Полупрорыв

Нет, что ни говорите, а июнь в истории независимой Украины — месяц, мягко говоря, конституционный. Именно к концу очередной весенне-летней сессии законотворческо-реформаторский зуд у различных представителей политической элиты страны, похоже, требует особенного — эпохального — проявления и отображения на скрижалях истории, и они берутся за Конституцию. То создают ее, как это было в июне 1996 года, когда Президент Леонид Кучма «простимулировал» нардепов указом о проведении всеукраинского референдума в поддержку своего варианта Основного Закона, а парламентарии явили миру знаменитую «конституционную ночь» и авральным методом приняли нынешнюю Конституцию страны, над которой они пыхтели несколько лет.

То в апреле 2000 года проводят некий всеукраинский референдум, который уже тогда предлагал существенную ревизию главного закона страны, и потом весь июнь — начало июля изводят себя и друг друга в жарких баталиях. Чтобы, в конце концов, 13 июля, одобрив имплементацию (помните это сладкое и очень популярное слово тех месяцев) его итогов, успешно похоронить ее на следующей сессии, в январе 2001 года.

Сейчас еще один заход под названием «конституционная реформа» за пять дней до 8-й годовщины принятия Основного Закона увенчался промежуточным успехом — 23 июня 2004 года 276 народных депутатов отправили в Конституционный суд Украины (КСУ) законопроект №4180, предусматривающий серьезные изменения в действующей Конституции. Настолько серьезные, что может измениться само государственное устройство — Украина из президентской республики превратится в парламентско-президентскую. Точнее, может превратиться, если осенью, на следующей сессии парламента, этот же закон поддержат 300 народных избранников.

Позиции сторон

В декабре прошлого — апреле этого годов, как вы помните, такая попытка уже была сделана, но не хватило 6 голосов, чтобы Конституция была заново перекроена, согласно нормам закона №4105. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, и сторонники конституционной реформы отправились в очередной ревизионистский поход. Им надо где-то «добрать» 24 голоса.

И есть все основания полагать, что очередная «страда» по сбору недостающего будет жаркой, ибо позиции противоборствующих сторон не изменились. Инициатором нынешней конституционной трансформации, как все помнят, почти два года назад внезапно выступил действующий Президент Кучма. И с тех пор он своих взглядов не поменял. После знаменитого провала 8 апреля сего года Леонид Данилович сказал: «Я остаюсь пылким сторонником реформы. Она нужна Украине и только Украине. Нельзя и дальше идти путем постоянного противостояния ветвей власти». Подкрепляя эти слова, глава государства «нарезал» и главную задачу правительству — обеспечить изменение Конституции. Несмотря даже на то, что премьер Виктор Янукович пробует себя в качестве единого кандидата от провластных сил на президентских выборах-2004 и имеет реальные шансы победить, получив нынешние почти монаршие полномочия главы государства. Янукович сказал: «Есть!», а его апологеты дружно нажали правильные кнопки.

В отличие от оппозиции, в частности, ее главной ударной силы — блока Виктора Ющенко «Наша Украина». Эти уже больше двух лет вихляют. Хотя именно в недрах блока родилась идея более сбалансированного перераспределения властных полномочий между президентом, парламентом и правительством в пользу двух последних. Но это было тогда, когда оппо-«НУдисты» не были уверены, что смогут победить на президентских выборах. Но как только они уверовали, что их Ющенко — «самый и самый» (устойчивый рейтинг личной популярности «мессии» подпитывает эту убежденность), а Кучма перехватил инициативу в смене системы власти, началось попятное движение. И оппозиционеров можно понять: зачем им эта демократия и справедливое устройство власти, если есть возможность захватить всю ее, власти, полноту и вволю порулить страной, устроив, к примеру, под видом «восстановления справедливости» передеребан чужой собственности и отомстив всем прежним обидчикам.

Однако сегодня не едины и не тверды ни провластные, ни оппозиционные силы. Провластные, разумеется, не рискнут пока ослушаться Кучму и будут дружно имитировать любовь к конституционным изменениям. Но, как вы, наверное, догадались, не только в боязни Кучмы дело. Этим силам нужно максимально сохранить статус-кво в сферах политического и экономического влияния в стране и после президентских выборов. Это может им дать только победа их ставленника, например, того же Януковича. Но стопроцентной уверенности в этой победе нет, и поэтому провластные «большевики» до последнего страхуются посредством конституционной реформы: будет уверенность, что Янукович победит — реформу обязательно продинамят. И наоборот — если позиции «единого кандидата» останутся шаткими, на реформу «наскребут» нужные голоса. Законопроект 4180 во многом пролонгирует вожделенный статус-кво нынешних провластных сил, по-новому закрепляя за ними сферы влияния во власти, а значит, и в бизнесе. И потому о суммах, выделенных на это благородное дело «углубления демократии», уже ходят легенды: за голос «за» обещают «положить» от 2 до 5 миллионов «зелени»…

Точно в такой же позиции, но с обратной стороны, находятся и оппозиционеры. Если будет по-прежнему лидировать Ющенко — реформу проигнорируют. Если же Янукович усилит свои президентские потенции, то его «обрежут» реформой. В надежде, что за оставшиеся до парламентских выборов 2006 года месяцы либо «ишак сдохнет» — «большевики» между собой перессорятся и потеряют победную монолитность. Либо «падишах умрет» — оппозиция объединится и сможет противостоять власти на парламентских выборах, выиграть их и, создав свое парламентское большинство-коалицию, сформировать правительство и уже по-новому, то есть по-своему, руководить делами. Реформа оставляет им такую возможность. И в этом, кто бы и что бы ни говорил, — главная ее прелесть с точки зрения общей демократизации Украины.

И потому, как ни парадоксально кому-то может показаться, самыми последовательными демократизаторами украинской жизни выступают нынешние наследники коммунистического тоталитаризма — Соцпартия и Компартия Украины, руководимые неудачливыми соискателями президентского кресла последнего десятилетия Александром Морозом и Петром Симоненко. Им вряд ли что-то светит с приходом к власти в ближайшие годы, и потому они дружно работают на будущую вечность, поддерживая любой вариант реформы. О позиции же Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) в плане переиначивания Конституции говорить не приходится: бютовцы, как пресловутая Баба Яга, — всегда против. И это объяснимо — они могут потерять свою главную политическую «фишку-отмазку». Как только пойдут на любое сотрудничество с властями, то нельзя будет сказать избирателям, что их преследуют (например, хотят за коррупцию отправить на нары лидера — леди Ю) с целью политической расправы…


Что принято

Главная коллизия 23 июня состояла в соревновании между двумя законопроектами — 4108 и 3207-1, — за которыми, соответственно, стояли провластные и оппозиция. Причем оппозиция, как всегда, лукавила. Как только стало известно, что «большевики» готовы проголосовать за отправку в КС обоих законопроектов, оппо устами Ющенко выдвинули два новых условия: развести по времени и никак не связывать конституционную реформу и президентские выборы, а также обеспечить максимальную легитимность конституционному реформированию. По мнению оппо, документ 4180 включает в себя много статей (почти 30 пунктов) из законопроекта 4105, который был провален 8 апреля, а значит, может рассматриваться только через год. Поэтому оппо поддержали законопроект 3207-1, но всеми силами пытались помешать сессии работать и, следовательно, голосовать хоть за что-либо. Они, как всегда, вырывали микрофоны у спикера Владимира Литвина, блокировали трибуну, при помощи противоугонной сигнализации заглушали любые выступления в зале.

Но Литвин на этот раз не пошел на поводу у крикунов-сигнальщиков, и в итоге прошел законопроект 4180. Он предусматривает, в частности, что правительство и премьер будут подотчетны и подконтрольны парламентскому большинству (коалиции), а президент предлагает для утверждения только по согласованию с «большевиками» кандидатуру главы правительства и по собственному усмотрению — кандидатуры Генпрокурора, министров обороны и иностранных дел, глав Нацбанка и Службы безопасности Украины, членов Центризбиркома и т. д. Что Антимонопольный комитет, Госкомитет по телевидению и радиовещанию, Наблюдательный совет Нацбанка, Фонд госимущества являются совместной прерогативой ВР и Кабмина. Что полномочия депутатов парламента удлиняются на один год — до пяти лет вместо нынешних четырех. Что выборы в ВР проходят на пропорциональной основе, а все депутаты, избранные по партспискам, лишаются мандатов, если по своему желанию покидают партийное гнездо (то есть вводится пресловутый императивный мандат). Что президент может распустить ВР, если в течение 60 дней не сформировано правительство, в течение 30 дней не начались пленарные заседания, а после парламентских выборов 2006 года — если за месяц не сформирована «большевистская» или любая другая коалиция. Что спикер парламента становится и. о. президента, если главу государства отправляют в отставку, или он куда-то девается сам.

Но самое важное — «большевики» провели главную мысль: нынешнее правительство не уходит в отставку с избранием нового президента до парламентских выборов 2006 года. Если этим президентом будет не Янукович. Если же победит он, то именно нынешняя или модернизированная коалиция «большевиков» сохраняет за собой право формировать правительство и предлагать президенту кандидатуру премьера. Это и есть то самое пролонгирование статус-кво, которого так боялись оппо! И которое они успешно провалили своим блокированием работы. В законопроекте 3207-1 этой нормы не было: в нем предусматривалось плавное и постепенное, но неизбежное обновление правительства после президентских выборов. И вообще, документ 3207-1, по мнению многих, был гораздо демократичнее 4180 и во многих других позициях — от расширения прав местного самоуправления до большей свободы самих нардепов (нет императивного мандата).


Удар по демократии?

Что же удалось сторонам? В общем-то, немного — только обозначить свои позиции. Вряд ли это можно назвать прорывом, ибо все решится осенью. Но главное — «большевикам» удалось еще больше углубить раскол в оппозиции. Во-первых, не они, а уже Мороз открыто и во всеуслышание обвиняет Ющенко, что тот тормозит реформу, потому что не хочет демократизации страны, а жаждет диктаторских полномочий. Во-вторых, было показано, что Ющенко во многом является заложником своего окружения, которое толкает его на получение этих полномочий. В-третьих, «большевики» откровенно «умыли» оппонентов, в отместку за блокирование проголосовав только за «свой» проект — 4180, тогда как часть оппо, как говорили, все же голосовала за 3207-1, чем показала, что уже не очень верит в безоговорочную победу Ющенко или другого единого кандидата 31 октября сего года. И, наконец, в-четвертых, оппо, пропуская в КС только один законопроект, сами сузили возможность для маневра на поле конституционного реформирования, если оно таки произойдет. А значит, сузили и возможности демократизации страны в целом…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам