ЕЭПовская горячая точка

В одном из своих интервью «Кіевскому Телеграфу» скандально известный лидер ЛДПР Владимир Жириновский сказал, что «синхронно ничего не бывает даже в половом акте». Однако, жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. 20 апреля парламенты Украины и России ратифицировали Соглашение о создании Единого экономического пространства. 265 украинских парламентариев и 408 их российских коллег нажали кнопку «за»…
Напомним, что речь шла о трех документах: Договоре между Украиной и Россией об украинско-российской государственной границе, двустороннем договоре о сотрудничестве в использовании Азовского моря, Керченского пролива, а также о Соглашении о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Для госдумовцев принципиальными были первые два проекта, в то время как украинских законодателей больше всего волновала тема ЕЭП.

О серьезности вопроса говорит тот факт, что часть депутатов Госдумы пыталась отменить или отложить ратификацию договоров по границе и Керченскому проливу. С такими предложениями выступили ЛДПР, КПРФ и блок «Родина», который прошел в парламент на волне скандала, связанного с ситуацией вокруг косы Тузла. Что касается сторонников Зюганова, то их отказ поддерживать «совместный проект» связан «с участившимися пронатовскими высказываниями украинских лидеров и ограничениями прав русскоязычного населения на получение информации».

Тем не менее, большинство, состоящее из «единороссов», держалось стойко и в конце концов выполнило взятые на себя обязательства. Вот что значит контролировать 300 «штыков»: неизменно превосходный результат. Единственное, что позволили себе «старшие парламентские братья», так это перенести время голосования: акт волеизъявления в Госдуме по вопросу ЕЭП состоялся после того, как россияне убедились в гарантированности прохождения всех трех документов через Верховную Раду. Депутаты Госдумы РФ проголосовали на три часа позже своих украинских коллег по парламентскому разуму. К слову, Россия и не скрывала своей заинтересованности в реализации проекта создания единого пространства. За несколько часов до голосования глава МИД РФ г-н Лавров открыто заявил: «Эти документы, по нашей оценке, безусловно, отвечают интересам России потому, что они упорядочивают ряд вопросов, которые остаются нерешенными в наших двухсторонних отношениях».

Для Украины же вопрос поддержки единого пространства неразрывно связан с вопросом будущих выборов-2004. По сути, это политическое решение большинства, выдвинувшего неделю назад единого кандидата в президенты – Виктора Януковича. Поэтому экономический «подтекст» решения мало интересовал парламентариев: и сторонники, и противники видели в нем политическое «дно».

Следует отметить, что ратификация ЕЭП проходила на фоне мукачевских событий. Сессионный зал был украшен плакатами совсем не на еэповскою тему: «Бандитам – тюрьмы», «Власть народу, а не криминалу». Тарас Стецькив рассказывал всем желающим, сколько ему должен Нестор Шуфрич за порванный костюм. Оппозиция даже на пару часов заблокировала работу ВР, требуя вызова на парламентский ковер силовых министров. После того как спикер пообещал, что силовики отчитаются «за Мукачево», на трибуну поднялся министр иностранных дел Константин Грищенко. Он довольно толково разъяснил депутатам, что через четыре года (а ровно столько длился процесс делимитации) пора уж и «узаконить» пограничную черту. Как цинично шутят по этому поводу некоторые товарищи, «чтобы после выборов ни одна с…ка не смогла перебежать в Россию». Неизвестно, какой из доводов оказался более убедительным, но пограничный договор получил поддержку 352 законодателей: только фракция Тимошенко была против «разграничений».

Но в любом случае, воевать на два фронта – мукачевский и российский – оказалось оппозиционерам не под силу. В результате, несмотря на несколько попыток провести постановления о неприемлемости «сдачи Керченского пролива», и этот документ был одобрен «большевиками» и коммунистами. Юлия Тимошенко, как всегда, сделала себе на этом пиар. «Мы с оружием в руках защищали Тузлу, чтобы не отдавать Керченский пролив, а депутаты пошли на это. Так пусть народ знает предателей!» – вдохновенно вещала ЮВТ. Откровенно говоря, старалась только Юлия Владимировна. Все остальные были не готовы говорить о российско-украинских отношениях предметно, чем и воспользовался тот же Николай Азаров – главный ответственный за ЕЭП. Николай Янович чувствовал себя относительно свободно, несмотря на несколько оговорок в своем выступлении. Дескать, скоро все мы станем членами… От волнения первый вице-премьер даже перешел на русский язык, что тоже смотрелось хорошо. В тему. Потом Николай Янович позволил себе расслабиться и почти не слушать «заклинаний» оппозиции по поводу сдачи национальных интересов и попранной Конституции. Видимо, почувствовал неготовность «Нашей Украины», «БЮТи» и СПУ всерьез противостоять укреплению украинско-российской дружбы. Действительно, какое может быть противостояние, когда у Петра Порошенко серьезный бизнес в России? Да и не только у него… В результате, довольно легко преодолев заслон из десятка постановлений о неприемлемости ратификации Соглашения по ЕЭП, парламент одобрил интеграцию Украины в общее экономическое пространство: 265 голосов «за» – серьезный результат. И, кроме того, оценка правительственной работы, поскольку одобрение получил именно кабминовский вариант.

Таким образом, семимесячная эпопея ратификации ЕЭП закончена. За этот период случилось многое в украинско-российский отношениях: ялтинское соглашение и коса Тузла; спор вокруг принадлежности Керченского пролива и книга президента «Украина – не Россия»; попытки Украины самостоятельно двигаться в ВТО и первый американский визит премьера Януковича; скандал в Верховной Раде по поводу ЕЭП, закончившийся отставкой «интеграционного» министра Валерия Хорошковского и холодная сдержанность официального Кремля по отношению к политическим предвыборным проектам Киева. Тем не менее, все это уже позади: интеграционное направление Украины выбрано. Мы остаемся в зоне влияния России и ее интересов накануне выборов-2004. Что из этого следует?

Первое: легкость, с которой «большевики» и коммунисты смогли добиться решения столь сложного вопроса, как ратификация ЕЭП, обескураживает. Тем не менее, этому есть объяснение. У «Нашей Украины» и блока Тимошенко, по сути, не было внятно артикулированной позиции по ЕЭП. Буквально в последний момент были использованы устаревшие домашние заготовки, типа «Украина – родина безработных» и «ЕЭП – путь к закрытию украинских шахт». Таким образом, оппозиция пыталась повлиять на сознание премьера Януковича, желая объяснить, как социальные проблемы скажутся на имидже единого кандидата. Кроме того, борьба сосредоточилась на «мукачевском фронте»: воевать с Медведчуком для «НУ» оказалось принципиальней, чем отстаивать национальные интересы.

Второе: не секрет, что часть влиятельных бизнес-представителей «Нашей Украины» имеют интересы и капиталы в России. Голосовать против – рука не поднимается. Неслучайно же до последней минуты ходили слухи о том, что 10-15 членов фракции Ющенко поддержат Соглашение. Однако был выбран компромиссный вариант – фракция воздержалась.

Третье: поддержка правительственного варианта Соглашения по ЕЭП доказывает, насколько серьезная работы была проведена сторонниками Виктора Януковича в сессионном зале. И не напрасно: после столь убедительной поддержки проекта, выгодного РФ, новоиспеченный кандидат в президенты вправе рассчитывать на политическую поддержку со стороны России. Накануне выборов такое признание трудно переоценить.

Можно по-разному оценивать события 20-го апреля. С одной стороны, Украине удалось добиться введения зоны свободной торговли – без всяких ограничений. Случай уникальный, учитывая, какие «бои» велись за то, чтобы вывести этот пункт за скобки переговоров. Тем не менее, Виктор Янукович настоял на этой поправке, и Москва согласилась на экономически нерентабельное предложение. Это говорит о том, что на данном этапе единый союз на постсоветском пространстве, локомотивом которого является все-таки Россия, выгоден лично ВВП. С другой стороны, Россия немедленно потребует компенсации за свой «либерализм» и уже назначена «цена» – МИД РФ заявил, что еще поборется за Тузлу: оставлять пограничные вопросы не решенными до конца – любимый прием россиян. В отдельных случаях это удобный рычаг давления на несговорчивого партнера, гораздо более убедительный, чем цена на энергоносители.

Что получила от еэповского соглашения Украина? Если верить представителям оппозиции, принятие соглашения грозит потерей 20% бюджетных средств, девальвацией гривны, оттоком рабочей силы, сворачиванием производства. Но Виктора Януковича этим не испугать: политическое расположение Кремля для единого кандидата в президенты существенней, чем самостоятельность угольной отрасли. Не секрет, что президентов в Украине всегда «делала» Россия. Получится ли у нее это в 2004-м году?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам