Финляндия хочет сближения

Двухдневный визит в Украину министра внешней торговли и развития Финляндии Паулы Лехтомяки, ее переговоры с украинскими коллегами-министрами, встречи с журналистами и украинско-финский бизнес-форум еще раз продемонстрировали, что и у этой маленькой страны «самой большой стране Восточной Европы», как любят величать себя в Киеве, учиться и учиться. Хотя бы для того, чтобы оправдать упомянутое выше оптимистически-утешительное самоназвание хоть в чем-то. Г-жа Лехтомяки, разумеется, была дипломатична и возможность Украины «соответствовать» не отрицала.

Скорее наоборот: министр сразу заявила, что цель ее визита в Киев – это всяческое содействие двухсторонней торговле. Торговый оборот между двумя странами исчисляется 300 млн. евро в год с положительным сальдо в пользу финской стороны. Вторая цель – найти возможности для увеличения финских инвестиций в украинскую экономику. С этим сразу же возникли сложности, несмотря на то, что финских капиталов в Украине и так немного, а возможности для притока есть. С прошлого года велись переговоры о модернизации двухстороннего соглашения о взаимном содействии инвестициям и их защите, подписанного между Киевом и Хельсинки еще в 1992 году. Однако подписание его в этот раз не состоялось, так как украинская сторона не смогла согласовать юридические моменты, связанные с урегулированием возможных бизнес-споров. Для бизнесменов, как вы понимаете, защита их капиталов, гарантии их сохранения в форс-мажорных обстоятельствах – это важнейший вопрос. Налаживанию как взаимопонимания, так и конкретного сотрудничества и должен способствовать проведенный в здании финского посольства украинско-финский бизнес-форум.

Хорошее двухсторонне сотрудничество важно еще и потому, что Финляндия – член ЕС, а, следовательно, может влиять на восточную политику Евросоюза относительно Украины и наполнить реальным содержанием стратегию «соседства», предложенную Брюсселем Киеву. По мнению министра Лехтомяки, эта стратегия должна найти свое отражение в новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, которое сейчас готовится к подписанию. В Хельсинки его видят как углубление сотрудничества. «Политика ЕС – это и политика Финляндии, а она такова: держать двери Европы открытыми. Новых стен не будет – будет сотрудничество», – сказала финская гостья. Она рассказала, что обсудила проблемы украинской евроинтеграции с министром экономики Украины Николаем Деркачем, первым вице-премьером Николаем Азаровым, министром иностранных дел Константином Грищенко.

Как отметила министр, Финляндия высказалась в пользу Украины по двум важным для нее вопросам – вступлению в ВТО и предоставлению статуса страны с рыночной экономикой. ЕС, а, следовательно, и финны – за вступление Украины в ВТО. Но проведенный мониторинг законодательства в Украине засвидетельствовал: проблема не в плохих законах, а в их невыполнении. А также в высоком уровне коррупции. Это и тормозит желанный «въезд» Киева в ВТО. Точно такая же картина и с рыночным статусом. «Будет Украина соответствовать критериям – получит этот статус. Сейчас этот вопрос находится на стадии детального анализа», – коротко и ясно сказала г-жа Лехтомяки. Какие это критерии, она, правда, не уточнила.

Не менее важны финские уроки и в плане структурного обновления и модернизации экономики. Украина и Финляндия пережили схожие трудности становления. И дело не в том, что Финляндия стала независимой в 1917 году, а Украина – в 1991-ом. Финская экономика пережила определенный спад в начале 90-х, когда исчез очень важный экономический партнер на востоке – СССР. Но финны смогли перестроиться, сделав упор на внутренние инвестиции в высокие технологии и наукоемкое производство. По словам министра, работали «триадой», в которую вошли государство, частный бизнес и научные учреждения – университеты, институты, исследовательские центры. На эти цели тратится ежегодно 3,5% финского ВВП (1,5% дает государство, 2% – частный бизнес).

И результат не замедлил сказаться. Если еще 30 лет назад деревообрабатывающая промышленность и ее продукция составляли более половины финского экспорта, то сейчас бумажная промышленность является лишь одним из трех главных экспортеров. Два других – электроника и машиностроение. К примеру, телефоны «Nokia» известны во всем мире, а в самой Финляндии на 100 человек приходится 73 мобильника. А структура финского экспорта, например, за 2000 год такова: электротехнические товары – 26%, пульпа и бумага – 21,7%, машины и оборудование – 10,2%, металлы и металлопродукты – 8,7%, средства передвижения – 5,8%, лес и лесоматериалы, а также продукция химпрома – по 5,4% и т. д. «Кроме леса, у нас нет других природных ресурсов. И мы сделали ставку на то, что мозги – это наш главные ресурсы», – подчеркнула министр. И очень спокойно поведала, что все формы образования в Финляндии – от среднего до высшего – бесплатные. И, в общем-то, этим многое, если не все, сказано…

Но можно добавить, что именно такая структура финской экономики делает ее потенциально перспективным партнером украинской. Во всем – начиная от металлургии и заканчивая химической промышленностью. Финляндия импортирует сырье и средства производства – 40,8%, инвестиционные товары – 24%, потребительские товары – 12,2%, товары длительного использования – 10,7%, энергетические продукты 12,3%. И кое-что из этого, разумеется, есть и в Украине.

Кроме того, дело еще и в том, что Финляндия готова к экспорту своего капитала, который ищет по Европе дешевую рабочую силу. А где этой силы, не обеспеченной ни работой, ни зарплатой, хоть завались? Правильный ответ – в том числе, и в Украине. И финский капитал придет сюда, если не будет ситуаций, упомянутых в начале статьи, когда чиновничья нерасторопность вкупе с надеждами на «форс-мажорное стимулирование» в виде таинственных и не пустых чемоданчиков и тормозит общее дело, и дает поводы для обвинений в коррупции. Объективно может помочь приходу финского капитала и так называемый переходный период для передвижения рабочей силы в рамках Евросоюза, установивший ограничения для этого самого передвижения сроком на два года. Следовательно, если дешевая рабсила не пойдет в Финляндию, значит финские капиталисты сами пойдут к ней. А вместе с ними и высокие технологии, и опыт, и хоть какие-то зарплаты для украинцев. Что, ясное дело, не лишне. Мешает легальной и нелегальной миграции в Финляндию с населением в 5,5 млн. человек еще и то, что, по словам министра, там «холодно и трудный язык». Как говорится, нам бы их печали…

…Можно Украине поучиться у Финляндии еще вот чему – стремлению к гендерному равноправию. Министр – молодая и энергичная женщина – поведала журналистам, что из 18 членов финского правительства восемь министров – женщины. В парламенте одна треть депутатов – тоже не мужики. Плюс к этому президент этой страны тоже принадлежит к прекрасной половине. А совсем недавно и правительство возглавляла женщина. И только в бизнесе и в хоккее пока преобладают мужчины. Впрочем, тоже, как можно убедиться, небезуспешно. И не в этом ли секрет успеха, что женская обстоятельность и умение более рачительно вести хозяйство в сочетании с решительностью мужчин и их стремлением быть победителями (как в хоккее) дают такие положительные результаты?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам