В зоне особого внимания

Говоря о заслугах пока еще действующего президента Украины перед Отечеством, в первую очередь, как правило, вспоминают о сохранении на протяжении всего срока его правления гражданского спокойствия на территории государства. Сила этого аргумента в том, что с ним глупо спорить, ибо, к счастью, в его пользу выступает сама действительность. Однако потенциальные очаги противоречий, способные вовлечь Украину в вооруженный конфликт, все же существуют. Например, Приднестровье – непризнанное государство в государстве, которое сегодня в очередной раз попало в зону особого внимания международной политики в регионе.

С некоторых пор конфликт вокруг этой молдавской республики, по сути, не прекращающийся с первых дней развала СССР (19 июня 1992 года произошли первые столкновения между молдавской полицией и вооруженными формированиями Приднестровья в городе Бендеры, в ходе которых погибло несколько сотен человек), получил новый виток развития. После того как уже в этом году переговоры о федеративном статусе этой республики в составе Молдовы в очередной раз зашли в тупик, министерством просвещения Приднестровья было принято решение о прекращении работы четырех из шести молдавских школ с румынским языком обучения (в данном случае речь идет о молдавском языке на основе латинской графики).

Требуя отменить это решение, молдавское руководство ввело с 1 августа санкции против Приднестровья, которые последнее квалифицировало как «экономическую блокаду». В частности, таможенный департамент Молдовы с 1 августа временно прекратил рассмотрение деклараций экономических агентов Приднестровья, не имеющих бюджетных отношений с Молдовой. Торгово-промышленная палата Молдовы приостановила выдачу приднестровским экономическим агентам сертификатов, подтверждающих происхождение товаров, а госпредприятие «Железная дорога Молдовы» – вагонов для товаров предприятий левобережья Днестра. Кроме того, временно прекратилось действие всех нормативных актов правительства, предоставляющих льготы приднестровским экономическим агентам.

Ответ не заставил себя ждать. Практически сразу же в Приднестровье был задержан первый состав с пунктом назначения Кишинев. После чего государственное предприятие «Железная дорога Молдовы» задержало четыре товарных поезда с пунктом назначения Приднестровье.

Дальше – больше. 6 августа непризнанная республика объявила военную мобилизацию. Несколько тысяч военнообязанных призвали на военные сборы. По заявлению Тирасполя, он был вынужден пойти на этот шаг ввиду угрозы вторжения на территорию Приднестровья со стороны Молдовы. Параллельно с этим были оборваны линии электропередач, поставляющие энергию в центр Молдовы, а также телефонные коммуникации.

И, быть может, Украина и хотела бы закрыть глаза на происходящее, однако это вряд ли получилось бы ввиду непосредственной близости границ. Так, 3 августа Кабинет министров Украины был вынужден принять решение об обеспечении движения внутренних пассажирских и грузовых поездов, привычные маршруты которых местами заходили на территорию Молдовы, в Приднестровье, по обходным маршрутам на территории Украины.

Да и само Приднестровье, вступая в тот или иной очередной конфликт с Молдовой, постоянно рассчитывает на поддержку со стороны нашего государства. Например, 12 августа министр иностранных дел непризнанной Приднестровской республики Валерий Лицкай призвал Украину ввести в регион украинских миротворцев. Сделал он это на встрече с украинскими журналистами в Тирасполе. Он обосновал свой призыв тем, что, согласно подписанным в 1998 году в Одессе соглашениям, Украина «имеет право направить в республику полноценный миротворческий контингент по численности, сопоставимый с российским». В то время как «до сих пор Украина не воспользовалась этим правом, и в Приднестровье присутствует только несколько военных наблюдателей из Киева».

Размышляя далее о необходимости введения украинских военных в Приднестровье, г-н Лицкай перешел на угрозы. Он рассказал о блокадных действиях Кишинева по отношению к Приднестровью, заявив, что это грозит «гуманитарной катастрофой, которая существенно отразится на Украине, куда хлынет поток беженцев». «Еще более серьезными последствиями для Украины грозят попытки вооруженного захвата Приднестровья, на который может решиться Кишинев. Поэтому об усилении миротворческой операции надо думать уже сейчас», – подчеркнул Лицкай. Он даже указал на то, что в настоящее время в Приднестровье необходимо ввести «как минимум роту украинских миротворцев». И даже на то, где ее следует размещать: «Необязательно размещать ее на приднестровской территории. Ее можно разместить у границы, но с тем, чтобы всегда иметь возможность оперативно отреагировать на развитие событий».

Кроме того, он позволил себе упрекнуть Украину в том, что ее миротворцы присутствуют в Ираке, а в Приднестровье их до сих пор нет. «Почему-то в далеком Ираке есть украинские миротворцы, а в соседнем для Украины Приднестровье, где в результате кишиневских действий ситуация может пойти по весьма неблагоприятному для Киеву сценарию, их нет», – сказал министр.

Подобные заявления Приднестровского руководства можно понять – крошечному непризнанному государству не по силам в одиночку тягаться даже с такой относительно небольшой страной, как Молдова. Поэтому для него важно любыми способами заручиться поддержкой своих более влиятельных соседей.

И если официальный Киев занял подчеркнуто нейтральную позицию, ориентированную на несиловое решение конфликта с учетом обеих противостоящих сторон, то в преддверии президентских выборов некоторые украинские политические силы, чьи лидеры сегодня являются кандидатами на пост президента, решили использовать сложившуюся ситуацию в своих предвыборных играх.

Прежде всего, речь идет о двух достаточно одиозных группах – «Братстве» Дмитрия Корчинского и «Новой силе» Юрия Збитнева. Последний еще 5 августа устами своей организации предложил назвать Приднестровье зоной национальных интересов Украины, учитывая реальную опасность жизни почти трехсот тысяч этнических украинцев и пятидесяти тысяч граждан Украины, которые живут в зоне потенциального военного конфликта.

Затем «Новая сила» предложила ввести на территорию Приднестровья контингент Вооруженных сил Украины с мандатом миротворческих сил ОБСЕ, задачей которого будет разъединение конфликтующих сторон, контроль пограничной и таможенной служб Приднестровья и Молдовы с целью недопущения контрабанды и нелегальной миграции через эту территорию. Партия также сочла необходимым предложить Российской Федерации подписать отдельный военно-политический договор об общей защите интересов Украины и России в регионе Приднестровья.

При этом без советов украинскому внешнеполитическому ведомству здесь также не обошлось. «Новая сила» предложила МИДу безотлагательно выступить с инициативой официальной встречи в формате пятерки гарантов – ОБСЕ, Молдовы, Приднестровья, Украины, России – и начать переговоры по урегулированию ситуации.

Но и на этом полет геополитической мысли «новых силовиков» не ограничился. По заявлению партии, она вместе с Центром стратегических инициатив разработала меморандум об урегулировании Приднестровского конфликта, основой которого является восстановление «исторической справедливости» и возвращение Приднестровья в состав Украины на правах автономии. По словам руководителя Центра стратегических инициатив Вадима Магницкого, политическая и экономическая ситуация в регионе свидетельствуют, что в ближайшие годы начнется процесс присоединения Молдовы к Румынии, а Украина может готовиться к присоединению Приднестровья.

Вот таким несложным образом наши «стратеги» по-быстрому разделили территорию независимого государства на составляющие. При этом почему-то не указывая на то, кто и при каких обстоятельствах согласится отдать Приднестровье Украине. Общеизвестно, что Молдова входит в круг стратегических интересов Румынии, с которой мы до сих пор не можем окончательно решить проблемы крошечного осколка суши в Черном море под названием остров Змеиный. А что уж говорить о территории в 4163 квадратных километра (что, между прочим, представляет собой 10% от территории всей Молдовы), с населением около 800 тысяч человек? Кроме того, отношения с Румынией сегодня и без того крайне обострены с учетом открытия судоходства по украинской части Дуная.

Что касается «Братства», то его лидер Дмитрий Корчинский вообще любит похвастаться своим участием в молдавско-приднестровском противостоянии 1992 года. Тогда, как уже указывалось, жертвой столкновений стали несколько сотен человек, хотя точная их цифра до сих пор не установлена.

Видимо, вспоминая боевую молодость, главный «брат» страны в первые дни обострения конфликта снова устремился в мятежную республику. Так сказать, по местам боевой славы. Как сообщал сайт «Братства», всюду его встречали хлебом-солью, жали руки и благодарили за участие в судьбе угнетенных приднестровских украинцев. Сам он при этом пообещал приложить максимум усилий, дабы «гражданским давлением заставить руководство Украины повернуться лицом к своим единокровным братьям, которые, проживая на украинской земле, волей судьбы оказались за пределами Украины».

В данном случае установка, заложенная в процитированном послании, так же проста, как и в выступлениях «Новой силы»: Приднестровье, на самом деле, является территорией Украины, по воле нелепого рока оказавшейся под контролем врага. Нечто подобное прежде (да и сейчас) также широко озвучивалось российскими ура-патриотами в отношении украинского Крыма (кстати, в Крыму так же много россиян, как в Приднестровье украинцев).

«Новая сила» решила не отставать от своих визави и на днях ее лидер Юрий Збитнев тоже выехал в Приднестровье, в то время как вчера около 30 сторонников молодежной организации партии «Новая сила» пикетировали посольство Молдовы в Украине с требованием провести в Приднестровье референдум по его присоединению к Украине. «Исходя из того, что Приднестровье – это территория, издавна населенная преимущественно украинцами, и земля, на которой происходили процессы украинского этногенеза, партия «Новая сила» заявляет о необходимости максимального содействия процессам самоопределения населения Приднестровья».

«Новая сила» также заявила о намерении инициировать постоянный мониторинг ситуации в Приднестровье и информировать об этой ситуации официальные структуры и СМИ. С этой целью партия решила направить в Тирасполь своего представителя. Впрочем, за две недели до этого о таком же намерении заявило и «Братство» Корчинского.

Вот такое неожиданное единодушие от кандидатов невидимого фронта. Хоть коалицию создавай на основе защиты интересов Приднестровья в Украине. Ну да ладно. Такова природа выборов. Кто-то на них пиарится с требованием вывода украинских ребят из Ирака, а кто-то – немедленного ввода их в Приднестровье. Тут уж каждому свое, как гласила табличка на въезде в одно «исправительное» учреждение времен Второй мировой войны.

Той самой войны, 65-я годовщина начала которой будет отмечаться 1 сентября. Послевоенная реальность прямо указывает на тот печальный факт, что за столь непродолжительный срок многое забывается. Поколения, пережившие ужас, уходят. Им на смену идут новые легионы, жаждущие очередного передела мира или даже крошечной его части – тут уж у кого на что потенции хватит. У нас под боком находится один из серьезных очагов противостояния. Чтобы его раздуть, уже есть люди. Потому что одни хвалят действующего президента за то, что он до сих пор не допустил гражданского кровопролития вблизи и на территории своего государства, а другие – пытаются стать новыми президентами, заявляя о своих претензиях на чужую территорию.

P.S. На сегодняшнем брифинге в МИД Украины руководитель пресс-службы Маркиян Лубкивский заявил о том, что Украина может ограничить пропуск товаров по своей территории, которые следуют в Приднестровье, если с 1 сентября руководство этой непризнанной республики не возобновит функционирование молдавских школ с латинской графикой. При этом он также отметил, что «речь идет не только о санкциях со стороны Украины, но и о том, что международное сообщество, участниками которого, наряду с Украиной, являются ЕС и США, заинтересованы в скорейшем разблокировании ситуации в Приднестровье».

Вслед за этим сообщением МИДа появилась информация о том, что Тирасполь в лице лидера Приднестровья Игоря Смирнова выразил готовность вести переговоры с Кишиневом, в том числе в устоявшемся пятистороннем формате с участием посредников (России, Украины и ОБСЕ).

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам