Уходя от четырех букв…

Любая аббревиатура, в принципе, упрощает, а то и убивает смысл сокращаемого понятия. За исключением, пожалуй, двух случаев: если он, смысл, конечно, был в том, что подверглось «шифровке». Или же когда аббревиатура начинает жить своей самостоятельной жизнью, мало зависящей, а то и вообще не зависящей от первоначального смысла, приобретая самостоятельное значение и собственную «кредитную историю».

Человеческая речь полна таких сокращений, и перечесть самые курьезные и удивительные из них — объемистых томов не хватит. Вот и в истории Украины, которая 24 августа празднует 13-ю годовщину своей независимости, есть такие аббревиатуры, которые одни пытаются забыть, другие наоборот — спекулируют на них, третьи предлагают просто помнить, ибо без этого картина обретения независимости не будет полной. К примеру, 19 августа обычно вспоминают о ГКЧП — Государственном комитете по чрезвычайному положению. Новоявленном органе, который под траурные мелодии, с утра разбудившие сограждан, вызвался спасти СССР — Союз Советских Социалистических Республик. А одной из этих самых «республик» и была Украина, гордо именовавшаяся УССР — Украинская Советская Социалистическая Республика.

Однако смысл в этих аббревиатурах, сейчас это уже очевидно, был минимальный. Ибо как в СССР в августе 91-го не было никакого чрезвычайного положения, а состоялась банальная попытка государственного переворота, так и в самом сокращенном названии «одной шестой части суши» уже мало что ему отвечало. СССР не являлся союзом республик в чистом виде, потому что сами республики были не полноценными равноправными и мало-мальски самостоятельными республиками, а только национально «окрашенными» частями унитарной и очень по-глупому авторитарной страны. Не были они и весь их «союз» ни советскими (всем управляла «направляющая и руководящая сила» — КПСС: Коммунистическая партия Советского Союза), ни социалистическими (за 70 лет существования был построен разорительный и нежизнеспособный монстр государственного капитализма, запутавшегося в тисках идеологических догм о социальном равенстве).

Значит, в августе 1991 года, спасая СССР, ГКЧП старался «спасти» и власть КПСС, и саму УССР. Не получилось. В Москве люди вышли на баррикады и за свободу от ГКЧП заплатили жизнями трех парней. В Киеве власть готовила приказы, предписывая слушаться заговорщиков и дико радующихся украинских коммунистов, диссиденты вновь хотели уйти в подполье, а дезориентированные граждане пребывали в растерянности. Но обошлось как-то по-тихому. Когда в Москве запахло победой, то и в Киеве все резко перелицевались в «антигэкачепистов» и националистов — сторонников независимости, быстренько сообразили сессию парламента и провозгласили независимость.

И сегодня УССР — это уже Украина, самостоятельное и суверенное государство, признанное таковым всем мировым сообществом. Казалось бы — живи и радуйся. Никаких дополнительных сокращений и аббревиатур, все прозрачно и четко. Да вот загвоздка: экономическая ситуация для большинства граждан нового государства и сейчас такова, что они с трудом соглашаются с так громко и повсеместно расхваленными выгодами самостоятельного государственного существования. С самого начала произошло ужасное: веру в свое государство, доверие к нему начали убивать в душах граждан. То есть в самом надежном месте, где это государство может пережить любые лихолетья и любые временные промежутки.

А все так вышло еще и потому, что Украина оказалась во власти других аббревиатур. Новых, но страдающих старым «грехом» — их смысл был далек от первоначального сокращенного значения. Говорим, к примеру, АП (администрация Президента), но понимаем, что это не просто канцелярия, подсобный рабочий орган главы государства, а могущественное ведомство, которое способно диктовать свою волю в Украине ее Кабинету министров, отдельным его министерствам, Службе безопасности, Генеральной прокуратуре и даже Верховной Раде, Конституционному и Верховному судам. И кто после этого поверит в дословную правильность зашифрованных сокращений, принятых в обиходе для всеобщего удобства, — КМУ, МВД, МИД, СБУ, ГПУ, ВРУ, КСУ, ВСУ и т. д.? Мало кто, ибо об этих органах в законах написано, что все они в разной степени самостоятельно решают проблемы в рамках своей компетенции. А о ВР и ВСУ даже в Конституции сказано, что на них как на самостоятельные ветви власти вообще никто осуществлять давление не может. А вот об АП нигде и ничего не сказано и не написано, а она может многое…

И граждане, пытаясь решать свои проблемы в соответствующих ведомствах, понимают — обратились не по адресу. А их не особо и разубеждают. А до АП — как раньше до Бога: все знают, что он есть, но вот где именно, неизвестно. И можно только молиться. Только вот молитвой можно душу спасти, но не цены снизить или кран починить. Неравноценная замена, но, увы, житейская…

Не лучше ситуация и в политике. Чего только не насокращали ушлые политики, чтобы заручиться поддержкой народа, постоянно превращаемого в электорат. КПУ, СПУ, ПР, СДПУ(о), НАПУ, УНП, НРУ — и так до ста штук словесных кодов. И это только партий. А есть же еще, к примеру, «НУ» («Наша Украина») и БЮТ (Блок Юлии Тимошенко), которым и этого показалось мало — они создали коалицию «СН» («Сила народа»). А что поделаешь — выборы…

…Но в стране, в общем-то, праздник. Она, как мы видим, таки пережила и СССР, и УССР, и ГКЧП. Даст Бог — переживет и все эти словоблудия в сокращенном виде. И предстанет в первозданном виде — УКРАИНА. Одним словом, в котором каждая буква может быть заглавной, но высокий смысл они будут иметь только все вместе…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам