Эволюция "чёрного пиара"

Президентские выборы в США 2004 года обещают стать одними из самых жестких и, возможно, самых «грязных». Как показывают многочисленные исследования общественного мнения, большинство избирателей уже выбрали кандидата, за которого будут голосовать. Приблизительно 40% граждан США собираются отдать свои голоса Джорджу Бушу вне зависимости от того, как будут у него складываться дела до выборов, которые состоятся в ноябре. Приблизительно такое же количество американцев заявляют, что они твёрдо решили голосовать за главного соперника Буша – Джона Керри, сенатора из штата Массачусетс. Цель обоих кандидатов заключается в том, чтобы привлечь на свою сторону остальных избирателей, которые еще не определились со своим решением, пишет «Washington Profile»
Для этого конкурирующие партии ныне готовы использовать любые средства, в том числе «чёрный пиар» и то, что в США называют «кампанией по обливанию грязью» (smear campaigns). Американский избиратель думает прежде всего о себе. Вторым важнейшим фактором, за который голосует американец, считается «честная игра» – он должен быть уверен в том, что политик или политики приложат все силы для того, чтобы не создавать преференций для определенной группы людей. Именно поэтому выборы в США обычно сопровождаются копанием в «грязном белье» кандидатов, потому что «белье» должно быть чистым.

В каком-то виде «чёрный пиар» всегда существовал в американской политике. Два века назад, в ходе избирательной кампании 1804 года, противники действовавшего президент Томаса Джефферсона, который был деистом и поддерживал Великую Французскую революцию, описывали его как безбожного франкофила, который намеревался разрушить институт брака. Позднее политические противники использовали во время избирательных компаний неподтвержденные слухи о наличии у президента Гровера Кливленда незаконнорожденного ребенка. На многолюдном митинге некая женщина заявила о том, что Кливленд является отцом ее ребенка. Республиканцы, политические противники Кливленда, присутствовавшие на митинге и, вероятно, организовавшие этот скандал, немедленно начали скандировать: «Мама, мама, а где мой папа?». Сторонники Кливленда – демократы – ехидно прокричали в ответ: «Папа пошел работать в Белый Дом!».

Жертвой «черного пиара» стал и один из самых неординарных президентов США. Теодор Рузвельт был президентом в 1901-1909 годах. Сперва Рузвельт прославился своими военными подвигами. Потом он был избран губернатором Нью-Йорка, где провел успешную реформу налоговой системы. Рузвельт стал самым молодым президентом за всю историю США (впервые его избрали на этот пост в 42-летнем возрасте). Он успешно боролся с коррупцией, стал инициатором создания антимонопольного законодательства. В 1905 году он первым из президентов США получил Нобелевскую премию мира за то, что благодаря его посредническим усилиям была остановлена война между Российской Империей и Японией. Кроме того, Рузвельт организовал государственный переворот в Колумбии, в результате которого было образовано независимое государство Панама, которое немедленно предоставило США права на управление стратегическим Панамским каналом. Рузвельт написал примерно 40 книг, некоторые из которых переиздаются до сих пор. То есть у Рузвельта была яркая биография, которая практически идеально соответствовала представлениям американцев о волевом и энергичном руководителе страны. Тем не менее и он стал жертвой «черного пиара» – политические противники внутри его собственной партии запустили слух об алкоголизме Рузвельта.

В 1960-е и 1970-е годы, американское общество настолько разочаровалось в политике, что поднимавшие меч «черного пиара» от него и погибали. Кульминацией этого процесса, вероятно, стал скандал «Уотергейт» – ныне, пожалуй, самый известный политический скандал в истории США. В 1972 году, в период подготовки к очередным выборам, выяснилось, что в вашингтонском отеле «Уотергейт», где арендовал офисы избирательный штаб Демократической партии США, была предпринята попытка установить подслушивающие устройства. Как выяснилось впоследствии, «жучки» устанавливали по настоятельной просьбе пресс-секретаря тогдашнего хозяина Белого Дома – президента Ричарда Никсона, члена Республиканской партии. Республиканцы намеревались получить доступ к секретам демократов, которые могли бы использовать для организации кампании диффамации. Серия разбирательств, которую инициировала влиятельная газета «The Washington Post», показала, что, скорее всего, Никсон и несколько его ближайших соратников (в том числе, Генеральный прокурор США) были в курсе этой истории.

Действия президентской команды не были сочтены преступлением, лишь серьезнейшим нарушением этических норм, но Никсону и его приближенным это не помогло. В 1974 году в отношении Никсона была начата процедура отрешения от власти – импичмента. Пытаясь спастись, Никсон пытался каким-то образом надавить на «The Washington Post», чтобы воспрепятствовать публикации новых разоблачений. Газета не поддалась на давление, а общественность решила, что действия Никсона являются косвенным признанием его вины. Проштрафившиеся помощники президента были вынуждены оставить государственную службу, а политическая карьера Никсона была полностью провалена (до «Уотергейта» его популярность у американцев была очень высока). Никсон ушел в отставку, не дожидаясь дальнейшего развития событий. Преемник Никсона президент Джеральд Форд помиловал своего предшественника, что, в свою очередь, негативно сказалось и на его карьере – Форд с треском проиграл следующие выборы.

В результате, до конца 1980-х годов «черный пиар» практически не использовался, хотя политики и продолжали обращать внимание избирателей на реальные или вымышленные недостатки своих оппонентов. Например, в 1988 году во время праймериз, которые проводила Демократическая партия, два сотрудника штаба кандидата Майкла Дукакиса использовали неординарный ход. Они распространили любопытную видеозапись. На ней было записано выступление конкурента Дукакиса сенатора Джозефа Байдена. Сотрудники Дукакиса подмонтировали к речи Байдена выдержки из речей лидера британской лейбористской партии Нэйла Киннока. Как стало очевидным, Байден был плагиатором, который неоднократно использовал куски из речей Киннока. Байден был вынужден сойти с дистанции. Впрочем, его сенатской карьере эта история не повредила. Он поныне является одним из наиболее влиятельных сенаторов. Однако когда выяснилось, что сотрудники избирательного штаба Дукакиса специально передали эти записи журналистам, Дукакис публично извинился за их поведение и уволил провинившихся.

Однако, многие эксперты считают, что в избирательную кампанию образца 2004 года подобные инициативы только бы приветствовались. Избирательные штабы регулярно изготавливают материалы в стиле «черного пиара» для средств массовой информации. Более того, они даже нанимают «видео-охотников», которые постоянно следуют за соперником в попытке заснять его в неудобной ситуации. Подобные перемены начались в эпоху президента Билла Клинтона, которого ненавидели многие республиканцы. За восемь лет президентства Клинтона обвиняли не только в супружеских изменах, но и в мошенничестве, краже государственных денег и даже организации тайного убийства. Клинтон назвал эти методы «политикой персонального уничтожения».

К 2000-ому году стало очевидно, что любой метод очернения противника является легитимным способом одержать политическую победу. До этого подготовкой компромата на политических противников того или иного кандидата обычно занимались волонтёры избирательных штабов, обычно студенты университетов под руководством сотрудников, занимавших низшие позиции в иерархии избирательных штабов. Работа была скучная и достаточно простая – исследователи тщательно проверяли прошлую жизнь политика-конкурента и старались найти примеры того, что он говорил или делал нечто противоречащее его нынешним позициям. Более того, они старались обнаружить примеры того, что политик провинился перед законом, даже если это был пустяковый случай – например, мелкое нарушение правил дорожного движения, или сделал или сказал что-то неприличное или сомнительное. Если у кандидата был опыт в политике, исследователи оппозиционной компании тщательно искали доказательства его политического непостоянства.

На протяжении многих лет казалось, что такая система работала достаточно хорошо. Но сотрудники избирательного штаба Буша приняли на вооружение новую стратегию – вместо студентов они наняли опытных адвокатов из Вашингтона. Компрометирующую информацию о конкурентах не просто обнародовали в надежде, что её заметят средства массовой информации, а аккуратно представляли в качестве важных штрихов негативного имиджа противника. При этом негативный имидж противников Буша постоянно корректировался в зависимости от настроений американцев, которые отслеживались с помощью опросов общественного мнения.
Избирательные штабы также стали более изощренно использовать СМИ, чтобы распространять негативные новости о враждебных кандидатах. Например, если избирательный штаб обладает новостью, которая может помочь их кандидату, лучше всего такие новости выпускать в свет в понедельник, в виде эксклюзивного интервью, которое, желательно, должно быть показано в вечерних новостях на одном из наиболее популярных телевизионных каналов. На следующий день новость появляется в газетах и обсуждается в различных телевизионных шоу. В идеальной ситуации, если есть какие-то дополнительные факты на эту тему, то их надо обнародовать в среду, чтобы дискуссия в СМИ продолжалась до конца рабочей недели. Причём сам кандидат не должен ничего заявлять до четвёртого или пятого дня обсуждения, чтобы его официальная реакция стимулировала начало ещё одного дня дискуссий. Таким образом, одна негативная новость о политическом противнике может доминировать в американских новостях на протяжении, как минимум, одной недели.

Джордж Буш использовал «чёрный пиар» еще в предыдущем избирательном цикле. Ещё во время внутрипартийных выборов – праймериз – до того как Буш стал официальным кандидатом Республиканской партии, сотрудники его избирательного штаба применяли «черный пиар» против конкурента Буша – Джона Маккейна. Например, они звонили потенциальным избирателям и представлялись сотрудниками фирмы, которая занимается исследованием общественного мнения. В ходе телефонного интервью они задавали вопросы типа: «Голосовали бы Вы за Маккейна, если бы знали, что он изменял своей супруге и имеет внебрачного ребёнка от чернокожей женщины?». Хотя за Маккейном не водилось подобных грехов, вопросы не противоречили законодательству США, так как они задавались в форме обсуждения гипотетических сценариев. Неизвестно, какой эффект на избирателей оказали подобные «опросы», но Буш победил Маккейна на праймериз.

Позднее окружение Буша использовало схожие методы во время борьбы с Элом Гором, кандидатом от Демократической партии. В начале кампании 2000-ого года советники Буша регулярно пытались представить Гора как некомпетентного бюрократа. Но когда опросы общественного мнения показали, что американцы не верят подобному имиджу, штабисты Буша изменили свою тактику. Они начали представлять Гора как маниакального любителя преувеличения собственных достижений. Например, когда Гор заявил, что с его помощью было создано законодательство, которое позволило превратить Интернет в международный культурный феномен, штаб Буша выдернул эту фразу из контекста, представив ее таким образом, что якобы Гор сказал о том, что он придумал Интернет. Это стало причиной насмешек над Гором, которые продолжались на протяжении всей избирательной кампании.

Штабисты Гора не остались в долгу и тоже взяли на вооружение эти методы. Они пытались сформировать негативный имидж Буша, представив его, как «дружелюбного болвана». Но хотя данная стратегия и достигла своей цели, она только ухудшила ситуацию в лагере Гора. Как оказалось, многие американцы почувствовали солидарность с простым и незамысловатым техасцем Бушем. Кроме того, ни журналисты, ни американская элита не ожидали интеллектуальных изысков от Буша. Поэтому, когда Буш не провалил дебаты с красноречивым Гором, многие восприняли это как значительное достижение Буша.

На нынешних президентских выборах, по подсчетам аналитической кампании Campaign Media Analysis Group, 75% рекламных объявлений Джорджа Буша содержали критику Джона Керри. Рекламные объявления Керри содержали критику Буша в 27% случаев. Во многих случаях критика в адрес Керри использует методы «черного пиара». Например, в рекламном ролике утверждалось, что Керри предлагал сократить бюджет разведки на $1.5 млрд., что интерпретировалось, как желание Керри подорвать антитеррористические усилия разведслужб. На деле Керри выступил с подобным предложением в 1995 году и предлагал уменьшить бюджет разведки США на 1%. Любопытно, что позднее Конгресс США, который контролировала Республиканская партия, к которой принадлежит Буш, сократила этот бюджет на $3.8 млрд.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам