Под знаком "U.S. Steel"

Шестая в мире сталелитейная компания «U.S. Steel» намерена совершить скачок из своей родной Америки в наши края. В интервью «The Financial Times» исполнительный директор фирмы Джон Сурма заявил, что его структура собирается расширить присутствие в Восточной Европе путем приобретения заводов и шахт. Украину Сурма называет своим «потенциальным направлением»…

Данное интервью – первое программное заявление нового главного исполнительного директора «U.S. Steel» (именно так звучит его должность). 30 сентября 2004 года бывший исполнительный директор Томас Ашер ушел в отставку. Ашер работал в «U.S. Steel Corp.» с 1965 года, а на посту главного исполнительного директора – с 1995 года. Другими словами, был слишком ярым патриотом своей компании, что порой мешало ему здраво оценивать ее возможности в конкурентной борьбе за место под солнцем. Особенно в нынешних условиях крайне обострившейся конкуренции.

Ему на смену пришел молодой и агрессивный Джон Сурма – в недавнем прошлом главный операционный директор. Перед ротацией руководящих кадров положение «U.S. Steel Corp.», заметно ухудшившееся в последнее время, немного исправилось. Чистая квартальная прибыль составила $58 млн. или 47 центов на акцию по сравнению с убытком на сумму $38 млн. незадолго до того. Выручка выросла на 54% – до $2,91 млрд. Все это произошло благодаря росту цен на сталь (средняя цена листовой горячекатаной стали достигла $423 за тонну по сравнению с $287 в прошлом году) и приобретению компании «National Steel Corp.».

Похоже, выработанную стратегию акционеры и менеджмент компании считают правильной. В своем интервью г-н Сурма подчеркнул, что именно приобретение шахт в Словакии и Сербии сделало компанию единственным крупным американским производителем стали, присутствующим в Европе. Он также рассматривает возможность приобретения европейских шахт железной руды и коксующегося угля, чтобы снизить зависимость от поставщиков этого сырья для производства стали. Помимо этого, Джон Сурма рассказал о том, что компания может приобрести доли в небольших американских фирмах с целью поднять уровень производства на 5-6 млн. тонн в год. Например, «U.S. Steel» попытается купить акции турецкой «Erdemir», если она будет приватизирована.

Стоит напомнить, что «U.S. Steel» уже пыталась выйти на украинский рынок: целилась на акции крупнейшего в стране горно-металлургического комбината «Криворожсталь». Однако Фонд госимущества не допустил иностранные компании к участию в тендере. Новый исполнительный директор недвусмысленно намекнул, что, несмотря на «отлуп», его компания не оставила своих планов по расширению в Восточной Европе. «Если появится подходящий вариант, мы будем бороться за него», – сказал он. По его словам, «U.S. Steel» рассматривает в качестве потенциальных направлений Хорватию, Украину, Румынию и Болгарию.

То, что американская компания вполне серьезно планирует обосноваться в Восточной Европе вообще и в Украине в частности, нет сомнений. Причины вполне прозрачны. Во-первых, к концу 2004 года производство стали корпорацией составит примерно 22,5 млн. тонн, из которых 7,5 млн. тонн приходится на два европейских завода компании. Так, что они уже попробовали на «вкус» бизнес-климат Старого Света, и он им понравился. Во-вторых, убытки компании были связаны с возросшими на $61 млн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходами на пенсионные программы и увеличением на $54 млн. расходов на закупку природного газа, используемого при производстве. То есть работать в Америке им становится невыгодно и нерентабельно.

Более того, на родной земле корпорацию преследуют призраки старых долговых проблем: например, «U.S. Steel Corp.» пришлось продать 8 млн. своих обычных акций, чтобы заработать деньги на выплату задолженностей, образовавшихся в ходе убыточной работы. И, говорят, не все долги были погашены…

Наконец, есть технические моменты, связанные с энергетической «напряженкой» в Штатах. Не так давно было прервано производство на заводе компании, расположенном в Питсбурге на Великих Озерах. Это произошло из-за того, что внезапно было прервано энергоснабжение. Учитывая, что доменная печь (стоимостью в десятки миллионов долларов и рассчитанная лет на сто) после подобных экспериментов обычно выходит из строя, американцы подумывают о перспективах прикупить «убитый заводик» где-то на постсоциалистическом пространстве, реконструировать и гонять, пока хватит ресурса.

В этом плане интерес к нам «U.S. Steel» радует и настораживает одновременно. Радует, поскольку они намерены вкладывать деньги в модернизацию приобретенных производств и закупать электроэнергию (которой у нас хоть отбавляй). Настораживает, если учесть, что эта корпорация никогда не платит лишнего, легко расстается с персоналом и любит обустраиваться на «оккупированной территории» с размахом монополиста.

Кстати, именно новый руководитель Джон Сурма инициировал реорганизацию системы управления после недавнего слияния с «National Steel Corp.». В ходе этого мероприятия планируется сократить до 20% сотрудников, занимающихся непосредственно управленческой деятельностью и около 20% рабочих, занятых на производстве. Если же говорить о монополизме, то в историю вошел судебный процесс, известный как «антитрестовское дело корпорации «U.S. Steel», по которому федеральный суд в 1920 году постановил, что закону противоречат лишь необоснованные ограничения торговли, а размеры фирмы и обладание монопольной властью не являются нарушением антитрестовских законов. С тех пор «U.S. Steel» всегда хотелось «скушать» кого-либо из конкурентов. Правда, не всегда это получалось…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам