Парламентский флэш-моб

Памяти фракции «ПППУ-«Трудовая Украина» посвящается. Мода на проведение флэш-мобов дошла и до Верховной Рады. «Фишка» акции заключается в том, что в определенное время в заранее оговоренном месте внезапно собирается толпа людей, выполняющих заранее оговоренный план действий, чаще всего шокирующий и с легким элементом безумия. Первый флэш-моб состоялся в Мукачево, когда несколько бритоголовых бригад, «болеющих» за Балогу и Нусера, собрались на избирательных участках… Нет, все-таки пионерами акции стали жители славного города Нью-Йорка, которые в 2003 году собрались в безумно дорогом мебельном магазине, предварительно созвонившись друг с другом, подошли к дивану и синхронно сказали «Вау!».

Парламентские фэлш-мобы отличаются от классических акций праздносозванивающейся публики конечной целью. В заранее определенное время в одном и том же месте (обычно, сессионный зал ВР) делается заявление о создании новой фракции (группы). Перед флэш-мобом депутаты созваниваются друг с другом и даже встречаются, рассказывая, как кого принуждали голосовать за пропорциональный избирательный закон или за конституционную реформу. Как правило, главными любителями флэш-мобов являются мажоритарщики, до которых постепенно доходит весь ужас их сегодняшнего положения. Цель создания спонтанных флэш-группировок – напомнить старшим товарищам о своем существовании, а также доказать, что парламентарий «не тварь дрожащая, а право имеет».

История ВР-мобов

Пионерами парламентских флэш-мобов являются экс-директор Верховной Рады Александр Волков и автор афоризма «чекисты не голосуют за реформу» Владимир Сивкович. Оба они предприняли попытку создать собственные мобильные группировки. Волков не мог смириться с потерей своего былого влияния, а Сивковича впечатлил эпизод, связанный с ужином в киевском ресторане «Эгоист». Его партнера по приему пищи люди в масках положили лицом в асфальт, а затем извлекли из карманов «подозреваемого» пистолет-пулемет «Узи» в заводской смазке, пару килограммов героина афганского производства, револьвер крупного калибра и массу других подозрительных предметов. Это происшествие оставило тяжелый след в душе Владимира Сивковича. В результате он приостановил свое членство в парламентском большинстве и попытался организовать первый флэш-моб. Однако достаточно быстро наши друзья-пионеры поняли: ничего не выйдет. Создать флэш-группировку возможно только в том случае, если развалить уже существующие фракции большинства.

Задача практически невыполнимая, учитывая тенденцию к фракционной глобализации, которая наметилась тогда в «большевистской среде». Дело шло к реализации одного из сценариев конституционной реформы и выдвижению единого кандидата от провластных сил. Чем больше группировка, тем проще ею управлять и, главное, тем больше шансов у ее представителя стать преемником действующего президента. В результате путем слияния фракций «Европейский выбор» и «Регионы Украины» удалось создать вторую по численности пропремьерскую моб-фракцию ВР, уступающую по «размерам» только «Нашей Украине» Виктора Ющенко. Было также предпринято еще две попытки укрупнения существующих группировок. Имеется в виду план создания аграрно-промышленного союза «Трудовая Украина», в который должны были вступить «промышленники» Анатолия Кинаха, аграрии Екатерины Ващук и луганская группировка Николая Гапочки, и объединение группы «Демократические инициативы» с народными демократами Валерия Пустовойтенко. В первом случае план так и остался на бумаге, а во втором слияния просто не получилось.

В конечном счете появилась устойчивая структура большинства, базирующаяся на трех крупных группировках, представляющих донецких («Регионы Украины»), днепропетровских («Трудовая Украина») и киевских (объединенные социал-демократы). Помимо «крупняка», в состав «большевиков» входят пять «карликовых» структур: «Демократические инициативы», НДП, «Народный выбор», «Народовластие» и аграрии Екатерины Ващук. Создать новую флэш-структуру при таком раскладе просто невозможно. Дело застопорилось. Но, как выяснилось со временем, стали появляться неплохие предпосылки для проявления флэш-активности.

Во-первых, в ходе имплементации конституционной реформы появилась большая группа мажоритарщиков, которым предлагалось в явочном порядке взять лопату и вырыть себе политическую могилу. Никакого преувеличения в подобном сравнении нет, поскольку депутаты, избранные в мажоритарных округах, должны были проголосовать за партийную систему выборов. Это было условием вступления в конституционную коалицию коммунистов и социалистов. Тогда же и состоялся первый парламентский моб-флэш: около 80-ти одномандатников подписались под письмом к президенту, в котором предупреждали о том, что нельзя лишать их политического будущего. Их флэш-акция была проигнорирована.

Во-вторых, все большее количество «большевиков» стало выражать недовольство методами проведения конституционной реформы. Они оказались в роли обычных «кнопкодавов», с мнением которых никто особо не считался. Показательный пример – случай, рассказанный Александром Волковым. Когда на одном высоком совещании обсуждался вопрос, как проголосует Александр Михайлович, общее мнение было следующим: «А куда он, на хер, денется». Но в решающий момент Волков все-таки «делся». Уехал в Швейцарию. На лечение.

В-третьих, парламентарии стали задумываться о собственных перспективах. Реформа и президентские выборы – это, конечно, хорошо. Но в 2006 году должна пройти парламентская кампания. В какую партию вступать? К кому из партбоссов идти на поклон? И стоит ли вообще идти?

Переломный момент наступил 8 апреля 2004 года, после провального голосования по конституционной реформе. Ситуация в большинстве, как говорится, «потекла». Не спасло и выдвижение Виктора Януковича единым кандидатом от «широкой коалиции демократических сил». Наоборот, появился новый стимул напомнить кандидату о своем существовании с помощью моб-флэшей.

Виды моб-акций

Стали популярны следующие виды парламентских флэш-мобов.

«Свой партгоршок» . Классическим примером является распад фракции «Партия промышленников и предпринимателей – «Трудовая Украина». Через несколько дней после того, как лидер «ТУ» Сергей Тигипко объявил о самостоятельном участии «трудовиков» в грядущих выборах, состоялся официальный развод с «промышленниками» Анатолия Кинаха. Каждый пошел своим, отдельным путем. ПППУ в самый последний момент предупредили о решении политсовета «Трудовой Украины». Они немного обиделись, но ушли. Теперь в партийной фракции «трудовиков» 28 человек. Было 42. Один из основателей «ТУ» Виктор Пинчук подал заявление о выходе из партии, но во фракции остался. Еще несколько человек, скорее всего, проделают ту же политическую операцию. «Промышленники», по словам Николая Онищука, пока некоторое время «покантуются» в статусе внефракционных депутатов, а затем надеются привлечь на свою сторону других парламентариев и объявить о начале особой флэш-акции.

Примерно по такой же схеме могут развалиться «Демократические инициативы» Степана Гавриша. После того, как Степан Богданович стал координатором парламентского большинства, члены «ДИ» стали глухо роптать. Все-таки предполагалось, что «Деминициативы» будут отдельной харьковской группировкой, а не марионетками, работающими на имидж Гавриша. Резкое снижение численности «ДИ» (до 17 депутатов) – наглядное тому подтверждение. На грани развала также оказался «Народный выбор» Гапочки. В свое время «трудовики» уже спасли «НВ» от развала, делегировав в состав группы недостающее звено. Теперь благотворительностью заниматься некому. Народные демократы уже который месяц пребывают в состоянии «клинической смерти». Только вместе с министром кабинета министров Анатолием Толстоуховым они дотягивают до фракционного минимума – 14 парламентариев.

«Третья сила» . Это наиболее популярная форма проведения моб-флэша. На политическую сцену выбегает пострадавший в ходе реформы мажоритарщик и, кося глазом в сторону спикера Владимира Литвина, начинает говорить о необходимости появления «третьей силы». Она (сила) должна находиться в центре, между «большевиками» и оппозицией.

«Конвергенция» . Разновидность варианта «третьей силы» с одним существенным уточнением: моб-группировка должна формироваться из «большевиков» и «нашеукраинцев», чтобы в ближайшем будущем стать основой нового парламентского большинства.

Варианты

Судя по количеству спонтанных моб-акций, никто толком не знает, что делать. Есть огромное желание провести перегруппировку сил. Действительно, преодолен некий условный порог депутатской терпимости и ужасно хочется заявить о себе, вырваться на свободу, натворить что-нибудь. Отсюда и огромное количество проектов проведения флэш-мобов. Пока существуют 37 внефракционных парламентариев и несколько вариантов дальнейшей активности.

Вариант первый: отстой. Это самый умный и дальновидный сценарий дальнейшего развития событий. Ну, будет создана новая фракция, а дальше что? Через несколько недель вступать в новую группировку? Или делать еще один проект? Лучше всего пополнять ряды внефракционных депутатов и тщательно выверять свои дальнейшие действия. Вот когда количество таких парламентариев приведет к потере «большевиками» 226 голосов, тогда могут произойти интересные вещи.

Вариант второй: кристаллизация. Появится флэш-группировка Александра Омельченко-младшего, Александра Зинченко или Тараса Чорновила. И как им действовать в условиях нынешней политической «мясорубки»? Объявить о поддержке Виктора Януковича? Или Виктора Ющенко? Не хочется, поскольку это невыгодный вариант действий. Поторговаться? Можно, но на основе такой тактики до парламентских выборов не дотянешь. Сделать новую партию? Мысль интересная, но впереди еще два года.

Поэтому, скорее всего, повышенная флэш-мобильность будет протекать в рамках парламентского большинства, которое станет потихоньку «таять». Пока возможны резкие декларации, а не резкие шаги.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам