Дубровка два года спустя

Раним субботним утром 26 октября 2002 года российский спецназ штурмом взял здание театрального центра на Дубровке, в котором двое суток в заложниках у террористов удерживались 900 зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост». В 15 минут восьмого поступило официальное сообщение, что заложники освобождены, а все 40 террористов, в том числе главарь Мовсар Бараев, уничтожены. И только через несколько часов стало ясно, что 130 человек, усыпленные таинственным газом, название и формулу которого мы не узнали до сих пор, так и не проснулись. Среди них – трое украинцев. Неудивительно, что однозначно ответить на вопрос, была ли операция по освобождению заложников удачной, пока не решается даже власть России…

Двухлетие захвата заложников на Дубровке российские власти отметили почти полным молчанием. По мнению журналистов, причина, из-за которой высокие чины избегают говорить о страшных событиях октября 2002 года, кроется в том, что у следствия нет никаких принципиальных сдвигов в поимке организаторов этого теракта. Единственной удачей следствия стало осуждение четырех чеченцев из группы Бараева, которые не участвовали в нападении на «Норд-Ост», а несколькими днями ранее устроили взрыв у ресторана «Макдоналдс» на юго-западе Москвы – Алихана Межиева, его брата Ахъяда, Аслана Мурдалова и Хампаши Собралиева. Они были осуждены на сроки от 15 до 22 лет колонии.

В пресс-релизе, распространенном Московской городской прокуратурой, единственной новостью стало упоминание в связи с делом «Норд-Оста» обанкротившегося в августе прошлого года «Прима-банка». Как сообщил представитель прокуратуры, в рамках расследования проверяется информация о причастности этого банка «к финансированию актов терроризма и оказанию пособничества террористам». Председатель правления «Прима-банка» Муса Гатиев, чеченец по национальности, и одна из его сотрудниц обвинены в хищении более миллиона долларов. Их дело сейчас слушается в Гагаринском суде Москвы. Кроме того, сейчас под следствием находятся глава правления банка Пулат Усманов и председатель совета директоров Мухарбек Баркинхоев.

Однако не эти люди называются в прессе организаторами и финансистами теракта. Как утверждают российские источники, за трагедией на Дубровке стоял начальник службы экономической безопасности и фактический владелец «Прима-банка» Руслан Эльмурзаев, известный также как Абу-Бакар. Он взял в своем банке два кредита – $10 и $30 тысяч, на которые и был организован теракт. 30-летний Руслан Эльмурзаев – бывший чеченский милиционер, уроженец Урус-Мартана, пользовавшийся паспортами на имена Фуад Хуанов и Али Алиев, выданными в Толстой-Юрте, был в зале театрального центра во время теракта и также не проснулся утром 26 октября.

Однако, есть данные, что еще в 2001 году, когда Шамиль Басаев, задавшись целью вынудить российские власти вывести войска из Чечни, провел серию неудачных терактов в Москве, главным организатором был Руслан Эльмурзаев. Например, его «перу» принадлежит организация взрыва в «Макдоналдсе» на проспекте Вернадского. Для осуществления терактов Эльмурзаев оформил на себя два кредита в «Прима-банке»: один на $10 тысяч, а другой на $30 тысяч. Основная их часть пошла на приобретение двух микроавтобусов «Форд Транзит» и «Фольксваген Каравелла», на которых боевики приехали на Дубровку. Другая же часть денег была потрачена на поддельные документы для боевиков, а также аренду квартир для проживания. Кстати, оба микроавтобуса были куплены Абу-Бакаром у чеченцев в Москве по доверенности и зарегистрированы в МРЭО Центрального административного округа. Интересно, что ранее прокуратура объявляла, что организация рейда на «Норд-Ост» обошлась Шамилю Басаеву всего в $40 тыс. Теперь вот прояснилось, «откуда деньжата».

Впрочем, у тех, кто выжил после того самого «Норд-Оста», несколько другие проблемы: в результате штурма пострадало более 700 человек. Многие из них стали инвалидами – лишились слуха, зрения, стали нетрудоспособными. Они объединены в одноименную организацию, руководителем которой является Татьяна Карпова. По ее словам, за два года пострадавшие не получили от правительства ни одной копейки, хотя просили помощь у правительства РФ, всех российских и зарубежных олигархов, но везде получали отказы. Сейчас эти люди вынуждены подавать судебные иски: они судятся с правительством Москвы и правительством РФ. Но власти до сих пор не хотят признать, что газовая атака не была безвредной. Поэтому усилиями госпожи Карповой их дело уже зарегистрировано в Страсбурге. Оно называется «Чернецова против Российской Федерации».

В целом за два года в суды Москвы поступил 81 иск от бывших заложников и их родственников с требованием возместить моральный и материальный ущерб. Сегодня рассмотрено 61 дело. Материальный ущерб возмещен по 38 искам, возмещать моральный ущерб московские суды отказались всем российским истцам. Иностранцы, которые стали участниками трагических событий на «Норд-Осте», вообще не смогли получить помощь по результатам судебных процессов.

Это же касается и украинцев. Как мы уже говорили, в ходе московских событий погибли 3 гражданина Украины: Евгений Кочат (проживал в Москве), Наталия Юфтяева (из Керчи, работала в театральном центре на Дубровке), Григорий Бурбан (Одесса). Всего из 40 заложников-украинцев 31 человек был отправлен в больницы. Правительство Украины только спустя восемь месяцев, выделило 61,5 тыс. грн. помощи украинцам, пострадавшим на Дубровке. Правда, согласно постановлению Кабинета министров, распорядителем денег почему-то было назначено Министерство иностранных дел.

Что добавить к сказанному выше? В эти дни возле пятиметровой стелы, которая была установлена на площади перед Театральным центром в первую годовщину трагедии, гора цветов, свечек, иконок и плюшевых игрушек. Правда, принесли их в основном те, кто потерял здесь близких или друзей. Остальные просто прошли мимо…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам