Рубикон для Литвина

Вы – туда, а мы – сюда. Сегодня – здесь, а завтра – абсолютно в другом месте. Все течет, все меняется. Так утверждал кто-то из киников. Или циников. Кто этих древних греков разберет… Вчера «нашеукраинцы» исполняли парламентский номер «оглуши потихоньку спикера», а сегодня группа солидных депутатов из фракции «Регионы Украины» пытаются сделать то же. Правда, Владимира Литвина они не «глушат», как господин Жовтяк с помощью электронной сигнализации, но в неудобное положение все же ставят.

19 октября, с самого утра, то ли пять, то ли шесть (а, может быть, и меньше) фракций бывшего парламентского большинства решили протестовать. Для поднятия боевого духа «протестантов» ответственные товарищи во фракциях собрали у участников демарша карточки для голосования. Чтобы сплотить ряды. Затем группа хорошо одетых «регионалов» расположилась в достаточно принужденных позах около трибуны ВР. Энтузиазма особого не было. Валентин Ландык тихонько скандировал себе под нос: «Пе-ре-рву, пе-ре-рву». Ненавязчиво требовал от ведущего объявить паузу в пленарном заседании. Гостевые ложи Верховной Рады были украшены плакатами, главная тема которых – Виктор Ющенко должен извинится. Подразумевалось, что Виктор Андреевич обязан принести извинение за введение в заблуждение широкой общественности по поводу действительных причин своего заболевания. Выйти на трибуну и покаяться. Все как во время блокирования Верховной Рады «нашеукраинцами» и «тимошенковцами». Не хватает только Веры Ивановны, стерегущей наглядную агитацию. Ее роль выполняют незнакомые мужчины и женщины с суровыми выражениями лиц.

От антиконституционных бунтов ющенковцев демарш экс-«большевиков» отличался сдержанностью. Как выяснилось, в рядах «НУ» гораздо больше экзальтированных депутатов, легко впадающих в политический транс. Затем они в этом трансе вытворяют различные неприличные вещи. У «регионалов», которые сыграли роль заводил «бунта», получалось как-то неубедительно. Явно чувствовалось, что они выполняют несвойственные им обязанности. Солидные ребята, не крикуны, а надо же, как карта легла… Пришлось изображать «революционную массовку». Даже возникли проблемы с объяснением причин такого бунта. Тихо вышли, заблокировали трибуну. «Нашеукраинцы» радостно хихикали. Дескать, мы тоже в свое время так «зажигали». К скучающим «бунтарям» вышел Петр Порошенко, приветливо поздоровался. Так в чем дело? Оказалась, что причина все та же: не допустим использования парламентской трибуны в предвыборных целях. А крайним в ситуации «полувялой» блокады ВР оказался спикер. Уже потом, в ходе «разбора полетов» донецкие признались, что им удалось хотя бы «выманить спикера из политической норы». Другими словами, занять конкретную и четкую позицию. Литвин с самого начала «большевистской» блокады был настроен решительно. Он сразу же пресек попытки экс-«большевиков» применить технологию прерывания работы сессии по требованию двух и больше фракций. Владимир Михайлович заявил, что не будет объявлять перерыв, поскольку депутатские группы, которые выступили с такой инициативой, не зарегистрировались в сессионном зале. Нет регистрации – нет права пользоваться паузой. И с этого момента началась открытая конфронтация экс-«большевиков» и спикера. Да, действительно, Владимир Литвин занял четкую и однозначную позицию: парламент может и должен работать.

Ему в этом помогли… коммунисты. Поскольку Владимир Михайлович, невзирая на скучающую группу «регионалов» в районе трибуны, объявил о начале законодательной работы, было принципиально важно продемонстрировать позитивный результат. Спикер поставил на голосование проект постановления об обращении Верховной Рады насчет честных и прозрачных выборов. Если бы не 50 голосов левых, то этот проект так и остался бы проектом. Не более того. Однако война спикеру была объявлена. После перерыва на парламентскую трибуну поднялся координатор остатков большинства Степан Гавриш и зачитал в быстром темпе текст заявления от имени шести фракций («Регионы Украины», объединенные эсдеки, «трудовики», «Единая Украина» Богдана Губского, «Союз» Николая Гапочки и «Демократические инициативы»). Требования экс-«большевиков» следующие:

· Виктор Ющенко должен извиниться за обвинение власти в его отравлении;

· заседания ВР должны быть перенесены на декабрь, поскольку парламент не может нормально работать, и в зале отсутствуют депутаты, то решения, принятые в парламенте, не могут быть легитимными.

После заявления Степана Богдановича члены упомянутых фракций покинули зал. Ситуация складывается очень непростая. Во-первых, хотя «большевики» и не имеют контрольного пакета голосов в парламенте, тем не менее, их неучастие в работе ВР осложнит принятие решений. Продуктивно Верховная Рада может работать в формате оппозиционной «четверки»: коммунисты, социалисты, «Наша Украина», БЮТ и представители так называемой «новой коалиции» – «Центр», аграрии, НДП–ПППУ, занимающие особую, условно-нейтральную позицию, ориентированную на спикера. Поскольку почти все лидеры упомянутых фракционных структур (за исключением «центристов» и аграриев) работают на разных кандидатов в президенты, то договариваться насчет консенсуса им будет крайне тяжело.

Во-вторых, Гавриш поставил под сомнение правомерность решений, принимаемых без экс-«большевиков». Он даже рекомендовал президенту накладывать на них вето. Это бомба относительно замедленного действия.

Естественно, что особо нелегко сегодня приходится спикеру. Он не участвует в выборах, зато в полной мере ощущает на себе все «прелести» избирательной кампании. Конфронтация между спикером и большинством, если вы помните, началась не сегодня. И даже не вчера. Сначала Владимир Михайлович выступил против отождествления парламента и парламентского большинства. По его словам, это разные вещи. Затем спикер долгое время пытался балансировать между полярными политическими силами, выдвигая различные миротворческие инициативы. И, наконец, в последний месяц началась открытая конфронтация Литвина с теперь уже бывшими «большевиками». Владимир Михайлович поручил регламентному комитету разобраться с вопросом материально-технического обеспечения деятельности несуществующего большинства. Ему сделали ряд «звоночков». То, что спикер заявил о ведущейся за ним и членами его семьи слежке – это из этой серии. В ответ один из руководителей СБУ прозрачно намекнул Литвину на его связь с неблаговидными делами одного из предприятий, имеющего отношение к Верховной Раде. И, наконец, 19 октября Владимиру Литвину была объявлена открытая война. Неслучайно же спикер так эмоционально комментировал уход «большевиков». Открытым текстом говорил о возможности роспуска парламента, чего он раньше старался избегать.

В общем, Литвин перешел Рубикон. Это главный вывод, который можно сделать на основании последних парламентских событий. Как долго он сможет удерживать ситуацию? Вот в чем вопрос.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам