Перегрузка от свободы

Нет, что ни говори, а в штабах антикризисных менеджеров работают изобретательные пацаны, точно знающие суть пословицы «не мытьем, так катаньем». Стоило только начаться в Украине тому, что уже окрестили «журналистской революцией» и что на самом деле – всего лишь стремление журналистов хоть в конце избирательной кампании поработать более-менее свободно, как противники «пробуждения» нашли новую узду. Не удается заткнуть рот и приструнить, значит, мы сделаем так, чтобы ртов никто не увидел вообще.

За три дня до «часа Х» в СМИ появилось удивительное сообщение. Киевская городская государственная администрация вдруг начала прогнозировать перебои с электроэнергией в день выборов президента 31 октября и в следующую ночь. «Основной вопрос, что будет перегрузка, возможно. Перегрузка энергии», – сказал заместитель председателя администрации Владимир Ильгов. Вот, значит, так: не перегружало, не перегружало все эти дни, а тут взяло и перегрузило. Прямо в день и ночь, когда будет решаться судьба страны, а журналисты захотели показать, в какую сторону и как именно. С их желанием борются простенько и незамысловато: нету электричества – нет и программ. Как в известном анекдоте: нету ножек – нет и шоколадки. И плевать на то, что вместе с правдивой информацией зрители не увидят и нужной. Не на последнюю расчет. Главное – чтобы не увидели свободной и неподконтрольной или хотя бы альтернативной информации. Да и вообще: когда темно, мало ли что можно обтяпать…

Конечно, власти тут же заявили о готовности героически преодолевать возникшие трудности. По словам г-на Ильгова, оперативный штаб по обеспечению работы городских служб будет реагировать на возможные перебои. «Первая задача, чтобы все прошло на высоком уровне, чтобы все, что, должно быть, работало», – сказал он. Штаб планирует привлекать к обеспечению работы городских служб при необходимости не только коммунальные предприятия, но и частные. Ильгов также сообщил, что городской оперативный штаб будет работать и в случае второго тура выборов президента.

То, что все продумано и все мелочи учтены, очень четко иллюстрируют, например, события, которые развернулись вокруг возможной перекоммутации сигнала на Первом национальном, где работает ТРК «Эра», планирующая в прямом эфире отследить все перипетии главной электоральной ночи страны. Чтобы не было никакого прямого эфира, «Эру» просто решили заменить программами «проверенного» госканала. И речь не идет, ясное дело, а том, что «Эра» хочет быть честнее всех. Но, как вы понимаете, с точки зрения властей, нельзя допустить, чтобы объективизм «разбушевался» на частоте, доступной на большей территории страны. И вот если вырубить свет возле «карандаша» – здания, где Первый национальный находится, то можно сделать так, что вообще никаких программ не будет…

Потом, разумеется, будет все: объяснения, извинения, причитания и ссылки на то, что мы так и не достигли уровня 1913 года. Но главное дело будет сделано. Зачем? А черт его знает. Но очень похоже на агонию…

То, что информационное поле страны больно тяжело, почти неизлечимо, в общем-то, было понятно и в предыдущие месяцы. Потому что было жестко разделено на противоборствующие лагеря в полном соответствии с главными векторами президентской кампании. Власть неистово боролась с оппозицией, оппозиция защищалась подчас методами, очень похожими на действия властей, а журналисты освещали все это в полном и жестком соответствии с «верховными» указаниями по принципу «кто не с нами, тот против нас». На недавнем «круглом столе» на тему «Роль общенациональных телекомпаний в освещении предвыборной гонки» его организаторы – Комитет «Рівність можливостей» и Ассоциация «Спільний простір» – и многочисленные эксперты вычленили несколько самых заметных нарушений и отступлений от стандартов журналистской деятельности, которые помогали участникам политического противостояния манипулировать сознанием населения. Вот только некоторые их этих нарушений:

а) несбалансированность подачи информации – показ одних и игнорирование других;

б) манипулирование фактами с четко заданной целью – очернить или обелить тех, на кого пришел «заказ»;

в) умышленное заказное замалчивание общественно значимой информации, если она вредила хозяину или заказчику;

г) работа по «темникам», строго регламентирующим освещение событий, которых вообще-то и не было на самом деле;
д) многократное повторение в новостях событий, которые так или иначе очерняли или обеляли «врагов» и друзей»;

е) необъективность и нежелание разделять факты и комментарии в работе теленовостийщиков.

И можно при желании найти и другие нарушения, и отходя от журналистских стандартов. Но, как по мне, и этого достаточно. Чтобы задурить головы неискушенных в журналистских «кухнях» потребителей информации. Но главное было в другом – даже на этом узком и рассчитанном на специалистов и журналистов «круглом столе» проявилось стремление побороться в привычном формате «власть – оппозиция». Потому что, во-первых, указанные выше недостатки стремились приписать исключительно тем СМИ, которые рассматривались как «близкие к власти и провластным олигархам». И «закрывались глаза» на то, что эти же изъяны в полной мере присущи и оппозиционным масс-медиа. Там ведь «темники» были не менее изощренными, а выполнение их контролировалось не менее жестко. Во-вторых, никто не хотел видеть СМИ, которые стремились в предвыборной гонке стоять как бы над схваткой. Их все равно подозревали в том, что они таким способом служат «кому-то», и дотошно пытались найти этого «кого-то». И справедливости ради следует только отметить, что указанные поиски в меньшей мере происходили на этом «круглом столе». Они шли весь период кампании, потому что политики и хозяева СМИ, как говаривал один мой бывший друг, не имели и не хотели иметь «зеленого понятия» о том, что ТАКОЕ возможно в принципе…

Но вот журналистская братия, точнее, значительная и более активная ее часть, все же «проснулась». А по ней – рубильником…

Такой жесткий подход, в принципе, можно было прогнозировать. Он был запрограммирован самой жесткостью ведения кампании. И тем, что она, кампания, во многом велась не самими соискателями главного кресла страны. Они отдали ее на откуп своим штабам и приглашенным из-за разных рубежей политтехнологам, имиджмейкерам, советникам. А эти, будучи ландскнехтами, с «аборигенами» особо не церемонились. Им важно было «свое» отгрести и уехать из «побежденной» страны с туго набитыми кошельками. Такова природа наемников во все времена, во всех странах и во всех отраслях человеческой жизни, которыми «опікуються» информ-«гусинос» и «солдаты удачи» предвыборных технологий. Жаль только, что украинские политики не учли этого печального факта истории. И получили выжженное поле в душах и сознании большого числа своих соотечественников…

Что с этим можно поделать? В общем-то, ничего, если 31 октября и 21 ноября (в случае второго тура) не пойти и не высказать свое отношение к происходящему и к его участникам лично. И не проконтролировать то, что ваше мнение учли так, как вы хотели, а не по своему хорошо проплаченному усмотрению.

И еще одно обстоятельство. Подобная картина со СМИ по воле политтехнологов рискует повториться и на парламентских выборах 2006 года. Тогда тоже за мандаты украинские политики будут бороться с ожесточенностью защитников Сталинграда. И, возможно, состоится последний пир во время чумы для заезжих доброхотов-специалистов: с огромными гонорарами, с установкой «победа любой ценой, и после нас – хоть трава не расти», с жестким прессованием несогласных и т. д.

Так, может, уже сейчас стоит озаботиться и подумать о лучшей жизни? Формула ее в сложившихся условиях проста и знакома. Чистый ленинский перефраз: лучшая жизнь – это нормальная власть плюс электрификация всей страны. Позаботимся же о свете. В лампочках и в умах. И все должно быть хорошо…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам