Кокаиновая история

Уже сейчас нет сомнений в том, что «дело траулера «Звезда Мару» навсегда войдет в анналы правосудия США. Хотя бы в качестве прецедента. Впервые адвокатам удалось убедить присяжных в том, что моряки (в данном случае граждане России и Украины) судна, перевозившего кокаин, не знали о характере груза и не отвечают за наркобизнес анонимных хозяев. Ранее в таких случаях они всегда получали «по максимуму», расплачиваясь свободой за беспомощность родной дипломатии и политические дивиденды американских чиновников из отдела по борьбе с наркомафией. У «Версий» появилась возможность рассказать о закулисье «кокаинового дела», его героях и антигероях…

Вместо предисловия

Мнение наблюдателей о том, что наш МИД фактически бросил украинских моряков на произвол судьбы, к сожалению, близко к истине. После задержания экипажа в апреле 2001 года Министерство иностранных дел Украины поручило своим представителям в США встретиться с украинскими моряками в тюрьме Сан-Диего. Но в отличие от российского консула, который находился в постоянном контакте с адвокатами, наши практически не интересовались судьбой арестантов. Еще больше их напугали многочисленные публикации в американской и мексиканской прессе, что разоблачена совместная российско-мексиканская наркогруппировка.


Большой улов

Судя по всему, дипломаты рассчитывали, что двое украинцев – Николай Игнатенко и Михаил Юрченко, – которых обвинение пыталось представить ключевыми фигурами в контрабандной операции (наряду с еще двумя россиянами Петром Шишковским и Александром Шаговиком) пойдут на сговор с правосудием и признают свою вину в обмен на смягчения приговора. Не случайно тогдашний министр иностранных дел Анатолий Зленко сказал фразу такого содержания, что «если действия украинских моряков действительно были преступными, Киев не в силах будет что-либо сделать».

Малодушие наших дипломатов можно понять (хотя и не извинить): за всю историю береговой охраны груз на «Звезде Мару» оказался самой крупной партией наркотиков, захваченной у контрабандистов: 12 тонн 60 килограммов – на тонну с лишним больше, чем предыдущий рекордный «лов» образца 1995 года, арестованный на корабле с романтическим названием «Натали» (там было10 800 килограммами «коки»). По «рыночным» ценам перехваченная в 2001 году партия вполне могла уйти за $500-600 млн. Понятно, что у такой яркой победы над международной наркомафией оказалось много «отцов» – от мексиканского президента до федерального агента управления по борьбе с наркотиками в Сан-Диего, Эррола Чавеза, возглавляющего операцию. Поэтому два года назад в перспективу оправдательного приговора не очень верили даже адвокаты. Однако они спросили у своих подзащитных, что бы они предпочли: пойти на сделку со следствием и признать себя виновными, получив 7 лет тюрьмы, или терпеливо, но твердо настаивать на своей невиновности, рискуя в случае проигрыша получить от 20 лет тюрьмы до пожизненного заключения.

Ключевой для всех участников процесса и переломный для защиты момент был ровно год назад: тогда обвинение решило не вызывать в суд двух своих главных свидетелей – информаторов, сообщивших Эрролу Чавезу о партии наркотиков. Эти мексиканцы из банды покойного короля наркомафии Арельяно Феликса были единственными, готовыми под давлением прокуроров заявить, что наши моряки знали о содержании груза. Отсутствие информаторов в зале означало, что у обвинения нет прямых доказательств против моряков. И что вся шумная кампания в прессе, не более, чем пиар-акция. Тогда команда адвокатов во главе с Расселом Бэбкоком пошла в наступление, доказывая, что арест судна американскими властями в мексиканских территориальных водах был незаконен…


Панамериканский перехват

28 апреля 2001 года, когда судно «Звезда Мару» под флагом Белиза только направлялось в Сан-Диего (еще за 2400 километров от порта) в отдел по борьбе с наркотиками пришел штатный осведомитель. И сказал офицерам, что в море кружится траулер, причем в районе, где никогда не было рыбы. К тому же у псевдорыболовов нет никаких снастей для лова. Судно было задержано и отбуксировано в Сан-Диего, где сотрудники береговой охраны начали детальный осмотр. Через пять дней безостановочного шмона в специально оборудованном тайнике под хранилищем для рыбы был найден белый порошок…

В Вашингтон и Мехико немедленно отбили телеграммы примерно следующего содержания: «Разоблачена группа наркоторговцев, которые везли «коку» из Колумбии в США через Центральную Америку или Мексику. Судя по всему, русские и украинские контрабандисты, которые находились на судне, уже неоднократно перевозили наркотики именно таким образом».

У восьми членов экипажа «Звезда «Мару» Виктора Савченко, Николая Игнатенко, Михаила Юрченко, Анатолия Захарова, Александра Курис, Евгения Курис, Владимира Чапного, Павла Рымарева были изъяты паспорта граждан Украины. У Петра Шишковского и Александра Шаговика – российские паспорта.

Из показаний члена экипажа Шаговика на суде: «…фрегат с бортовым номером 60 под флагом США осуществил захват рыболовецкого судна «Звезда Мару » под флагом республики Белиз, на котором я находился, работая судовым электриком. 3 мая нас подвезли к кораблю «Coast Guard № 618″, где мы были 10 суток, пока не пришли в Сан-Диего. Электронными средствами фрегат подавил действие наших двух судовых радиостанций и спутникового телефона, и с этого дня наш экипаж пропал для остального мира вплоть до 13 мая. Вооруженная команда, высадившаяся на наше судно без разрешения капитана, не предъявила ордера на арест судна и экипажа, а также разрешения на досмотр судна. Каких-либо устных разъяснений по поводу захвата судна капитану не было дано. В течение пяти суток команда фрегата вела какие-то работы на нашем судне, причем нас близко не подпускали к местам, где производились эти работы, а только иногда просили оказать техническую помощь… Мы вначале помогали им охотно, думали, что чем быстрее они закончат, тем быстрее отпустят нас…».

Как подчеркивает адвокат, данное задержание – это беспрецедентный случай в том плане, что службы США еще никогда не уходили так далеко в океан для того, чтобы доставить людей в свою страну. «США, видимо, считают себя международным полицейским, который действует в поисках наркотиков в открытом океане по всему миру. Что произойдет, допустим, если кто-то отправится в круиз на судне по Балтийскому морю, и на судне будут обнаружены наркотики? Означает ли это, что американцы могут доставить это судно в США и задержать людей? Это может иметь серьезные последствия в области дипломатии для всего мирового сообщества», – заявил он на суде.

Подтекст операции стал ясен 18 мая, когда в центральной мексиканской печати вышла статья под названием «Конец кокаинового короля». Смысл ее сводился к следующему. В 2000 году президентом Мексики стал Висенте Фокс. Он объявил войну бандам наркоторговцев и организованной преступности. Сразу был арестован Бенджамин Арельяно Феликс, главарь одного из трех крупнейших мексиканских наркокартелей «Тихуана»: его роскошная вилла в фешенебельном квартале Ла-Эксондида была взята подразделением армейского спецназа без единого выстрела. Однако семейный бизнес братьев продолжал процветать. И тогда власти Мексики вместе с Управлением США по борьбе с наркотиками и лично Эрролом Чавезом, возглавлявшим отделение в Сан-Диего, нанесли ему сокрушительный удар. Они выяснили, что русские контрабандисты со «Звезды Мару» должны были получить разрешение братьев Арельяно Феликс для транспортировки товара так близко от его территории.

Следующая статья вышла 28 мая в «The Washington Times». Там уже были раздуты даже цифры: Недавняя конфискация 20 (!) тонн кокаина на двух якобы рыбацких судах, членами экипажей которых были российские и украинские моряки, подняла вопрос о сотрудничестве мексиканских торговцев наркотиками с русской мафией…».

Управление по борьбе с наркотиками США и ФБР срочно затребовало новые финансовые вливания для борьбы с русской мафией, спаявшейся с латиноамериканской и вплотную подсевшей на транспортировку наркотиков. Новое мафиозное объединение пресса назвала «Красная мафия», умолчав, что истинный хозяин груза так и не найден. Ситуация стала сильно напоминать романы Грэма Грина.


Стратегия защиты

Все два года заключения российские моряки вели себя очень терпеливо и достойно. Сейчас с тем же достоинством они готовят американскому правительству ответный иск за три года, проведенные в тюрьме ни за что. Примечательно, что за три года американские спецслужбы так и не выяснили, где на борт судна погрузили наркотики. По мнению адвоката, это вполне могло произойти в одной из южноамериканских стран.

Основными подозреваемыми были назначены бортовые техники, которые обслуживали холодильные установки. «Мои клиенты по специальности электрики, — говорит Рассел Бэбкок. — Шаговика, например, наняли на «Звезду Мару» в Эквадоре. Но откуда ему было знать о существовании наркотиков? Он ведь никакого отношения не имеет к холодильным установкам. Американской береговой охране понадобилось пять дней, чтобы обнаружить наркотики. А у Шаговика в документах стоит отметка, что он сел на судно непосредственно перед его отплытием!»

Отдельная тема – информаторы. Если бы они появились в суде и дали показания под присягой, нашим ребятам грозило бы пожизненное заключение. Но информаторы в суд не пошли. По американским законам это означает, что они не подтверждают показания, данные ими в ходе следствия. Этот факт позволяет защите ставить вопрос о компенсации. «Обычно по таким делам компенсации не платят. Но в нашем случае против моего клиента лжесвидетельствовали. Обвинение заплатило осведомителю $300 тыс. Так что надеюсь, мы все-таки получим какие-то выплаты, – сказал журналистам Рассел Бэбкок. Есть основание полагать, что обвинение так цеплялось за свои аргументы, потому, что не хотело признать: 300 «штук», потраченными ими, не дали ответа на вопрос о владельце груза. А ведь платили именно за это.

Наконец, важная деталь. Фактически моряков судили дважды. В первый раз присяжные не смогли прийти к единому мнению по поводу виновности или невиновности моряков. Поэтому были назначены новые слушания с новым составом жюри, который и вынес оправдательный приговор. Только на втором заседании суда адвокатам удалось убедить присяжных в том, что моряки не знали о характере груза.

Дальнейшая судьба членов экипажа уже известна. Для Александра Шаговика и Петра Шишковского уже забронированы билеты на рейс Лос-Анджелес – Москва – Санкт-Петербург. Их встречали сотрудники российского консульства, представители отраслевого профсоюза, оплатившего работу адвокатов, родные. Им осталось только получить выездные документы. Украинцы проведут в миграционном центре Аризоны, пока о них не вспомнят в украинском МИДе.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам