Смена ролей

Представьте себе картину: вы, коренной уроженец города Донецка, идете по главной улице с плакатом, на котором написано: «Так! Ющенко!». Заходите в отель «Донбасс-Палас» и, длинно сплюнув на сияющие ботинки швейцара, интересуетесь его политической ориентацией. Человек, понятное дело, в шоке. Ощущение такое, вроде он всю жизнь болел за «Шахтер», а теперь ему самым наглым образом напяливают шарфик с динамовской символикой, суют в руки сигнальную дудку и предлагают скандировать: «Динамо — чемпион!». Причем без всяких объяснений. Похожие ощущения испытали экс-«большевики» во время сессионной недели: приближение часа «Ч» скорректировало ритуал проведения парламентских заседаний.
Вот уже несколько дней представители виртуального большинства не ходят в парламент. Они обиделись. Не к лицу солидным людям в костюмах от «Бриони» изображать из себя баррикадных политиков. Экс-«большевикам» даже пришлось позаимствовать у оппозиционеров со стажем их креативные протестные разработки. Имеется в виду развешивание антиющенковских плакатов по периметру сессионного зала, окружение трибуны ВР и проверка на прочность нервной системы председателя парламента.

Социалист Юрий Луценко не смог удержаться от ехидных реплик типа: почувствуйте себя оппозиционером! Запишетесь во фракцию «Регионы Украины!». Чувствуется, что Юрий Витальевич был отомщен за тот позорный эпизод с вызовом на ковер в кабинет премьера для дачи объяснений по поводу двусмысленной фразы о «парламентском изнасиловании». Но теперь все стало на свои места: с ног на голову. «Большевики» пытаются блокировать работу парламента, а оппозиционные фракции и сторонники спикера, как зайчики, давят на кнопки, выстреливая законы со скоростью пулеметной ленты. «Фракционная шестерка» в это время делает вид, что ей глубоко индифферентна парламентская активность коллег: есть дела поважнее, чем проводить предвыборную агитацию на парламентской площадке. Кандидат Янукович и так победит. Смотрите рейтинги. Но вернуться в зал тянет — привычка. Поэтому Степан Гавриш огласил с трибуны условия перемирия: Ющенко извиняется за обвинения в адрес власти относительно организации покушения на него. Работа Верховной Рады переносится на декабрь, а до тех пор все законы, принятые парламентом, считаются неправомерными.

Эффект от такого шага оказался несколько смазанным: поскольку шесть фракций не имеют контрольного пакета голосов, то и заблокировать работу Верховной Рады не получилось. Тем не менее сложилась напряженная ситуация, развитие которой зависело от двух моментов: позиции спикера и позиции коммунистов. Как всегда, КПУ не подвела: почти шесть десятков голосов фракции Петра Симоненко доказали дееспособность парламента. Коммунисты не любят сложных комбинаций, зато с удовольствием разыгрывают красивую карту, если та сама идет в руки. В общем, благодаря им, парламент функционирует и по-прежнему является единственным легитимным центром власти в стране. Признать это бывшим подопечным Степана Гавриша очень нелегко. И хотя экс-«большевики» получили небольшое моральное удовлетворение, видя, как мучается Петр Порошенко без «5 канала», это удовольствие — ничто по сравнению с бюджетной травмой. Оппозиция одержала куда более убедительную победу — добилась переноса сроков принятия бюджета-05 на ноябрь месяц. Просто воплощение мечты Олега Рыбачука: не дать «преступному режиму» пустить бюджетные деньги на удовлетворение предвыборных потребностей. Вот пусть теперь выкручиваются как хотят. Не секрет, что премьер-министру было крайне необходимо добиться позитивного решения бюджетного вопроса: как-никак, а утверждение правительственного варианта финансового плана является залогом будущей стабильности. А кто у нас сегодня олицетворяет стабильность? Ясное дело, Виктор Федорович… На карту было поставлено его политическое будущее, и эта карта оказалась битой. Причем не без помощи пропремьерской фракции. Нонсенс. После провала правительственного варианта бюджета сразу хочется поверить в слова Петра Симоненко, утверждающего, что нынешние раздачи пенсий и стипендий — не больше чем предвыборный миф, и сразу по закрытии избирательных участков социальный поток иссякнет.

Кстати, о Симоненко. Вернее, о КПУ. Именно фракция коммунистов является сегодня обладателем «золотой парламентской акции». Как гласит один известный рекламный слоган: без них ничего не получится. Действительно, стоит коммунистам вытащить «кредитную карточку» для голосования, как все, что нажито непосильным трудом… Ну дальше вы знаете. 59 голосов — это 59 голосов. Поэтому с коммунистами следует сегодня быть особо корректными, чутко угадывая их желания. Повышение прожиточного минимума? Да нет вопросов. Вывод украинских миротворцев из Ирака? Проще простого. Переименование города-героя Львова в Петровск? Можно попробовать. Возможно, это и есть главная предвыборная технология КПУ, направленная на резкое повышение рейтинга Петра Николаевича. До сих пор идеологическими лозунгами коммунистов пользовались все кому не лень, в результате чего Компартии и ее лидеру грозило электоральное отставание. Но последняя парламентская неделя многих изменила.

Особенно трудно приходится Александру Морозу, который ведет с главным коммунистом невидимую миру борьбу за третье место в президентском финале. Да и большевикам не позавидуешь: им сегодня приходится обороняться, а не наступать. Да, это война, где по одну сторону баррикад находятся шесть фракций во главе с Гавришем, а по другую — спикер и его коалиция. Большевикам удалось «выманить Литвина из норы», заставив Владимира Михайловича определиться с выбором. Все-таки долгое время глава ВР балансировал между двумя парламентскими полюсами, но после столкновения 19 октября ему пришлось четко расставить акценты. Военные действия перешли в открытую стадию: в ответ на требования бывшего координатора признать принимаемые ВР законы нелегитимными, Литвин «закрыл» секретариат парламентского большинства. 229 заявлений о приеме в ПБ стали макулатурой в сейфе Степана Богдановича. В ответ виртуальный координатор поставил вопрос о политической легитимности пребывания Литвина в должности спикера, на которую тот был избран большинством. Следующий ход — за председателем парламента. Пока перевес спикерской коалиции налицо: перенос сроков рассмотрения бюджета, активная деятельность парламента, ликвидация оплота большинства. Владимиру Михайловичу пока удается удерживать ситуацию благодаря совместным действиям фракций НАПУ, НДП—ПППУ и сил оппозиции. Реанимирован формат оппозиционной «четверки»: коммунисты, социалисты, «Наша Украина» и БЮТ дружно поддерживают работоспособность законодательного органа. Выходит, что в парламенте за десять дней до выборов стихийно сформировалось новое большинство в количестве 250 депутатов. Даже для готовых ко всему коммунистов такой поворот событий оказался неожиданным. Многие из них на провокационный вопрос: «Так вы теперь «большевики?» — смущались и начинали оправдываться. Дескать, так получилось.

Еще один нюанс: стали много говорить о предпосылках для роспуска Верховной Рады. Владимир Литвин в пылу дискуссии тоже упомянул о том, что ему известен данный сценарий: спикер обвинил фракции большинства в попытке спровоцировать досрочные выборы. Действительно, логика в этом есть: новый президент уже готовится переформатировать под себя парламент. Кто бы ни стал новым главой государства, консолидировать ВР ему будет непросто. Победит Янукович — ему придется выдержать конфронтацию с «Нашей Украиной» и БЮТ. Если же выборы выиграет команда Ющенко, то найти общие точки с «донецким представительством» в Верховной Раде будет проблематично.

Два года уйдут только на борьбу с парламентом, формирование коалиции и договоренности со спикером. А смысл? Куда проще доказать недееспособность парламента до выборов, а после них объявить, что «такой орган стране не нужен», и назначить досрочные выборы. По смешанной системе, поскольку закон о партийных выборах вступает в силу только с 1 октября 2005 года. Председатель ВР обратился к «большевикам» с прочувствованной речью, смысл которой сводится к одной фразе: «Ребята, вас кидают». По словам Владимира Михайловича, исполнителям сценария срыва работы Верховной Рады известна лишь первая часть плана. Но никто не предупредил, что будет потом. Многим из тех, кто трудится сегодня в структурах власти, понадобится новое место работы, если выиграет не их кандидат. Традиционным местом «отсидки» в таком случае является парламент. Именно сюда уходили после отставки практически все премьеры. А если его нет? Вопрос, конечно, интересный. Фактически Владимир Литвин гарантировал поствыборное трудоустройство команде проигравшего — в обмен на спокойную работу вверенной ему структуры.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам