Конец гениального пользователя

Анализировать многочисленные версии причин отставки Евгения Марчука с должности министра обороны – это все равно, что переводить незамысловатое эстрадно-цирковое мурчание Кати Лель на английский. Получается в основном «uu-uuu» и «yummy-yummy». А вот «джага-джага» вообще не поддается переводу. Но мы-то с вами знаем, что это такое. Некоторые девушки, которые носят футболки с позитивным призывом «Так!», слегка смущаются, когда слышат насчет «джаги». И отвечают «нет», поскольку думают, что им предлагают средства предохранения без секса…
22 сентября, когда президент Леонид Кучма публично сообщил, что принял отставку Евгения Кирилловича, поднялась традиционная информационная волна, которая на время перекрыла даже эпизод со «случайно-неслучайным» отравлением Виктора Ющенко. Какой «рицин» (отравляющее вещество)?! Тут Евгения Кирилловича уволили – легенду украинской политики, человека, который наследил во всех мыслимых и немыслимых сферах публичной, секретной и сверхинтимной деятельности. А в том, что Марчука именно уволили, а не удовлетворили прошение об отставке, почему-то никто даже не сомневался. Странно… Вот что значит имидж. Евгений Кириллович еще ни с одной должности не ушел добровольно. Его всегда увольняли. Классический пример: «за формирование собственного политического имиджа». Или же использовали в портфельных рокировках: был секретарем Совета национальной безопасности и обороны, а стал министром обороны.

И вдруг отставка. Версии посыпались как из рога изобилия. Саботаж программы утилизации боеприпасов? Не то. «Турецкое дело»? (Марчук якобы незаконно направил на тушение пожаров в Турцию 8 военных вертолетов.) Не смешите… «Неправильный» раздел армейского имущества в Балаклавской бухте, когда кого-то забыли вписать в «раздаточную ведомость»? Масштаб не тот. Причастность к так называемому «кассетному скандалу»? Да назовите хотя бы одну резонансную тему, к которой не был бы причастен Евгений Кириллович. Мимо. Не сумел мобилизовать армию для обеспечения правильного голосования в ходе президентских выборов? Скажите, а кто за оставшиеся до окончания кампании считанные недели сумеет это сделать? Опять мимо. Непокоренный Марчук отказывается покидать свой пост и организует военный переворот? В этом месте люди, хорошо знающие Евгения Кирилловича, обычно плачут от избытка критических чувств. Тогда за что?!!

Вся проблема в неправильной постановке базового вопроса. Некорректно спрашивать, за что уволили Марчука. Количество возможных причин превысит все допустимые пределы. Можно долго и безрезультатно блуждать в лабиринтах причинно-следственных связей, разбираться в хитросплетениях межличностных отношений, строить схемы: Марчук–Медведчук–Янукович–Смешко. Рисовать стрелочки, соединяющие один квадратик с другим. Красные, зеленые, синие. Вписывать дополнительные фамилии, зачастую достаточно экзотические, а также названия городов: Брюссель, Варшава, Будапешт, Турин. Когда закончится список европейских столиц, а также политиков, бизнесменов, «крестных отцов», агентов влияния и прочих персон, причастных к масштабной легальной, нелегальной и полулегальной деятельности, придется все начинать с начала. С тем же, заранее прогнозируемым результатом. Поэтому основной вопрос надо, наверное, сформулировать по-другому: почему так долго Евгений Кириллович оставался в обойме высокопоставленных украинских игроков? Это действительно феноменальное достижение. Поняв причины политического долголетия Марчука, можно получить относительно реальное объяснение завершения его карьеры.

Знаете, каким он парнем был…

Умный. Представительный. Красивый и обаятельный мужик. За несколько минут мог запросто расположить к себе кого угодно. Многим нравилась харизма секретности и причастности к тайному, которая незримо витала в воздухе в период подъема карьеры Евгения Кирилловича. Он это знал и использовал имидж «разведчика», «сотрудника спецслужб» в повседневной политической работе. Журналисты, особенно журналистки, просто косяками шли у него на поводу, чувствуя в этом человеке альтернативу власти, некую скрытую силу. Кстати, примерно то же, только в гораздо меньших масштабах, происходит сегодня в зоне действия Виктора Ющенко. На полном серьезе в офисе одной аналитической организации, действовавшей под крышей МВД, обсуждался вопрос о контактах Евгения Кирилловича с инопланетянами. И серьезные люди, которые действительно занимались непростыми делами на территории иностранных государств, без улыбок говорили о каких-то аномальных встречах, получении сакральной информации от высших. Вы представляете, как «рвало» после этого «крышу» у доверчивых «шакалов пера», допущенных к «высшему таинству»?

Поэтому, когда в марте 1995-го Марчука назначили исполняющим обязанности премьер-министра, я чуть ли не в экстазе, без всякого внешнего принуждения написал статью с многозначительным заголовком: «Ставки сделаны». И, кстати, ничуть не жалею об этом, поскольку искренне верил, что «к власти идет новая, мощная группировка, которая рассчитывает победить на президентских выборах 1999 года». И откуда мне было знать состав этой «мощной группировки», которая на поверку свелась к вечному и верному помощнику Евгения Кирилловича – Николаю Григорьевичу Алексеенко? Он был всегда рядом. Не со мной, а с ним. Никогда не повышал голос. Рафинированный интеллигент. Из КГБ. Но в те времена он был «причастен к таинству, которое происходило за бронированной дверью».

Имидж «спокойной силы» крепчал. «Шакалы пера» делились на причастных к «тайне» и непричастных. Первые могли слышать некие туманные намеки насчет великого будущего, а вторые выявляли скрытый подтекст в информационных сообщениях о деятельности премьера Марчука. Существовал ажиотажный спрос на интервью с Евгением Кирилловичем. Это была заветная мечта любого политического обозревателя. За ним буквально охотились. Пытались использовать любую возможность. Часами торчали в приемной. Но Марчук держал паузу. Все говорили: чем больше артист, тем длиннее пауза. Перед самой отставкой Евгений Кириллович все же дал интервью. Хорошее, яркое, запоминающееся. Как будто писал профессиональный журналист… И вдруг – уволен. Пересказывались подробности его гордого ухода: никто из кабминовцев ни слова не сказал в его поддержку. Молчали, как рыба об лед. Вдогонку указу «кинули» официальную формулировку «уволен за формирование собственного имиджа». Получился готовый «украинский герой». Как теперь модно говорить – «народный кандидат в президенты».

Евгений Кириллович опять стал держать паузу. Отлеживался в парламенте. Для него не составило особого труда «зазомбировать» под себя целую фракцию. Пусть будет. Для солидности. Название хорошее – «Социально-рыночный выбор». Теперь бы их называли «донецкими». А в то время они были группой поддержки Евгения Кирилловича. Наверное, они ему верили. Александра Кужель точно верила. Поэтому, когда в Донецком аэропорту расстреляли Евгения Щербаня, от Марчука ждали решительных шагов. Но Евгений Кириллович ограничился имитацией следственных действий. Приехал на место происшествия, записал кого-то на пленку. Его вид говорил об одном: Марчук все знает, но сказать ничего не может. Не время. Вот наступит час «Х», и тогда всем воздастся. По заслугам. Данная нехитрая лексическая конструкция стала универсальным средством оправдания всех без исключения поступков Евгения Кирилловича. Как правило, срабатывало.

Появлялось все больше и больше политических организаций, контор, центров, изданий, отдельных журналистов, которые «работали на Марчука». Это было престижно, даже модно. Значит, ты причастен к тайне. К будущему. К некоей спецоперации. Правда, никто ничего не может понять. Нормальные люди так не поступают. Не используют своих сторонников, а потом выбрасывают их как ненужный, отработанный материал. Однако все списывалось на некий неведомый «высший смысл». Вот, например, резко поменялось руководство одной газеты, которая взяла бурный старт. Сколько людей просили передать Евгению Кирилловичу, что с журналистами так поступать нельзя. Думали, это какая-то ошибка. Но по-прежнему, как собачки Павлова, верили – «наступит час «Х», и тогда…». Час «Х» действительно наступил в 1999 году. Но никто не думал, что будет так «Х»-реново. И дело даже не в том, что «слоны никогда не платят». Этот факт слегка отрезвляет деятельность головного мозга, но не способен сам по себе убить веру. «Спокойная сила» явно вела двойную и даже тройную игру. Не собираюсь анализировать систему договоренностей в рамках «каневской четверки», когда Марчук прагматично сделал выбор в пользу кресла секретаря Совета национальной безопасности и обороны.

Манипулятор

Именно в этот момент умер миф о «надежде нации». Евгений Кириллович использовал своих политических партнеров. В штаб кандидата Марчука еще поступали звонки от растерянных региональных руководителей его предвыборной кампании, а свежеиспеченный шеф Совбеза уже выдумывал правдоподобную причину своего поступка. Дескать, на этой должности я сумею реализовать основные пункты своей предвыборной программы. А один генерал, о мужестве которого написана трогательная книга, советовал послать звонивших по одному эротическому адресу. Ставки действительно были сделаны. Проиграла вера. Это был самый масштабный случай использования людей за всю карьеру Евгения Кирилловича. До свидания, все свободны.

Больше этот трюк Марчуку повторить не удалось. Хотя, надо признать, у него была возможность вернуться в кресло премьера. Уже после президентских выборов. И, возможно, Ющенко до сих пор бы работал в Национальном банке. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

Секрет политического долголетия Евгения Кирилловича, как выяснилось, прост: он – гениальный пользователь. Юзер. В этой области с ним мало кто сравнится. Сначала он использовал свой имидж «человека, вернувшегося с холода». Он ниоткуда не возвращался, но миф был красивый. Используя современную терминологию, была попытка реализовать проект «украинский Путин». Сейчас смешно, но тогда казалось, что все могло получиться. Немногие тогда поняли «юзерские наклонности» Евгения Кирилловича. А те, кто со временем пришел к такому выводу, рефлексировали по этому поводу. Некоторые достаточно болезненно.

Затем «пользовательские способности» Марчука проявились в полной мере на должности секретаря Совбеза. Отдельный разговор, как Евгений Кириллович вычислил авторов терактов 11 сентября. Можно долго описывать, какие комбинации пытался реализовать Марчук. Главное не это. Он умело создавал миф о своей незаменимости. Незаменимый пользователь – совершенно убойное сочетание. Почти «кризисный менеджер». Да и объединенных социал-демократов Евгений Кириллович успел хорошо «поюзерить». Второй номер в избирательном списке СДПУ(о). Первый – Леонид Кравчук, а Виктор Медведчук – лишь на четвертом месте. Сначала либералы, затем эсдеки… Какая разница? Главное, чтобы механизм работал в твою пользу. Это основной девиз талантливого юзера.

И еще: Евгений Кириллович вовсю использовал слабости других людей. Я не имею в виду банальный компромат, которым якобы переполнен секретный сейф Марчука, купленный в Киеве. Кстати, рассказывают забавную байку, связанную с покупкой. Наивная девчонка-продавщица спросила: на кого выписывать чек? Евгений Кириллович подумал, что это шутка. При его-то всенародной популярности. Он назвал фамилию одного нынешнего кандидата в президенты. Девушке было по барабану, и она ее записала. Марчук слегка удивился…

Теперь, собственно, о слабостях. Некоторые действительно держат данное слово. В украинской политике это считается чуть ли не дурным тоном. Но для юзера такая принципиальность – настоящий подарок судьбы. Я уже писал о том, что уволить Евгения Кирилловича на протяжении последних пяти лет можно было раз десять. Но президент пообещал Марчуку в далеком 1999 году, что не уволит его до окончания срока своих полномочий… И слово свое сдержал. Это правда. Можно говорить о последнем сеансе «использования», проведенном Евгением Кирилловичем. Вот только закрадываются определенные подозрения насчет дальнейшей судьбы Марчука. В соответствии с законами жанра, в этом месте необходимо сделать многозначительный намек: такие люди в никуда не уходят. Его опыт, знания будут востребованы. Недаром же Евгений Кириллович прозрачно намекал, что его заветная мечта – довести до конца реформу Вооруженных Сил. Это все равно что выучить китайский язык: очень трудно и занимает много времени. Годы. И вдруг понимаешь – круг замкнулся.

…Примерно так же Евгений Кириллович начинал свою юзерскую карьеру. Прекрасные стартовые данные в виде опыта, умения работать и так далее. Только теперь Марчуку придется столкнуться со вторым законом юзера: когда количество использованных тобой людей превысит число потенциальных жертв, начнутся проблемы…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам