Общество чистых тарелок

Шесть государств – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан – учредили в среду в Москве Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). ЕАГ стала шестой региональной организацией внутри FATF, причем доминирующую роль в ней будет играть именно РФ. Сенсацией стало отсутствие Украины в списке учредителей «евроазиатской FATF», а также присутствие в нем Китая. Пока неизвестно, сможет ли ЕАГ выступать с инициативами закрытия счетов компаний, заподозренных в сотрудничестве с террористами. Но зато уже известно, что Россия не пожалела на содержание ЕАГ $2 млн.

Как мы уже сказали, внутри FATF есть пять региональных организаций: Asia/Pacific Group on Money Laundering (APG); Caribbean Financial Action Task Force (CFATF); Council of Europe Select Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures (MONEYVAL) (formerly PC-R-EV); Eastern and Southern Africa Anti-Money Laundering Group (ESAAMLG) и Financial Action Task Force on Money Laundering in South America (GAFISUD).

О том, что еще одно представительство FATF может в ближайшее время появиться на территории СНГ, было впервые официально заявлено 25 февраля нынешнего года на Парижской сессии FATF: той самой, на которой Украину исключили из «черного списка». Интересно, что побывавшая в столице Франции наша делегация испытала легкий шок от «допросов с пристрастием», которые им устроили… российские эксперты. Напомним, что Россия гораздо раньше почувствовала вкус к борьбе с отмыванием денег и к тому времени, когда мы только начали выкарабкиваться из «черного списка», уже была полноправным членом «антиотмывочного клуба».

По возвращению в Киев члены украинской делегации доверительно сообщали, что «дружеский наезд» россиян был своего рода давлением, имевшим целью убедить «наших» войти в состав региональной группы. На тот момент эта структура, по планам Комитета финансового мониторинга РФ, должна была объединять только страны СНГ на добровольной основе и представлять «провайдерскую организацию» – посредника между правительствами стран и парижским офисом FATF. Появление в ней Китая в феврале 2004-го не планировалось.

Почему Украина не сильно обрадовалась данной перспективе, понятно не только функционерам Департамента финансового мониторинга (отделившегося от Минфина и превратившегося в полноценный госорган): мы хотим полноправного членства в FATF. Но сам FATF считает, что увеличивать свою численность до 40 «штыков» не имеет смысла – слишком трудно будет достигать консенсуса при голосовании. А без единодушного одобрения, согласно уставу, решения не принимаются. Что же касается Украины, то, несмотря на все наши геополитические амбиции, стоит признать: мы не такой уж финансовый гигант и далеко не центр легализации криминальных капиталов (несмотря на присутствие в «черном списке»), чтобы претендовать на право устанавливать правила игры для мировых рынков капитала.

Поэтому возможностей прямого проникновения в «антиотмывочный клуб» не так уж и много, вне зависимости от инициативы российского КМФ по региональному объединению. Уже в феврале было очевидно, что нам не стоит «качать права», поскольку намерения России, по большому счету, были заранее поддержаны странами-донорами, предоставляющими помощь на «разоружение» банковских «прачечных». Вообще, если говорить о западной финансовой помощи нам, то выдвижение России в «президиум» «антиотмывочного комитета» СНГ мгновенно вызвало у некоторых отечественных чиновников опасения меркантильного характера. Дескать, теперь они будут заведовать «сундуком» с грантами, и нам достанутся гораздо меньшие суммы, чем те, на которые можно было рассчитывать.

В отличие от нас, Россия не стала канючить на тему западных подачек, а сразу заявила, что вложит миллионы долларов в финансовые разведки соседних стран. Страны-члены FATF одобрили ее энтузиазм и пообещали в случае необходимости подсобить материально. На вчерашней учредительной конференции Евразийской группы в Москве министр финансов России Алексей Кудрин сказал, что в этом году на деятельность ЕАГ уже выделен $1 млн., в следующем году планируется выделить такую же сумму. «В случае необходимости мы можем ее увеличить, – отметил чиновник. – Ждать здесь нельзя. Каждый рубль, который войдет в эту систему, окупится многократно жизнями тех людей, которые будут спасены от возможных террористических актов».

Председателем ЕАГ был единогласно утвержден руководитель Комитета финансового мониторинга (который теперь именуется Федеральной службой по финансовому мониторингу «Росфинмониторинг») Виктор Зубков, его заместителем – первый заместитель руководителя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Казахстана Рустам Ибрагимов. В работе учредительной конференции ЕАГ принял участие президент FATF Жан-Луи Форт.

А накануне учредительного собрания ЕАГ в режиме повышенной секретности в Москве прошло заседание представителей мировых служб финансовой разведки, на котором они обменялись опытом работы. Мероприятие проходило в «Президент-Отеле» и собрало представителей ООН, Всемирного банка, Европола, Интерпола, Совета Европы, Европейской комиссии и FATF. В заседании приняли участие также эксперты подразделений финансовой разведки из 40 стран, включая Россию. Режим секретности был включен сразу. Полный список участников заседания, несмотря на настойчивые просьбы приглашенной прессы, обнародован не был. Открывшему международную встречу главе Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) России Виктору Зубкову пришлось, впрочем, приподнять завесу тайны и представить главу представительства Европейской комиссии в России Марка Франко и директора по правовому сотрудничеству Совета Европы Роберто Лампони.

Франко, рассказав, что финансирование террористической деятельности идет по специальным каналам, и поэтому его трудно отследить, отметил при этом: «Но это не значит, что этого не нужно делать». Международный чиновник напомнил, что Евросоюз выделил России 2,5 млн. евро на реализацию проекта Moli-ru, направленного на борьбу с отмыванием денег, полученных незаконным путем в России. В свою очередь, Лампони рассказал, что в Совете Европы есть MONEYVAL – структура, которая помогает оценивать эффективность мер, направленных на борьбу с отмыванием денег.

Именно по окончанию секретного саммита было объявлено об инициативе создания Евразийской группы. Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Кудрин сказал, что организация в ближайшем будущем определит перечень мер по совместным действиям по предотвращению финансирования терроризма. О том, сможет ли она работать в «оперативном режиме», блокируя счета и отлавливания «финансистов-отмывальщиков», сказано не было.

Об Украине на этом ярком мероприятии вспомнили лишь единожды. Кто-то из российских чиновников сказал, что нам предложили роль наблюдателя (раз от полноправного членства мы отказываемся) и пока ждут ответа от нашего Госфинмониторинга.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам