Между прошлым и будущим

Отсутствие большинства, созданного сначала под президента, а потом автоматически переданного «на баланс» премьера Виктора Януковича, не является новостью. Действительно, Леонид Кучма уже «дотягивает» срок своих полномочий, а статус Виктора Федоровича так до конца и не ясен. Он вроде как премьер, глава исполнительной ветви власти, но в то же время находится к власти в оппозиции…
Обязанности Януковича в Кабмине временно исполняет Николай Азаров. Короче, у премьера – раздвоение личности, вызванное результатами второго тура выборов. Понятно, что в ситуации когда «прицел сбит» у самого единого кандидата, трудно требовать определенности от фракций, в свое время поддержавших президентский поход Януковича. Тогда были одни условия (Янукович – кандидат от большинства, рекомендованный Леонидом Даниловичем), сегодня – совсем другие (премьер в отпуске, позиционирует себя как протестный кандидат, Леонид Кучма дистанциировался от публичной поддержки Виктора Федоровича). И как только появились первые признаки такой «измены», начались миграционные процессы внутри парламентского большинства.

Первая волна «стартовала» еще 27 ноября, когда ВР приняла политическое решение о переголосовании и ротации Центризбиркома. Второй фракционный «передел» можно отнести к периоду со 2 по 8 декабря: в это время парламент принимает решение об увольнении правительства Януковича и, в конце концов, поддерживает проект конституционных изменений в пакете с постановлением о смене ЦИК и особенностях применения избирательного законодательства. Основные признаки второго этапа: посыпалась фракция СДПУ(о), и развалилась одна из самых мощных фракций большинства «Трудовая Украина»: ее лидер Игорь Шаров расторг политический контракт с премьером.

И, наконец, третий этап парламентской перестройки совпал с подготовкой к третьему туру выборов президента и началом торгов по формированию коалиционного правительства. Причем торгов достаточно активных: называют конкретные фамилии премьеров (Тимошенко, Порошенко, Мороз), «подбирают» министров. Интересная деталь: вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев (неформальный начальник штаба Януковича) и аграрный министр Виктор Слаута внезапно «вспомнили» о том, что забыли сдать свои депутатские мандаты и потребовали от суда немедленно решить вопрос совмещения, который мучил их на протяжении всего этого времени. Не могу удержаться от цитирования: «обращаю внимание президента Украины и Генпрокурора на недопустимость систематического и грубого нарушения требований статьи 78 и 120-й Конституции Украины о совмещении деятельности членов КМ с другой работой». Одновременно и спикеру Литвину было указано на несвоевременную реакцию и отсутствие решения регламентного комитета по поводу «совместителей». Люди честно хотят расстаться с депутатскими мандатами и сосредоточиться на работе в Кабмине.

Неспроста это… Все-таки почти год Андрей Клюев не расстраивался по поводу конституционных нарушений, а вот теперь проникся уважением к закону? А может все дело в том, что фактический начальник штаба Януковича и несколько министров знают чуть больше о возможном развитии ситуации, чем все остальные? Например, о вероятности сохранения Януковича премьером – при президенте Викторе Ющенко, выигравшем третий тур выборов…

Кстати, подобную версию не исключает и полпред Кучмы в парламенте Александр Задорожный: в конце концов, до 2005 года действует «старая» Конституция, согласно которой, кандидатуру премьера предлагает президент страны – после консультаций с группами и фракциями ВР. Впрочем, мы несколько отвлеклись. Это будет завтра.

А что имеем сегодня? Еще две группы экс-большинства, оказавшиеся на грани фракционного разложения – НДП-ППУ и «трудовики». Да, самая «тяжеловесная» в прошлом сила «трудовиков» теперь насчитывает всего лишь 12 депутатов – после выхода в среду утром Михаила Бауэра и Виктора Драчевского. Немного лучше обстоят дела у «спаренной» фракции народных демократов и промышленников Кинаха – их 13 человек. Это результат потери сразу четырех «бойцов» – Олега Зарубинского, Владимира Кафарского, Виталия Олуйко, Сергея Шевчука.

Согласно регламенту, это критический предел – нормальная фракция должна насчитывать не менее 14 парламентариев, иначе это не фракция, а группа свободных парламентских «частиц». Согласно закону, для решения этого деликатного вопроса дается две недели. Если за этот срок нарастить количество фракционного «мяса» не удалось, то представительство партии исчезает с парламентской карты. Или присоединяется к более сильной организации. Подобные примеры уже были: «Трудовая Украина» +ППУ, союз НДП и промышленников, альянс «Демократических инициатив» Гавриша и «Народовластия» Богдана Губского. Понятно, что оставшиеся лидеры фракций делают вид, что ничего страшного не произошло – обычное поведение в таких случаях. Тот же Иоффе подчеркнул, что фракция «ТУ» будет существовать «в нормальном формате», и у депутатов, оставшихся в ее составе, нет какой-то преданности или ненависти ни к одному из действующих лидеров. Правда, необходимо поговорить с Сергеем Тигипко, поскольку избиратели (?) выражают несогласие с позицией Сергея Леонидовича. Непонятно, правда, что имеется в виду – отказ Тигипко руководить штабом премьера и его уход с поста НБУ или его желание сосредоточиться на политической карьере. Наверное, все-таки первое, поскольку без поста главы Нацбанка Сергей Тигипко не представляет особого интереса и для политики «трудовиков»…

Как раз завтра ВР намерена рассмотреть вопрос об «удовлетворении» заявления Тигипко и назначить нового главы Нацбанка – вроде бы им должен стать Стельмах. Видимо, это и будет основным предметом разговора между лидером партии и «Трудовой Украиной». Комментируя массовый выход депутатов из фракций парламентско-правительственной коалиции, Юлий Иоффе предположил, что «это чистой воды конъюнктура – как политическая, так и экономическая». Но осуждать людей не стоит. Как справедливо по этому поводу сказал Александр Задорожный, «бизнес не может долго находиться в оппозиции». От себя заметим, что и в состоянии неопределенности он тоже долго находиться не может. Поэтому приходится определяться.

При этом каждый идет своим путем. Одни делают ставку на спикера и формируемый вокруг него «парламентский пул» из нескольких фракций (НДП, «Центр», НАПУ), справедливо полагая, что два года до парламентских выборов Верховная Рада будет оставаться центром принятия основных политических решений. Другие пытаются прибиться к лагерю потенциальных победителей, то есть к команде Виктора Ющенко. Но там и без них полно людей, которые два года «терпели» оппозиционные мучения, и им неприятна сама мысль о том, что придется с кем-то делиться властью. Понятно, что чем меньше депутатов войдет в новое большинство, тем выше вероятность, что распределение руководящих постов закончится относительно мирно.

Третьи, самые дальновидные, пошли по пути создания «независимого депутатского центра». Глава фракционного представительства партии промышленников Николай Онищук подчеркнул, что ПППУ настроена иметь свою парламентскую фракцию. По его словам, есть несколько вариантов развития событий. Во-первых, фракция будет проводить переговоры с 50-ю внефракционными депутатами. Во-вторых, может быть создана собственная депутатская группа промышленников и предпринимателей. И третьим вариантом может быть собственное парламентское образование после завершения президентских выборов.

Интересно, что всех очень интересует в плане пополнения образовавшийся внефракционный резерв: полсотни свободных депутатов, которые намерены себя выгодно «продать» в период формирования нового большинства и создания на его базе коалиционного кабинета. Таких – только часть. Других интересует перспектива на 2006-й год и место в конкретном партийном списке. Исходя их этих интересов, и будет «программироваться» новое большинство.

Естественно, на первом этапе (третий тур, формирование КМ) большим спросом будут пользоваться именно независимые товарищи с депутатским значком: 180-190 оппозиционных голосов достаточны для блокирования, но не для принятия конкретного решения. Чтобы утвердить нового главу Нацбанка, а также премьера и состав Кабмина, необходимо договариваться с неприсоединившимися к «оранжевой коалиции», но морально сочувствующими. Тут каждый голос на счету…

К чему может привести предновогодняя перезагрузка парламентского «компа»?

Во-первых, к формированию нового большинства на базе «оранжевой силы». Но поскольку силы недостаточно, то в этот блок необходимо пригласить как минимум 40-50 депутатов. Для «проталкивания» решений достаточно, для эффективной работы – нет. Получится зеркальное отражение того ПБ, которым руководил Степан Гавриш. Соответственно, и Кабмин в таком случае будет не коалиционным, а корпоративным. Иными словами: «пиво только членам профсоюза». Оранжевого.

Во-вторых, полным ходом начнется подготовка к парламентской кампании-2006. Все говорят, что по сравнению с ней три тура президентских выборов – просто «цветочки»: настолько серьезной и сильной будет борьба за депутатские мандаты. Выборы в ВР пройдут по спискам, поэтому автоматически повысится «вес» партийных представительств в парламенте. Недаром же часть лидеров – Медведчук, Губский, Тигипко – уже заявили о своем желании заняться партийной работой. Да и тот же Николай Онищук представляющий интересы экс-премьера Кинаха, заявил, что ПППУ будет строить собственную фракцию, без скрещивания с иными политическими силами.


В третьих,
необходимо вводить в действие конституционную реформу. Девять «переходных» месяцев пойдут очень быстро и придется платить по политическим векселям. Понятно, что сегодня думать об этом не хочется. Но надо.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам