Русские едут

Сын скандально известного российского бизнесмена Александра Смоленского Николай купил британский завод TVR, производящий эксклюзивные спортивные автомобили. 23-летний россиянин заплатил за предприятие от 10 до 25 млн. фунтов стерлингов, вырученных от продажи папиной банковской группы олигарху Владимиру Потанину. Самое интересное, что фамилия Смоленский повергает в шок западных финансистов, которых его банк в 1998 году «кинул» на миллиарды долларов…

Путь Смоленского-старшего из кооператоров в миллиардеры начался в 1989 году, когда он создал «Банк Столичный»: один из первых советских частных банков. В 1993 году «Банк Столичный» становится «Столичным Банком Сбережений» (СБС). В 1996-ом СБС покупает пакет акций государственного «Агропромбанка» и превращается в «СБС-Агро». Смоленский становится одним из доноров предвыборной кампании Бориса Ельцина. В 1997 году «СБС-Агро» размещает евробонды на сумму $250 млн. и подписывает крупные контракты с иностранными компьютерными компаниями. Через год в России разразился финансовый кризис. 6 августа 1998 года (накануне «черного понедельника») «СБС-Агро» продает английской фирме Goldman Sachs правительственные облигации, номинированные в долларах. При этом «СБС-Агро» утаил одну важную деталь: облигации находились в залоге по так называемым сделкам РЕПО, которые банк заключал с иностранными кредиторами, разбросанными по всему миру.

17 августа 1998 года российское правительство объявляет дефолт по $40 млрд. долга и обесценивает рубль. 18 августа 1998-го у зарубежных инвесторов случается шок, плавно перетекающий в астенический синдром. 28 августа Центральный банк делает попытку ввести у находящегося на грани банкротства «СБС-Агро» временное управление. Вскоре после этого главу ЦБ увольняют, а новое руководство отменяет временное управление. В 1999 году отделение «СБС-Агро» в Самаре меняет название на “Первое ОВК” и начинает поглощать другие филиалы. Создается банковский холдинг «ОВК».

Данные российских силовых ведомств показывают, что акционерами банков новой сети, созданной под руководством Смоленского, были одни и те же четыре московские компании: ЗАО «Блейси», ЗАО «Энфлейд», ЗАО «Риэль» и ЗАО «Скалд». Все они были зарегистрированы в один день, а их директорами являлись одни и те же никому не известные москвичи, предъявившие компьютер в качестве уставного капитала, а потом выпустившие акции и сразу же продавшие их подставным кипрским компаниям. Местожительство одного из директоров найти не удалось, другой живет в обшарпанной московской квартире с собакой, но дома почти не появляется. В общем, типичные «зиц-председатели».

После избрания Владимира Путина президентом России было создано государственное учреждение – Государственное Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое должно было заняться исключительно долгами «СБС-Агро». Западные кредиторы «СБС-Агро» обрадовались, но их радость длилась недолго: АРКО предложил по одному центу на утерянный «облигационный» доллар. Тогда же Смоленский стал председателем компании «СТБ-Кард», ранее принадлежавшей «СБС-Агро».

В западной прессе писали, что иностранные банки в результате десяти месяцев переговоров с «СБС-Агро» по вопросу о разделении убытков получили лишь пачку неоплаченных россиянами счетов за услуги финансовых консультантов, юристов и бухгалтеров. О вкладчиках, доверивших «СБС-Агро» свои сбережения, Смоленский высказался еще категоричнее: «у меня волосы встали дыбом, когда я увидел, что некоторые вложили больше $1 млн. Они, наверное, идиоты».

Отец и сын жили, несмотря на кризисы, припеваючи. Александр разъезжал по Москве на BWM 750, купил просторную квартиру на Патриарших прудах в самом центре города и построил загородную дачу. Постоянно летал в Европу навещать проживающую в Австрии жену и сына, учившегося в лондонской частной школе и бельгийском вузе. Попытка привлечь его по факту мошеннических операций, имевших место в начале 90-х, привели к появлению компромата на Генпрокурора России Юрия Скуратова. И его скорое увольнение. Не удалось и адвокатам западных компаний добиться сатисфакции в суде. Хотя у них появился ключевой свидетель: бывший сотрудник «СБС-Агро» Алексей Рассказов согласился выступить на суде в пользу Европейского банка реконструкции и развития. На слушаниях в лондонском арбитражном суде он поддержал требование ЕБРР к банку «Золото-Платина» (одному из ключевых звеньев новой сети Смоленского) о выплате возмещения на сумму $34 млн. Через несколько дней после возвращения Рассказова в Москву пять парней ворвались к нему в номер, избили его, засунули в брюки пистолет и закинули белый порошок в носки. Прямо как в ситуации с Григоришиным.

Смоленский отреагировал на избиение бывшего подчиненного хладнокровно: заявил, что не имеет к этой истории никакого отношения. По его словам, «органы» сами заинтересовались Рассказовым в связи с незаконным хранением оружия. «Где Рассказов, и где я?» – заявил он прессе. Вообще, папа-банкир всегда плевать хотел на общественное мнение и свою репутацию. Когда АРКО, сообщило, что иностранные кредиторы получат по центу на доллар, он засмеялся, заметив: «мои партнеры задохнулись от жадности».

Тем не менее, эпоха наглого папы-Смоленского подходила к концу. Он понимал это лучше других и в 2003 году передал сыну в управление принадлежавшую ему банковскую группу «ОВК». Амбиции у младшенького оказались еще те. Сразу после «инаугурации» в роли хозяина финансовой империи, 22-летний Коля Смоленский пообещал превзойти отца, а также представил свою технологическую находку. Так называемый розничный продукт – кредит «до зарплаты» сроком от одного до четырех месяцев.

Но и приход, и заманчивые продукты сына не решили судьбу банковской группы положительно. Но и тут папе с сыном повезло. Через год компания Владимира Потанина купила за $200 млн. шесть кредитных организаций группы («Дальневосточное ОВК», «Первое ОВК», «Поволжское ОВК», «Приволжское ОВК», «Сибирское ОВК» «Центральное ОВК»), включая 325 филиалов и отделений, а также процессинговый центр «СТБ Кард», инкассаторская компания «Инкахран» и НКО «Объединенная расчетная система». Сейчас группа «Интеррос» планирует слияние «ОВК» с «Росбанком», а Смоленские на вырученные деньги решили купить что-то эдакое.

Надо заметить, что Александр Смоленский занялся автостроительным бизнесом еще несколько лет назад. Компания «Финансово-промышленная федерация» (ФПФ), созданная им на остатки средств, припрятанных после краха банковской группы «СБС-Агро», купила у группы «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) контрольный пакет акций завода «ИМЗ-Урал» – единственного российского производителя тяжелых мотоциклов. Идея состояла в том, чтобы делать копии раритетных моделей «Урал», очень похожих на BMW R-75 времен гитлеровской Германии. Кстати, на «Уралы» был спрос в Америке, где за них готовы были платить $6000 – $11 000. Однако круг любителей старины оказался узок и проект провалился.

Теперь сынок решил, похоже, взять реванш за папины промахи. Приобретенная им TVR является изготовителем эксклюзивных спортивных автомобилей вполне рентабельна: в 2002 году ее прибыль составила 400 тысяч фунтов. На заводе работает около 400 человек, а в год производится 800-1000 экземпляров машин. Одна из моделей – Tuscan Speed Six – прославила TVR в 2001 году после того, как на машине именно этой марки ездил герой Джона Траволты в фильме «Пароль: Рыба-меч» («Swordfish»).

Кстати, компания была основана в 1947 году в городе Блэкпул британцем Тревором Уилкинсоном и названа по трем согласным буквам его имени. А ее последний английский владелец 60-летний Питер Уилер приобрел завод примерно в то же время, когда родился Смоленский-младший. Было это в 1982 году. Местная пресса восприняла сделку, осуществленную сыном российского банкира, так ловко кинувшего в том числе и английские банки 1998 году, как очередной удар по самолюбию местной элиты. Первым можно считать приобретение клуба «Челси» Романом Абрамовичем, а также массовую скупку престижного жилья в Лондоне российскими и украинскими бизнесменами с криминальным прошлым.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам