Продолжение следует

Одним из четких признаков революционной ситуации является срок жизни новостей. Он, как правило, измеряется часами. Реже – сутками. Это значит, что конфликт развивается по экстремальному сценарию, и революционная форма соответствует не менее революционному содержанию. Вчера, 28 ноября, Комитет национального спасения (КНС) обвинил власть в срыве переговорного процесса и выдвинул ультиматум президенту Леониду Кучме.

От действующего пока президента требуется:

* уволить Виктора Януковича с должности премьер-министра «за содействие фальсификации выборов главы государства, участие в сепаратистских акциях». Имеется в виду прибытие премьера в Северодонецк, где он фактически возглавил движение за создание «Донецко-Криворожской республики». Был проведен съезд народных депутатов местных советов, на котором принято решение о проведении референдума по вопросу изменения административно-территориального устройства в случае непризнания Виктор Януковича президентом Украины. В работе организованного сторонниками Януковича съезда принимали участие делегаты из Крыма, Донецкой, Днепропетровской, Житомирской, Запорожской, Киевской, Кировоградской, Луганской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черкасской, Черниговской областей, Киева и Севастополя. Не исключено, что такой референдум может быть проведен 12 декабря (или раньше);

* по требованию Верховной Рады немедленно внести на рассмотрение парламента кандидатуры нового состава Центральной избирательной комиссии;

* уволить руководителей Донецкой, Луганской и Харьковской обладминистраций, которые являются инициаторами раскола Украины.
Срок на выполнение – 24 часа. В противном случае участники «оранжевой революции» будут блокировать передвижения президента. А полная блокада центральных государственных институтов уже возобновлена. Сегодня, 29 ноября, перечень требований оппозиции был дополнен требованием отставки генерального прокурора.

Не дожидаясь реакции президента на выдвинутые ультимативные требования, оппозиция планирует начать действовать немедленно – сегодня вечером. В 16.00 должно состояться заседание (как всегда, чрезвычайное) парламента, на котором должны быть приняты два решения: отставка генерального прокурора Геннадия Васильева и выражение недоверия премьеру Виктору Януковичу, что автоматически ведет к отставке всего действующего состава Кабинета министров.

Эскалация политического конфликта обусловлена тем, что заканчивается романтический период «оранжевой революции». Это когда массовые демонстрации протеста воспринимаются как увлекательный спектакль, который как бы не влияет на обычную жизнь большинства населения страны. В течение недели революция воспринималась в качестве эмоционального, светлого праздника демократии. Единственной значимой угрозой на данном отрезке времени была возможность применения силовых мер к участникам революции.

Теперь на подходе менее привлекательные, но неизбежные последствия политического кризиса – проблемы в экономике. Приятно делать революция в относительно комфортных условиях, когда главной проблемой является холод. Но это даже романтично. Поборолся – приехал домой, отдохнул. Все вокруг переживают. Самооценка участника революции повышается. Да и инфраструктура города работает бесперебойно. Курс доллара остается стабильным, продукты в магазинах есть, улицы освещены, в домах тепло. А теперь представьте, что начались традиционные для любых революций негативные последствия, которые прочувствуют все без исключения. Надолго ли хватит стартового эмоционального запала? Поэтому ускорение темпа революции – объективная тенденция. Обе стороны торопятся. Власть понимает, что каждый день «оранжевого восстания» деморализует ее сторонников. Выходят из подчинения целые инфраструктуры. Приходится скрываться в регионах, чтобы выработать контрмеры. Зная принцип работы кризисных менеджеров, несложно представить, какими могут быть их следующие шаги.


Во-первых,
спровоцировать экономический кризис. Сначала отпускается курс доллара. Это сильный психологический удар, поскольку только рост цен на бензин может сравниться по степени эмоционального воздействия на людей с девальвацией гривны. Да и рост цен на бензин, благодаря «стараниям» команды Виктора Януковича, неизбежен. Затем блокируется система расчетов между предприятиями, платежи в бюджет. Повод: государственные чиновники не могут выполнять свои непосредственные функции. Им не дают это сделать. Отсюда рукой подать до веерных отключений. Полутемный город – лучшая демонстрация кризиса. И дальше можно запускать слухи:

· отопление отключат всем, кто участвует в акциях протеста;

· запасов хлеба осталось на три дня;

· больницы остались без лекарств;

· пенсии и зарплаты не будут выплачены, поскольку революция;

· горячей воды не будет вообще;

· электричество станут включать лишь утром и вечером.


Во-вторых,
реализовать «демо-версию» развала Украины. Вы думаете, что восточные регионы на самом деле горят желанием получить полную автономию и присоединиться к России? Это намерение не совпадает с интересами большого бизнеса, который просто не сможет существовать в новых политических условиях. Россияне не настолько щедры, чтобы сохранять сложившиеся бизнес-цепочки. Зачем платить больше? Зато демонстрация раскола страны должна стать важным элементом психологической войны. Обывателей больше всего пугает перспектива изменения географического ареала проживания. Даже если они ни разу в жизни не были в Донецке, перспектива отделения Донецкой области вызывает смутный ассоциативный ряд: Югославия, Босния, Ливан. И, как следствие, гражданская война. Та самая, о которой пел господин Кобзон. Все как в предвыборной программе господина Януковича: «мир и стабильность». Которая придет из Донецка.


В-третьих,
заблокировать план политического выхода из кризиса, принятый Верховной Радой 27 ноября. Меня, например, очень смущала та готовность, с которой депутаты из провластных фракций, особенно из СДПУ(о) голосовали за пункты антикризисного постановления парламента. А Нестор Шуфрич постоянно кричал о нарушении законодательства. И, как ни странно, он был прав, поскольку революционная ситуация никогда полностью не вписывается в очерченные законом рамки. Поэтому следующий шаг кризисных менеджеров – оспаривание постановления Верховной Рады в Конституционном суде. Дескать, парламент превысил свои полномочия. Он не имел права:

· выражать недоверие Центральной избирательной комиссии;

· требовать от президента провести ротацию членов ЦИК;

· признавать результаты второго тура сфальсифицированными;

· назначать третий тур выборов по двум кандидатам (Януковичу и Ющенко);

· менять правила выборов непосредственно перед выборами (ликвидация института открепительных талонов, голосование на дому).

Пусть Конституционный суд даст оценку этим действиям. А до этого времени давайте не будем дергаться.


В-четвертых,
будет резко усилена контрпропаганда по следующим направлениям:

· третий тур выборов президента не будет способствовать выходу Украины из кризиса, поскольку в любом случае страна останется расколотой на две части. Решить эту проблему с помощью перевыборов не удастся. Следующий шаг – Виктор Янукович упирается рогом и торжественно отказывается участвовать в третьем туре, мотивируя это незаконностью данного мероприятия, а также массовым нарушением прав избирателей, которые не смогут проголосовать по открепительным талонам (восстанавливается институт прописки) и дома (дедушки и бабушки окажутся вне выборов, поскольку им никто не доставит на дом урну для голосования);

· спешить с проведением третьего тура нельзя. Напомним, что этот вопрос остается открытым, поскольку парламент не определил дату этого мероприятия. Кроме того, президент пока не отреагировал на предложение ВР подать представление на новых членов ЦИК. Он не провел консультации по этому поводу с лидерами депутатских групп и фракций;

· вот-вот президент Леонид Кучма подаст в отставку, и тогда, в соответствии с Конституцией, исполняющим обязанности становится премьер-министр. Более того, должны быть проведены досрочные выборы по полной программе: выдвижение кандидатов, регистрация их в ЦИК и так далее.

Поэтому отставка премьер-министра является единственно правильным упреждающим шагом. Гарантировать, что парламент пойдет на этот шаг, тоже нельзя. А если он и будет сделан, то кризисные менеджеры тут же вспомнят о конституционном положении, в соответствии с которым после принятия программы деятельности Кабмина его на протяжении года нельзя трогать. Этот срок истекает только в будущем году.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам