Принцип песочницы

…Значение мудреного слова «сепаратизм» губернатор Донецкой области Анатолий Близнюк, скорее всего, уже выучил наизусть. Можно представить глубину удивления губернатора, когда ему объяснили, что именно так политическими оппонентами определяется его выступление на съезде в Северодонецке. Удивлялся, собственно, не он один — наверняка многие коллеги Анатолия Близнюка, забросив на время «государевы дела» и запустив пальцы в волосы, долго шевелили губами, вчитываясь в филологические и юридические обозначения своих изречений. А когда наконец «уездные предводители» осознали, куда клонят набросившие оранжевые шарфы оппоненты, то удивились еще больше, сославшись на недостаток понимания со стороны идеологических противников.
Дескать, об образовании Донецко-Криворожской республики речь вовсе не шла, а просто захотелось чуть-чуть автономии с федерализмом — любопытно стало, да и сами слова хорошо на язык ложатся, вполне годятся для речи на митинге… Однако на вопрос: «Что же все-таки имели в виду?» — участники северодонецкого «слета» чего-либо конкретного ответить так и не смогли…


Только ленивый не едет в Киев

Для жителей Донбасса вышеупомянутый термин ранее был таким же далеким, как Москва от Находки. Словом «сепаратизм» пугали с экранов телевизора российские журналисты, ведя речь о чеченских боевиках. Поэтому и не поняли, наверное, сами региональные лидеры, что сказали, толкая с трибун площадей «пламенные речи». Но слово, как известно, не воробей, поэтому губернаторам вскоре пришлось уточнять, какую именно автономию они имели в виду. Получилось это невнятно — в итоге страна так и не поняла, желают ли отсоединяться восточные области или же просто хотят побаловаться «федерализмом»… И что вообще представляет собой «федерализм» по понятиям региональных лидеров, выразивших протест в адрес центральной власти и провозгласивших «нового оппозиционного кандидата» Виктора Януковича?

Судя по всему, этого не знает и сам кандидат в президенты, сегодня беспощадно клеймящий тех, кто предал его в процессе избирательной кампании. Во всяком случае, от вопросов на «региональную» тему Виктор Федорович если и не уходит, то отвечает с явной неохотой. Хотя именно он в свое время оказался первым губернатором, в открытую выступившим против политики Киева, ущемляющего, как считал Янукович, бюджетные интересы Донбасса…

По мнению Януковича, Донбасс, будучи кормильцем всей Украины, недополучал средства из бюджета на местные нужды. Именно тогда о Донецкой области начали говорить как о «специальной зоне», а Виктор Федорович стал добиваться изменения политики финансирования для своего региона. В тот момент противопоставление Донбасса всей Украине «с легкой руки» губернатора стало осуществляться во всех ипостасях жизнедеятельности.

Однако тему быстро закрыли, поскольку на носу были выборы в парламент, а Виктор Федорович уже готовился покорять столицу в качестве главы правительства. В итоге «донецкие» перебрались в Киев в поистине ошеломляющей численности, вызвав в столице резкое повышение цен на недвижимость. В парламент они вошли под знаменами фракции «За единую Украину!», а сам Виктор Янукович оказался лицом той власти, которую критиковал ранее из кабинета областной администрации. За своими патронами в столицу потянулись и клерки. «Только ленивый не едет в Киев», — говорили друг другу донецкие чиновники и бизнесмены, пакуя чемоданы и «оккупируя» кабинеты правительства, Генпрокуратуры и других ведомств, а также посещая столичные компании и фирмы, где в ответ на вопрос секретаря, записаны ли они на деловую встречу, отвечали емким: «Мы из Донецка»…

Наш ответ «Чемберлену»

Казалось, что разговоры о дискриминации Донбасса утихли надолго — Виктор Федорович готовился к очередному этапу в своей биографии, уделяя много внимания социальным вопросам и поездкам в другие регионы. В свой регион кандидат от власти верил, небезосновательно ожидая, что его без голосов не оставят. Все-таки, несмотря на массовый отъезд донецких чиновников на столичные хлеба, там было кому рассказать электорату, как правильно сделать выбор… Виктор Федорович в своем регионе в итоге не ошибся, просчитавшись, однако, в других. И решение Верховного суда оказалось для премьера ушатом ледяной воды, особенно после поздравления с президентством ожидаемого коллеги Владимира Путина…

Призывы к отделению от Украины, исходящие от людей, облеченных региональной властью, простые граждане восприняли во многом как призыв к действию, шумно поддержав инициативы чиновников. «Да, я думаю, что нужно отсоединяться, потому что то, что делают «ющенковцы», — просто кошмар», — заявила в интервью ТРК «Украина» жительница Донецка, держа в руках плакат, призывающий Путина освободить Донбасс от «оранжевой чумы».

Разговоры о самостоятельности Донбасса муссировались везде — в местной прессе и с экранов региональных телеканалов всерьез стали поднимать вопрос о возможном суверенитете. Правда, длилось это буквально несколько дней — до того самого момента, пока с трибуны парламента Генпрокурору не указали на состав преступления в действиях участников съезда. В ответ мэр Донецка Александр Лукьянченко объявил, что Северодонецк был своеобразным ответом Западной Украине на ее действия в поддержку Ющенко. «Я считаю, что это немного уравновесило ситуацию», — сказал Лукьянченко…

«Если откровенно, бред какой-то происходит», — сказал автору этих строк один из депутатов Донецкого областного совета, поучаствовавший в северодонецком «сейшне». «Какой суверенитет, какая автономия?! Мы ведь без Киева никуда — банки, через которые ведутся операции, находятся в столице. В собственном соку ведь нельзя вариться — уже было подобное. Да и кто нам позволит? Ведь у нас унитарное государство, нужно Конституцию менять. А станем мы федеральными или автономными, так потом еще Харьков отделится, Одесса, а затем и Мариуполь от Донецкой области… Но мое мнение ничего не значит — как решит большинство, так и будет. А может, я что-то неправильно понимаю…», — сказал депутат (фамилию и имя просил не называть).

Отказавшись от радикальных лозунгов, региональные лидеры решили придерживаться идеи федерализма в рамках украинской территориальной целостности. «Мы просто обсуждаем вопрос о возможном федеральном устройстве страны», — сказал председатель Донецкого областного совета Борис Колесников. По его словам, никто не собирался и не собирается посягать на территориальную целостность страны. Однако ответов на вопросы, зачем необходима сама федерализация и что она принесет Донбассу, пока руководители области не дают…

Состоявшийся 11 декабря в Донецке уже третий по счету съезд Межрегионального союза Украины так и не прояснил ситуацию. Приехавшие в шахтерскую столицу представители Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской областей и Крымской Автономии решили не проводить референдум о федеральном устройстве страны, намеченный на начало января. По словам Бориса Колесникова, создана научная группа, которая за 90 дней решит, необходима федерализация или нет, а уже потом будет принято решение о референдуме. Лидеры регионов в отличие от съезда в Северодонецке воздержались от темы выборов — присутствовавший в шахтерской столице Виктор Янукович на «огонек» к губернаторам и главам областных советов так и не заглянул, предпочтя агитационные поездки по шахтерским поселкам…

Сто человек — на палатку «Поры»

Как утверждают донецкие власти, сепаратизма в регионе нет и быть не может… Однако пресс-секретарь областного штаба «Нашей Украины» в Донецкой области Александр Мищенко считает действия Донецкого областного совета прямым нарушением Конституции. «У нас вообще в стране Конституцию может поменять только парламент», — говорит Александр Мищенко. «А областной совет почему-то считает себя вправе вносить и обсуждать вполне серьезно изменения территориального устройства Украины. Эти съезды Межрегионального союза можно расценить не иначе как подстрекательство к изменениям в Конституции. Просто в Северодонецке все эти активисты собрались, будучи организованными областным советом, а потом, испугавшись, что наговорили лишнего, когда им сказали о явных нарушениях закона с их стороны, стали организовывать подобные общественные организации типа Межрегионального союза и выступать от их имени. На самом деле это просто донецкая элита таким образом ищет союзников, чтобы не оказаться в дураках, если президентом будет Ющенко», — сказал Мищенко.

Возможна и другая версия: в Донецке в прошлую пятницу собирались руководители регионов, где победил Виктор Янукович. Можно ли предполагать, что перед 26 декабря идет процесс консолидации этих регионов, а в Донецке как раз произошла «тайная вечеря»?.. Кстати, следующее подобное мероприятие планируется провести во Львове — с этой инициативой выступил губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев, который сказал, что подобное было бы символично…

Сам Виктор Федорович от комментариев по поводу изменений в Конституцию отказывается, ссылаясь на чрезмерную сложность проблемы — вопросами федерализма, по мнению Януковича, необходимо заниматься после выборов. Хотя сам Виктор Федорович присутствовал в Северодонецке, слышал мнения и даже позволил себя провозгласить президентом, но по поводу того, что рано еще пока о федерациях думать, ничего не сказал…

Интересен еще один момент: раньше Донбасс отстаивал свои экономические права перед Киевом, сейчас же непонятно зачем местная власть пытается при поддержке других региональных лидеров изменить устройство страны, а значит, Конституцию… Если необходимо менять его с унитарного на федеративное, то почему нельзя было сделать этого раньше? В Донецке комментируют это так: все просто были уверены в победе Януковича — в этом случае не было смысла менять устройство страны и делать Украину федерацией. А теперь иллюзия самостоятельности может стать единственным шансом «донецких».

Экономически данный аспект в Северодонецке не был подкреплен ничем — разве что научная группа Бориса Колесникова найдет веские доводы того, что при федеративном устройстве страна заживет лучше. Хотя в самом Донбассе обстановка явно не из приятных — редакторы газет выступили с резким осуждением киевских СМИ. Телекомпании показывают митинги в поддержку Януковича, Донецкий горсовет подал иск против кампании «Пора», разместившей в Донецке палатку… Палатка простояла двадцать минут, после чего неизвестные в количестве 100 человек ее разрушили, избив при этом самих участников «Поры» и снимавших инцидент местных журналистов, повредив им аппаратуру. Экс-кандидат в президенты лидер Славянской партии Александр Базилюк с трибуны на площади называет жителей Западной Украины «хитрыми и жестокими бандеровцами», а местная пресса печатает его «интервью», в котором почему-то отсутствуют вопросы — присутствует лишь только «поток сознания».

Минздрав явно порекомендовал бы не появляться в оранжевой одежде на удаленных от центра улицах Донецка, хотя и в центре тоже никто ни от чего не застрахован. По словам пресс-секретаря «Нашей Украины» Александра Мищенко, милиция не спешила вмешиваться в избиение активистов «Поры». А главный редактор «Донецких новостей» Римма Филь утверждает, что «…апельсин оранжевый, но когда он гниет, он становится коричневым. И наша задача как журналистов — не допустить пришествия оранжево-коричневой чумы. Мы выступаем против всего того, что делают наши коллеги, наши многие коллеги на киевских телеканалах»…

Когда-то все дети, в том числе и нынешние политики, играли в больших кучах песка, огороженных деревянными досками. До какого-то момента песочницы хватало на всех, а потом происходили конфликты типа «он залез на мою территорию» или «он жадный, не делится конфетой». И игрушечные самосвалы старательно разделяли «демаркационную линию» между «враждующими» сторонами, а каждый из сидящих в песочнице старался подгрести к себе побольше песка и игрушек — главное, чтобы у другого было меньше. Глядя на выступающих с трибун серьезных дядек в длинных черных пальто, невольно думаешь, что они до сих пор таскают за собой свою песочницу… Иначе зачем проводить черту там, где она бессмысленна?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам