Фаталист-оптимист

О лидере крымских коммунистов Леониде Граче регулярно вспоминают накануне президентских выборов. Обычно его пытаются представить в качестве конкурента лидера КПУ Петра Симоненко. Но перед нынешней кампанией этот политический алгоритм уже не работает. Грач четко заявил: от коммунистов на выборы пойдет Петр Николаевич. А что будет делать экс-спикер Верховного Совета Крыма? Как оказалось, у него большие планы на будущее, которое наступит в 2009 году.

Леонид Иванович, недавно вы заявили о том, что на вас готовится покушение. Насколько реальна данная угроза?

— Это старая тема, которая всплывает еще с 1999 года в связи с заявлениями экс-спикера крымского парламента Евгения Супрунюка. Если использовать криминальный сленг, то, по словам Супрунюка, поступил «заказ» на мое физическое устранение. Когда такая информация появилась в первый раз, я, будучи председателем Верховного Совета Крыма, обратился в правоохранительные органы. Реакция была молниеносной: это все блеф, ерунда и так далее. Ну блеф так блеф. Вопросов нет. И когда Евгений Супрунюк в очередной раз сделал подобное заявление несколько месяцев назад, я не придал этому значения. Но в начале июня газета «Крымская правда» опубликовала интервью с ним. Один заголовок чего стоил: «Грача заказали». Оказалось, что Супрунюк уже не находится в розыске. Главное управление МВД в Крыму теперь приглашает его в качестве свидетеля.

Знаете, в конце концов, всему же есть предел. Сколько можно?! Поэтому я направил депутатское обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой расставить все точки над «i». «Крымскую правду» читают тысячи людей. Мне постоянно звонят, приходят, спрашивают, что происходит… Сказывается и предвыборный политический накал. Пять лет назад, когда впервые прозвучали подобные угрозы в мой адрес, шуму было гораздо меньше. А теперь все по-другому. Вот я и решил окончательно выяснить: врет Супрунюк или нет? Установить это необходимо следственным путем.

Какова, на ваш взгляд, подоплека подобных заявлений? Вас пытаются дискредитировать, запугать или же спровоцировать конфликт внутри Компартии?

— Можно по-разному рассматривать эту ситуацию. Я оцениваю ее следующим образом: «Родной, знай свое место, не суйся в предвыборные расклады». В последнее время обо мне чего только не пишут… Но я-то уже воробей стреляный. Понимаю, что это может быть и обычная политическая грязь, и шантаж. Уже, к сожалению, привык к подобным вещам. Знаете, я по характеру фаталист-оптимист: как ни странно, смерти не боюсь. Могу бояться укола, а смерти — нет. Вот такое состояние…

Но в данном случае речь в первую очередь идет об общественных настроениях. У меня была серия встреч в Крыму. Люди возмущаются, переживают. Да и я в глупом положении оказался: теперь придется доказывать, что это было давно и все неправда. Кроме того, члены моей семьи не могут оставаться безучастными к происходящему. Надеюсь, что Генеральная прокуратура оперативно среагирует на эти события. Если нет оснований вести следствие, то пусть так и скажут. Если есть — значит, необходимо довести дело до суда.

Мне, например, непонятно, почему перед президентскими выборами с Евгения Супрунюка, который находился в розыске, вдруг снимают все обвинения. Ему говорят: «Давай, приезжай сюда, будем вести следствие по другим фактам, а те, что были, уже не имеют значения». Потом появляется заявление о «заказе» на Грача. Пошли сплетни. Якобы этот «заказ» сделал экс-премьер Павел Лазаренко. Мне лично такую версию рассказали. Я говорю: ну все, приехали. Это какой такой «дедуктивный метод» использовали, чтобы прийти к подобному выводу? Где доказательства, что именно Лазаренко ему меня «заказал»?

Кому мешает Леонид Грач в Крыму и в Киеве? Может быть, вас пытаются «похоронить» как вероятного кандидата от Компартии на президентских выборах?

— Что касается единого кандидата от Коммунистической партии, то здесь сомнений быть не может. Им является Петр Николаевич Симоненко. Именно Симоненко пойдет на выборы. Другое дело, что никто ни мне, ни Компартии не запрещает говорить о кандидате Граче на следующих выборах главы государства, которые должны состояться в 2009 году. Вот поэтому мне сегодня уже и намекают: «Ты, родной, лучше вообще помолчи». Ведь что первым делом сделал Грач, став в 1998 году председателем Верховного Совета автономии? Отвадил криминал от крымского правительства. Сегодня же некоторые «авторитеты», которые тогда угодили за решетку, отсидели свой срок и выходят на свободу. Уровень преступности в Крыму растет. Я знаю, что представители криминального мира спокойно заходят в высокие кабинеты. Поэтому крымским криминальным кругам выгодно мое молчание.

Кроме того, существует еще один аспект проблемы — психологический. Когда человек находится под прицелом, даже если пистолет и не заряжен, его поведение может измениться. Он начнет неадекватно действовать, поскольку самое дорогое, что у него есть в жизни, — это сама жизнь. Но на меня угрозы не действуют.

Как вы думаете, придется ли победителю президентской кампании возвращаться к проблеме криминализации Крыма? Ведь если криминал возвращается, то снова появляются старые проблемы: борьба за передел сфер влияния, приватизацию курортной зоны.

— К большому сожалению, криминалитет уже вернулся и вольготно себя чувствует в кабинетах власти. И почему мы говорим только о Крыме? Он не только в Крыму действует. В свое время мы его просто выгнали из автономии, и он сбежал. Тогда работала прекрасная команда: я, генерал Геннадий Москаль и крымский прокурор Владимир Шуба. И когда мы действительно этот криминал разогнали, то поняли, что перешли некую границу и это не понравилось Киеву. Центр всегда считал необходимым поддерживать напряжение в Крыму. Это позволяет контролировать ситуацию.

Мы же просто взяли и убрали криминал, который действительно правил Крымом. Неужели уже никто не помнит, что именно после прихода Грача к власти в автономии стали проводить международные саммиты? Что президент Леонид Кравчук не ездил в Крым отдыхать, поскольку знал, что там творится, и предпочитал не связываться с этим регионом?

А сегодня криминальные «авторитеты» спокойно ведут переговоры на глазах у генералов СБУ и МВД. Если президентом станет человек, который руководствуется государственными интересами, то ему придется очень серьезно заниматься крымской проблемой. Ведь в автономии в отличие от остальной территории Украины действуют этнические организованные преступные группировки: славянские, крымскотатарские, чеченские. Если будущий президент не наведет порядок, то он заложит криминально-межэтническую мину, которая со временем взорвет ситуацию в Украине.

Как избежать межэтнического взрыва в ходе избирательной кампании? Не допустить, чтобы Крым стал заложником выборов?

— Это сделать будет очень сложно. Сегодня ясно, что крымская карта будет разыгрываться как в российском, так и в крымскотатарском направлении. На днях лидер Меджлиса заявил о поддержке на выборах кандидатуры Виктора Ющенко. С одной стороны, это их право, и никаких вопросов здесь нет. Но с другой стороны, такой шаг можно расценить как, мягко говоря, медвежью услугу Ющенко. Меджлис не пользуется особым влиянием и авторитетом даже в крымскотатарской среде. Я уже не говорю о русскоязычном населении. И если он заявляет о своей поддержке лидера «Нашей Украины», то все остальные будут с точностью до наоборот принимать решение во время голосования.

Виктор Ющенко понимает, что играет с огнем?

— Говорят, что к врагу тоже надо быть объективным. Знаете, последние шаги Ющенко меня удивили. В хорошем смысле этого слова. Он не стал играть в одни ворота. В частности, 18 мая (День скорби крымскотатарского народа) Виктор Андреевич не приехал в Крым. И, думаю, это был грамотный шаг, поскольку игры с крымскими татарами не принесут ожидаемых политических дивидендов. А действовать в связке с меджлисом вообще бесполезно. Другое дело — разыгрывать крымскотатарскую карту на международной арене. Это может принести политическую выгоду, если использовать политический аспект данной проблемы.

Думаю, пока Виктор Ющенко правильно строит свои отношения с меджлисом. Он не сразу вступил туда, откуда потом уже и ноги вытащить невозможно. Вопрос заключается в том, как он дальше будет себя вести в автономии? Ведь Крым — очень своеобразный регион. Даже если взять информационное поле полуострова. Например, все сегодня говорят о том, что крымская телекомпания «ИТВ» передана Львом Миримским (депутатская группа «Союз») Валерию Горбатову (фракция объединенных социал-демократов). Так вот, 12 июня российский посол Виктор Черномырдин давал прием по случаю Дня России. И вот по каналу «ИТВ» показывают Виктора Степановича, дают выдержки из его выступления, а затем на экране появляется только один из всех присутствовавших на приеме политиков — Виктор Ющенко. Виктор Андреевич говорит не просто о любви к России, а о том, что березки ему уже снятся и так далее. Мы с вами прекрасно понимаем истинную цель данного пиаровского хода. Но на следующий день я утром гуляю с собакой, встречаю своих знакомых собачников, и все они мне говорят: «Ты посмотри, какой Ющенко молодец, как он россиян уже любит».

Знаете, сегодня наши крымские чиновники — начиная с руководства автономии и заканчивая главами городских и районных администраций — будут играть классическую роль старосты из кинофильма «Свадьба в Малиновке»: станут крутиться между Ющенко и Януковичем и пытаться разложить свои яйца в два лукошка.

В последнее время идут переговоры об объединении усилий коммунистов и социалистов в ходе избирательной кампании. Каковы, на ваш взгляд, перспективы создания подобной коалиции?

— Левая идея обречена (в хорошем смысле этого слова) на то, чтобы многие столетия жить и здравствовать. Но весь вопрос в нашем сегодняшнем отношении к марксизму-ленинизму. Мы берем ленинскую цитату, которая 80 лет назад была привязана к определенным историческим процессам, и «лепим» ее к сегодняшним событиям. Но мир изменился. Люди поменялись. Все поменялось. Значит, нужно развиваться. Ведь Ленин все время нам говорил: марксизм-ленинизм лишь только в том случае будет вечной наукой, если вы будете развивать его диалектически. Вот в этом сегодня главная проблема левых вообще и Коммунистической партии в частности.

Говорить только о том, что мы вечная оппозиция, и на все предложения отвечать «нет» — это не выход. Значит, нам надо совершенствоваться. Более того, коммунистам необходимо выходить за пределы своей традиционной электоральной базы. Надо думать о молодом поколении. Подавляющее большинство молодежи сегодня не может найти работу, получить нормальное образование, сидит без денег. Казалось бы, есть все условия для пропаганды коммунистических взглядов в молодежной среде. А левая идея туда «не залазит». Для меня как марксиста есть вопрос: почему?

Хотя, на мой взгляд, сегодня подавляющее большинство общества разделяет левые взгляды. Ведь чего все хотят? Гарантированного права на труд, стабильной зарплаты, социальных льгот. Но никто коммунистов, которые все это отстаивают, не понесет на руках к власти. Значит, надо думать. И не просто думать, а действовать.

А что касается объединения левых… Я думаю, что, к огромному сожалению, этого не произойдет. Не надо лукавить. Лучше смотреть правде в глаза. Во-первых, левые представлены всего двумя политическими структурами: социалистами и коммунистами. У каждой из них «свой» марксизм-ленинизм. И пусть Бог рассудит, кто из нас более левый. Мы прекрасно понимаем, что подходящий момент для объединения был упущен в 1994 году. Во-вторых, надо учитывать, как говорил Горбачев, человеческий фактор. Мы прекрасно понимаем, что нашим лидерам сегодня непросто будет решить, кто из них останется во главе левых. Одним словом, психология. Ее ведь просто так не «перешибешь». Наша борьба с режимом порознь не усиливает, а ослабляет левый лагерь. И надо честно об этом говорить. Иначе наше политическое положение будет созвучно названию фильма «Деревья умирают стоя». Такая позиция ни к чему хорошему не приведет.

Ваш прогноз: кто будет президентом в 2004 году, и когда коммунист станет главой государства?

— У нас есть хорошие перспективы победить в следующем электоральном заезде (парламентские выборы 2006 года). Если, конечно, левые объединятся и сумеют адаптировать марксизм к сегодняшним реалиям. Чтобы это учение действительно овладело массами. Если все останется так, как сейчас, то придется ждать 2009 года (президентские выборы). Но при условии, что мы крупно не проиграем до этого времени. От нас требуется выдержать удары после 2004 года и выйти на хороший уровень к 2006-му. Это целый комплекс сложнейших проблем, которые теперь уже надо решать по-настоящему, а не просто кричать на всех углах о том, что «мы восстали из пепла» и «коммунисты — самые лучшие и неповторимые». Раньше одних лозунгов было достаточно. Теперь времена изменились.

Что касается нашего электорального поля, то оно хоть и сужается, но до сегодняшнего дня остается стабильным. А мы, по сути, на этом поле пока работаем, не прикладывая особых усилий. И хотим получить богатый предвыборный урожай. Но электоральное поле надо заново перепахать, обработать и засеять. Только тогда при помощи высокой предвыборной агротехнологии можно будет собрать мощный урожай. Вот что надо сделать.

Удастся ли в 2006 году коммунистам и социалистам совместно «вспахать» это электоральное поле?

— Думаю, что поход на президентские выборы во главе с двумя кандидатами от левых станет толчком к настоящему раздумью над тем, как следует действовать дальше. Дескать, ребята, вы можете и в 2006 году двумя колоннами пойти и в результате получить еще более урезанное представительство в высшем законодательном органе власти. Как бы не пришлось «скидываться», чтобы «наскрести» хотя бы на одну совместную фракцию. Если руководство партии, начиная от Центрального комитета и заканчивая местными ячейками, сделает правильные выводы, то мы можем пойти на будущие парламентские выборы одной колонной и получить хорошие результаты.

Вы уже думали над тем, кто большее благо для Украины: Ющенко, Янукович или Кучма?

— Это провокационный вопрос. Я вообще-то за то, чтобы победил Петр Симоненко. Думаю, одного тура будет недостаточно для выявления победителя. Пойдет ли на выборы действующий Президент? Это очень сложный вопрос. Думаю, прежде всего ему надо самому принять такое решение. Сделать это непросто, поскольку общественное настроение на данный счет не такое уж и безоблачное. Скорее наоборот — облачное. Кроме того, в таком случае необходимо как минимум с кем-то одним из кандидатов — с Ющенко или Януковичем — вступать в конфронтацию. Сказать: «Родной, ты не идешь, а пойду я». Вот если бы они пошли на выборы втроем…

Ага, тогда Симоненко точно победит.

— Но они же не сделают коммунистам такого подарка.

В 2002 году против Компартии работало несколько политических клонов: КПУ(о), КПРС. Как вы думаете, эти клоны еще появятся из небытия?

— Думаю, что они появятся к 2006 году, поскольку сейчас они просто никому не нужны. На президентских выборах эти клоны не смогут сыграть ту роль, которую они исполнили во время парламентской кампании-2002. Выборы-2004 сводятся к определенным персоналиям. Хотел бы посмотреть на КПРС или на Коммунистическую партию Украины объединенную, когда они станут в открытую поддерживать Кучму, Януковича или Ющенко. Зачем вообще им это нужно делать?

Такой вопрос: назначение Александра Зинченко руководителем избирательной кампании усилит позиции «Нашей Украины»? Все-таки он пока занимает должность вице-спикера.

— На мой взгляд, такой шаг Зинченко сделал от безысходности. Уйдя от объединенных социал-демократов, он понял, что остался один. А один, как известно, в поле не воин. Правильно ли он сделал, пойдя к Ющенко? Не хочу его судить или нахваливать. Но думаю, что он усилит позиции Ющенко, поскольку у Зинченко все-таки неплохие мозги. Он обладает достаточно серьезным опытом работы. Выиграет ли от этого сам Александр Зинченко? Скорее всего, проиграет. Возможно, у него будет вторая душевная рана, вызванная очередным разочарованием. А такие раны остаются надолго. Когда-то мне бабушка рассказывала сказку о колобке: я от бабушки ушел и от дедушки ушел…

Беседовали Владимир
Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам