Верховный судья

В нынешней критической ситуации роль судебной власти вообще и Верховного cуда в частности сложно переоценить. Все-таки суд остается последней инстанцией, к которой будут апеллировать основные субъекты избирательной кампании-2004. Сегодня судебная система живет в одном режиме со всей страной — режиме предельного напряжения. Высоковольтные провода просто «отдыхают». Подвоха и провокаций ждут не только в штабах кандидатов, но и в судах. Там тоже введен специальный предвыборный режим: судьи дежурят все праздничные и выходные дни. Есть приказ особо бдительно охранять печати, документы, штампы — памятуя о событиях в том же Мукачево. Кроме того, специалисты в электорально-правовой сфере самым тщательным образом штудируют поступающие жалобы и претензии: ни одна не остается без надлежащего рассмотрения.

Еще одна «страховка» — международные наблюдатели, которые «контролируют» работу судебных инстанций в предвыборный период. Да что там наблюдатели! Практически каждый гражданин имеет возможность присутствовать во время разбирательства любого «электорального дела» — доступ свободный. Но при всей внешней открытости судебная ветвь остается самой непредсказуемой и «закрытой» — как глаза богини правосудия. По сути, украинской Фемиде придется участвовать в выборах наравне со всеми. И, вероятнее всего, сыграть в этом спектакле одну из главных ролей: только Верховный суд может отменить решение ЦИК по итогам выборов. Для этого необходимо всего лишь заявление одного из кандидатов в президенты. Говорят, что это один из вероятных сценариев развития событий, и ВС о нем осведомлен. Сам же верховный судья Василий Маляренко утверждает, что перед ВС стоит только одна задача — сохранять объективность и непредвзятость. И он с ней справится.

Любому другому человеку было бы чрезвычайно трудно оставаться спокойным и выдержанным в такой пограничной ситуации. Но только не верховному судье: Василий Тимофеевич в совершенстве владеет главным оружием демократии — законом. Считает, что каждый гражданин правовой страны, будь то президент, премьер, врач или журналист, должен не просто следовать закону, а молиться на него. А кроме того, сохранять присутствие духа Василию Тимофеевичу помогает опыт китайских мудрецов: глава ВС является большим знатоком и ценителем восточной философии: «Сильный воин не сражается».

Василий Тимофеевич, какова роль Верховного Суда в избирательной кампании-2004?

— В каждом демократическом, правовом государстве Верховный Суд (ВС) должен быть гарантом соблюдения законности и справедливости в обществе. Украина, согласно Конституции, признала себя правовым государством. И ВС, таким образом, обязан гарантировать всем физическим и юридическим лицам обеспечение законности и справедливости. Фактически Верховный Суд — это арбитр нации, а его глава представляет ВС и судебную систему в целом. От его позиции во многом зависит законность, правопорядок и спокойствие в обществе. И я это хорошо понимаю.

Поэтому в период президентских выборов, когда концентрация эмоций и накал политической борьбы достигают своего апогея, я как глава Верховного Суда обязан обеспечить работу судов в режиме наибольшего содействия соблюдению законности во время избирательной кампании. Сегодня ВС осуществил все необходимые меры для выполнения этой задачи. Во все суды Украины было направлено специальное письмо ВС, в котором подчеркивается необходимость неукоснительного соблюдения требований закона при рассмотрении жалоб и дел, которые касаются выборов. Другими словами, каждая жалоба, каждое обращение, связанные с президентской кампанией, должны быть приняты и рассмотрены в предусмотренные законом сроки. С этой целью введено дежурство судей и работников аппарата во всех судах Украины, в том числе и в ВС, в выходные и нерабочие дни.


Скажите, такой особый режим работы судов будет сохраняться между первым и вторым туром выборов?

— Да не спешите вы со вторым туром… Еще никто не знает, понадобится ли он вообще. Разве в законе о выборах президента сказано, что обязательно должен быть второй тур? Возможно, уже первый тур решит все вопросы. Мы ввели обязательные дежурства на период выборов. А сколько будет длиться этот период, зависит от ситуации. Но еще раз повторю: на все время, пока будут длиться избирательные баталии, в судах Украины вводится особый режим работы. Кроме того, все суды ориентированы на гласность и открытость судебных процессов. Международные и украинские наблюдатели имеют право на них присутствовать. Кстати, в Верховном Суде наблюдатели уже воспользовались возможностью следить за ходом судебных процессов. Никаких замечаний с их стороны не было. Суды работают в открытом режиме, и каждый может зайти и послушать, как решается тот или иной вопрос.

Представители Совета Европы и ОБСЕ при встречах высказывали удовлетворение организацией рассмотрения дел в украинских судах. Они встречались с судьями, задавали им вопросы и остались довольны полученными ответами. Во всех регионах с судьями были проведены специальные семинарские занятия по изучению избирательного законодательства, которое, к сожалению, не слишком совершенно. Как известно, существует целый ряд проблемных вопросов.

В судах существует такое понятие, как специализация. Например, есть судьи, которые работают только с делами, касающимися земельных проблем или жилья. Хочу подчеркнуть, что жалобы, связанные с избирательным процессом, рассматриваются судьями соответствующей специализации. Другими словами, предвыборные дела ведут квалифицированные специалисты по данной тематике.


Последние события, связанные с избирательной кампанией, свидетельствуют о том, что силовые средства предвыборной борьбы могут нанести существенный урон международному имиджу Украины. Способен ли Верховный Суд повлиять на то, чтобы наша страна воспринималась как правовое, демократическое государство?

— Что касается «силовых средств предвыборной борьбы», скажу следующее. Во все суды направлена директива, касающаяся обеспечения сохранности судебных дел, документов, штампов, печатей, имущества и помещений судов в условиях повышенной активности политической борьбы. Вы же сами видите, что происходит: могут поджечь или взорвать помещения, разбить технику. Поэтому мы предприняли меры повышенной безопасности для защиты судебных учреждений. Таким образом, хочу еще раз подчеркнуть: все суды сориентированы на обеспечение законности и правопорядка в стране. Это ответ на вопрос, как может ВС повлиять на восприятие Украины в качестве правовой, демократической державы.

Но я хотел бы также подчеркнуть, что от судей не все зависит. Нас прежде всего беспокоит тот факт, что в Украине как в правовом государстве, где все обязаны не просто соблюдать закон, а молиться на него, в ходе избирательной борьбы нередко забывают о необходимости следовать духу и букве закона.


Например?

— Отдельных кандидатов на пост президента Украины с высоких трибун и в средствах массовой информации обвиняют в совершении — в прошлом или в настоящий момент — тех или иных противоправных действий. Как юриста и как судью меня удивляет факт, что подобного рода обвинения звучат не только на бытовом уровне, но и из уст тех политиков, которые обещают строить Украину как демократическую и правовую державу, утверждать принципы законности и обеспечивать соблюдение правопорядка в стране. Дело в том, что, в соответствии со статьей 62 Конституции Украины, человек считается невиновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет доказана в определенном законом порядке и установлена в обвинительном приговоре суда. Это принцип презумпции невиновности — один из основных принципов, закрепленных не только в Конституции, но и в целом ряде основополагающих международных правовых актов, касающихся прав и свобод человека. Таким образом, обвинения в том, что человек совершил некое преступление, в то время как приговора суда на сей счет не было, или же он был отменен, а дело закрыто на реабилитирующей основе, носят неконституционный характер, порочат честь и достоинство личности. И квалифицировать эти действия иначе как незаконные и аморальные я не могу.

Если судимостей нет, то их нет. Точка. Есть еще такое понятие, как преюдиция, которое означает следующее: каждое судебное решение, набравшее законную силу, имеет силу закона. Его никто не вправе изменить, отменить или трактовать каким-то особым образом. Это судебное решение даже сильнее, чем закон, поскольку закон можно изменить или даже отменить через какое-то время. А судебное решение, вступившее в силу, невозможно исправить в сторону ограничения прав и свобод личности. Поэтому перед ним все обязаны встать по стойке смирно. Иначе нельзя.


На 8 декабря запланировано проведение парламентских слушаний по проблемам судебной реформы. Насколько украинская судебная система соответствует международным стандартам, и какие проблемы необходимо решить в первую очередь?

— Проблем в судопроизводстве Украины действительно немало. Но и говорить о том, что наша судебная система плоха и никуда не годится, тоже нельзя. Я вам приведу такой пример: в Украине каждый год рассматривается в среднем 5 миллионов дел. Из них только около 150 тысяч оспариваются. То есть четыре миллиона восемьсот пятьдесят тысяч судебных решений никто не подвергает сомнению. Это означает, что все стороны процесса, а их как минимум две, удовлетворены. Иными словами, 98% судебных решений всех устраивают и только 2% оспариваются. Согласитесь, что такой мизерный процент «брака» допустим в любой сфере: медицинской, образовательной, социальной. А вы хотите, чтобы судейство было абсолютно безукоризненным… Знаете, нельзя себе представить общество, в котором все абсолютно хорошие и только судьи — плохие. Какое общество — такие и суды. Все мы выросли и живем в одной общественной среде: и судьи, и правительство, и президент, и журналисты. Каждый год в Украине регистрируется от пятисот до шестисот тысяч преступлений. Добавьте к этому около двух с половиной миллионов административных правонарушений, которые чуть менее опасны для общественной морали и безопасности. В итоге получается около трех миллионов правонарушений!

Однако не забывайте еще о том, что существует такое понятие, как латентная (скрытая) преступность. И она, по нашим подсчетам, не меньше официально зарегистрированной. Вы же понимаете, что далеко не каждая женщина, подвергшаяся изнасилованию, расскажет об этом. Тем более, напишет заявление в милицию. Или возьмем такое преступление, как взяточничество. Вы когда-то видели, чтобы взятки брались в присутствии понятых? Нет. Дальше. Кто-нибудь подсчитывал, сколько избиений происходит в семьях? Вот вам штрихи к портрету нашего общества. Следует просто смотреть на общество открытыми глазами.

Знаете, у нас любая структура оценивается по отдельным явлениям, а не комплексно. Например, судебная система оценивается по какому-то одному решению или явлению. Возможно, оно нехарактерно и нетипично, однако именно на его основе делают общие оценки. Например, Генеральный прокурор заявил, что вся судебная система Украины коррумпирована, на том основании, что он за год возбудил уголовные дела в отношении пяти судей. Но в Украине работает около семи тысяч судей! Так можно ли на основе пяти дел делать выводы о коррумпированности всей судебной системы страны?!

Получается, что недобросовестные люди делают обобщения, основываясь на нетипичных фактах. Кстати, вы знаете, что количество обращений граждан Украины в Европейский суд по правам человека в сравнении с другими странами не так уж и велико?

Но, может быть, причина такого количества украинских дел, которые находятся на рассмотрении европейских судей, в отсутствии механизма подачи жалоб?

— Многие так говорят. Но, как бы там ни было, сегодня в Европейском суде по Украине выносится решений во много раз меньше, чем в отношении таких стран, как Польша, Германия или Франция. Я хочу одного: чтобы не унижали Украину, не говорили, что тут чуть ли не худшее место в мире, а украинцы — самая примитивная нация. Никто не должен оскорблять страну, в которой живет. Мы не примитивные и не хуже других. Мы такие же, как европейцы. Только вот почему-то сами себя считаем неполноценными. Я этого не понимаю. Хочу, чтобы мы везде с гордостью называли себя украинцами. Нам нечего стыдиться. В том числе и своей судебной системы. Она не хуже, чем в Европе. Вот поезжайте в Европейский суд и послушайте, какие там рассматриваются дела. Не думайте, что только в Украине есть негативные явления: у нас ситуация такая же, как и в других странах мира. Что же касается европейских стандартов в осуществлении правосудия, то, уверен, мы к ним придем.


Многие кандидаты обещают после выборов провести конституционную реформу. Ваше отношение к этому вопросу?

— Кандидаты не были бы кандидатами без обещаний. Вся предвыборная агитация базируется на декларациях и обещаниях. Но надо не слепо им верить, а анализировать. Вот некоторые из претендентов говорят, что сразу после своей победы повысят минимальную зарплату до нескольких тысяч гривен. Эти деньги что, с неба упадут? Для проведения такого повышения заработной платы должна экономика заработать, а не печатный станок. Расскажу вам одну мудрую и поучительную притчу. В древности у одного из народов было капище, в котором находились священный петух и священная книга. Каждый день люди приходили на призыв птицы для того, чтобы почитать эту книгу. Но однажды они пришли и увидели, что священный петух осквернил священную книгу. Стали думать, как поступить в этом случае? Мудрые предложили: книгу почистить — ведь иной нет, а петуха зарезать и на его место посадить другого. Но еще более мудрые рассудили так: мы этого петуха знаем, знаем и как он поет, и как гадит. А что мы будем знать о новом? Лишь то, как он поет. Но неизвестно, как он будет гадить. Так что оставлять следует старую птицу. Это к тому, что при выборе необходимо исходить из реалий жизни. Будущего президента все должны хорошо знать — и его положительные, и отрицательные стороны.

Что же касается конституционной реформы… Основной Закон принимался ночью полусонными и уставшими людьми. Для такого серьезнейшего дела, как принятие Конституции, требуется свежая голова. И потому, хотим мы этого или нет, конституционная реформа должна быть принята. Но в спокойной обстановке, а не в разгар предвыборных баталий. Чтобы была возможность проверить каждую норму на соответствие с реальностями жизни. Я вам мог бы назвать целый ряд статей Основного Закона, не отвечающих реалиям. Например, в Конституции записано, что все судебные заседания необходимо фиксировать с помощью технических средств. Поскольку речь идет о миллионах дел, рассматриваемых в суде, то для реализации этой нормы необходимы колоссальные средства. На каждых 20 судей должно быть не меньше 15 залов судебных заседаний. У нас же сегодня на 15 судей приходится 3—5 залов. Дела рассматриваются в кабинетах судей, где вести записи запрещено, поскольку закон не позволяет установить в этих местах технические средства. И вот как тут поступать? Конституция говорит надо, а государство не в состоянии обеспечить выполнение норм Основного Закона. По крайней мере, пока. Необходим переходный период, а в Конституции об этом ничего не сказано.

И еще: проанализируйте статью Основного Закона, где говорится о проникновении в жилище. Если проанализировать соответствующие конституционные нормы других стран, например, России и Польши, или же Конвенцию по правам человека, то увидим, что запрещено проникать в жилище, если нет согласия хозяина или соответствующего решения суда. А что у нас записано? «Запрещено проникновение в жилище или иное владение». Вы знаете, что это такое — «иное владение»? Под это определение подходят и гараж, и авто, и магазин, и кафе, и заводы. Даже приватизированный земельный участок. В соответствии с украинской Конституцией получается, что и туда проникать нельзя без согласия владельца или решения суда. Как следствие — работа правоохранительных органов по раскрытию преступлений может быть полностью парализована. Ведь на каждый «чих» требуется решение суда. Но это просто невозможно. Вот вам аргументы в пользу внесения изменений в Конституцию. Основной Закон страны действительно несовершенен и нуждается в доработке. Необходимо привести конституционные положения в соответствие с реалиями жизни и международными стандартами.


Как вы оцениваете ситуацию, когда еще до вынесения судебного решения используется такая превентивная мера, как арест счетов?

— В соответствии с украинским законодательством такое допускается. С какой целью накладывается арест на имущество, в том числе и на банковские счета? Чтобы обеспечить исполнение приговора. Представьте себе, что человека обвиняют в совершении корыстного преступления и есть много людей, которые рассчитывают получить определенную компенсацию. Если не наложить арест на имущество и счета обвиняемого до объявления приговора, то этот человек может все раздарить, распродать или уничтожить… Разве такое можно допустить? Так вот, в интересах общества, в интересах потерпевших арест имущества и счетов необходим.


Как вы относитесь к тому, что политики сегодня пытаются втянуть судей в свои разборки?

— Крайне негативно. Судья не имеет права входить ни в партии, ни в блоки, ни в союзы. Он должен быть объективным и непредвзятым: это записано в статье 5 Закона о статусе судей. Он просто обязан находиться вне политики. А те политические деятели, которые пытаются втянуть судей в свои игры, совершают зло и в отношении судебной системы в целом, и в отношении ее конкретных представителей. Почему богиня правосудия Фемида изображается с повязкой на глазах? Потому что она должна все выслушивать и принимать решения объективно.


А как Фемида будет голосовать?

— Фемида проголосует мудро.


Такой вопрос: а существует ли корпоративная солидарность судей? Говорят, что судья всегда поддержит другого судью…

— У нас есть квалификационные комиссии, в работе которых принимают участие и не судьи. Да, бывает, что судью судят: например, за взятку или за злоупотребление служебным положением. Кто его судит? Судьи. И они относятся к своему бывшему коллеге более сурово, чем к другим преступникам, совершившим аналогичное противоправное деяние. Вот вам и ответ. Если судья уличен во взяточничестве, его наказывают более строго, поскольку он своим поступком позорит всю судебную систему и своих коллег — судей. Так что, на мой взгляд, такого понятия, как корпоративная солидарность судей, не существует. Как врач дает клятву Гиппократа, так и судья дает клятву быть независимым и непредубежденным. Он обязан быть объективным. Знаете, что такое объективность? Я вам стихами скажу. Был такой китайский поэт Су Ши, живший в XII веке. Так вот, он написал:

Взгляни горе в лицо —
тупа вершина
А сбоку посмотри — она остра
Иди к горе — и гора все выше
Иди назад — и ниже все гора
О, нет, гора свой облик
не меняет
Гора одна и та же —
в этом суть
А измененья от того зависят
С какого места на нее взглянуть.

Так что для того, чтобы быть объективным, необходимо смотреть на явления и поступки со всех сторон, а не с одной. Вот это и есть непредубежденность.

Беседовали Ирина Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам