутренняя политика), то в нынешних соперники «бодались», как Бог на душу положит. Поэтому были затронуты лишь три ключевые для бывших премьеров темы: бюджет, качество экономического роста и повышение пенсий.

Экономический аспект

Вообще, проблеме бюджета можно было бы уделить и больше внимания, учитывая, что в нынешней «смете» Виктор Пинзеник насчитал 38 млрд. грн. скрытого дефицита, а в будущей заявлено 11 млрд. грн. «недостачи». Правда, пройти мимо 11 млрд. грн. Виктор Андреевич не смог и в лоб спросил у своего визави, как тот умудрился при таком ошеломляющем экономическом росте прийти к не менее впечатляющему дефициту. Вопрос совершенно логичный, поскольку при официально заявленной динамике роста ВВП проесть успехи за три недели революции невозможно. Другое дело, что оставленные без ценных указаний свыше чиновники Минфина, перебравшись из здания Кабмина на «митинговой» улице Грушевского в тихую гавань на Подоле (где у них есть запасное здание), банально пересчитали бюджет. И за вычетом очковтирательства, к которому их принуждали в виду политической целесообразности, как раз и получилась та самая новая версия, в которой как в зеркале отразились тщательно скрываемые раньше финансовые «болячки».

Виктор Федорович попытался доказать, что он был хорошим премьером, но доказывал неубедительно. Для начала обвинил своего оппонента в том, что тот живет «в мире абстрактных цифр». А затем объяснил, что экономика делается в селе, в цеху на заводе, на предприятии. «Я прожил все время в реальной экономике, проработал на предприятии, в области и уже здесь в правительстве», – сказал Янукович.

Впрочем, кажется, оба участника дискуссии поняли, что спор о том, чья экономика более реальна, не интересен телезрителям, и перешли к насущному – пенсиям.

Виктор Ющенко обвинил своего соперника в том, что доплаты к пенсиям он некорректно назвал повышением. И заметил, что бюджет Украины на следующий год не предусматривает доплат, введенных в этом году. Янукович сказал, что после избрания его президентом пенсии не будут уменьшены. А с принятием изменений в закон об ограничении уровня минимальной пенсии, которая влияет на выплату льгот и субсидий, повышенные пенсии будут оформлены уже не как надбавки, а как собственно повышение. Ющенко тоже пообещал, что парламент, в котором доминирует его фракция и постепенно собирается новое большинство, предусмотрит в бюджете средства для выплаты пенсий на нынешнем уровне. И пожурил нынешнее правительство за то, что оно на словах обнадежило стариков, не подкрепив обещания на деле. Не сомневаюсь, что Ющенко мог быть и жестче, «добивая» соперника требованием признать факт нецелевого использования средств бюджета на выплату надбавок, но, судя по всему, соперники решили пощадить уши пенсионеров. К хорошему привыкаешь быстро. В конце концов, старики не виноваты, что доставшаяся им лишняя сотка гривен была элементом PR-кампании кандидата от власти.

Поэтому Януковичу был дан шанс отыграться фразой: «Если посмотреть на реальную экономику, она говорит, что мы имеем серьезное повышение ВВП. На основе этого у нас выросли зарплаты. В 2003 году на 24%, в 2004 – на 27%. И это явилось базой повышения социальных выплат». Хотя Виктор Андреевич как экономист мог бы с этим утверждением легко поспорить. И доказать, что источники приплат были совсем другими.

Из этого спора проистекал другой, который, судя по всему, станет основой политической риторики на парламентских выборах – кто отвечает за ухудшение состояния экономики? Янукович сказал, что экономику можно удержать при условии, если Ющенко «прекратит договариваться с третьим игроком, который еще есть в нашей стране». Смысл сказанного переводится с политической риторики на язык лозунгов примерно так: «Товарищи металлурги, американцы специально развалили нашу экономику, чтобы купить заводы и закрыть их. Голосуйте за партию Р…, которая защитит ваши рабочие места!». Ющенко не отреагировал на провокацию, еще раз косвенно повторив тезис о том, что при нем судьбу Украины будут решать сами украинцы, а не третьи лишние…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам