Конец?

Еще пару недель «нашеукраинцы» будут пребывать в состоянии легкого «хэппинеса»: все счастливы и довольны. Конституционная реформа не состоялась. Пока. Хотя офис-менеджер «Нашей Украины» Олег Рыбачук и демонстрировал показное равнодушие к исходу суперигры, однако, судя по мощным крикам членов его фракции после провального голосования, нервы у всех были на пределе. Бой-дама «НУ» Вера Ульянченко светилась от радости, как лампочка Ильича. Но в приподнятом состоянии долго пребывать нельзя. Иначе можно пропустить очередной удар. Не следует недооценивать инерцию запущенной почти два года назад машины.

Победа сегодня просто не может быть абсолютно чистой и, скажем так, нарочито демонстративной. Все расселись в теплом сессионном зале, нажали кнопки и впали в эйфорию от результата, зафиксированного электронной системой «Рада». К сожалению, сделаны очень серьезные ставки. По дорогам по-прежнему ездят тяжело груженные КамАЗы с прицепами и без. Это не намек, а простая констатация факта.

Пока существует пусть и призрачная, но возможность «отката» на прежние конституционные позиции. Уже через полчаса после негативного результата голосования начал реализовываться вариант «вторая серия». Поводов продолжить тему можно найти сколько угодно. И не тот проект проголосовали, и спикер запутал депутатов, и эмоции затмили кому-то разум. Было бы желание (а оно, безусловно, есть). Сложнее гарантировать результат, однако подобные попытки неизбежны.

Окончание конституционного формата политической борьбы приведет к возникновению целого ряда достаточно непростых проблем. Прежде всего, в интересном положении оказался главный автор реформы Виктор Медведчук. Это у победы много отцов, а поражение всегда связывают с одной конкретной фамилией. В данном случае, с Виктором Владимировичем. Судя по всему, он был заранее готов к такому неблагоприятному повороту событий и, надо отдать ему должное, реагировал очень оперативно, практически в режиме оn-line, на ходу корректируя текст выступлений ответственных товарищей из большинства. Недооценивать наличие сильного игрока, загнанного в глухой угол, нельзя. В таком состоянии человек становится вдвойне опасным. У него просто нет выхода. Неужели что-то изменилось в окружающей нас всех реальности после 8 апреля? На высокие посты в исполнительной власти пришли другие люди, а все депутаты вдруг стали высокоморальными, добрыми, чуткими и отзывчивыми? Конечно, нет. Действующие лица и исполнители те же. Методы тоже не изменились. Больше всего глава президентской администрации опасается выхода ситуации за парламентские рамки. До официального начала президентской гонки осталось чуть больше месяца, и если «Наша Украина» станет дожимать ситуацию в уличном режиме, то кто его знает, чем все закончится. Во всяком случае, контролировать игру будет почти невозможно. Поэтому для главы администрации Президента принципиально важно локализовать события в стенах Верховной Рады и продержать парламентский формат конфликта до начала регистрации кандидатов в президенты. Это задача-минимум.

Следующая проблема: избирательный кризис. Исключительно под конституционную реформу было модернизировано избирательное законодательство страны. Уже непосредственно перед голосованием «мажоритарщики», наконец-то, осознали весь ужас своего положения и изобразили бунт. Пусть и на полусогнутых ногах, но все же некое подобие «восстания». Впрочем, это отдельная история, мы же обратим внимание на то, что исчезли гарантии проведения выборов в Верховную Раду и местные органы власти на основе новой, пропорциональной избирательной системы. Ведь все было завязано на переходных положениях Конституции. Именно в них была «забита» партийная модель выборов. А теперь закон о выборах народных депутатов, недавно подписанный Президентом, — обычная бумажка. Как и закон об избрании местных органов власти. Чтобы все переиграть, достаточно набрать 226 голосов. И они, скорее всего, будут найдены. Кстати, кто от этого больше всего пострадает? Ответ прост: «Наша Украина», «бютовцы», коммунисты и социалисты. Возвращение старой избирательной системы приведет к консервации существующей расстановки сил. Пусть и не в том виде, как сейчас, но все же… «Мажоритарка» — старый, испытанный способ воспроизводства целой когорты политических деятелей.

Идем дальше. Вы, наверное, помните, сколько велось разговоров о необходимости выдвижения единого кандидата от оппозиции? Который должен победить уже в первом туре? Если помните, то пока забудьте. Конституционная реформа свою миссию выполнила. Дороги «Нашей Украины», социалистов и коммунистов разошлись окончательно. Можно восстановить некое подобие оппозиционной «тройки» («НУ», СПУ, БЮТ), но, как говорится, осадок от публичной ссоры останется. Особенно, если учитывать высказывание Александра Мороза в адрес Виктора Ющенко. По мнению Сан Саныча, результаты голосования по политреформе снизили шансы лидера «Нашей Украины» на победу в предстоящих президентских выборах. Весьма показательное заявление. Как и заявление лидера коммунистов Петра Симоненко, который системно наращивает свой электоральный потенциал, опираясь на болевые точки общества.

Зато премьер-министру Виктору Януковичу подобная концовка реформаторского блиц-крига, наверное, понравилась. Ему не надо будет решать сложный вопрос: зачем идти на президентские выборы, когда ему буквально в руки идет шикарный набор полномочий? Логика борьбы за власть стала чисто по-донецки простой и понятной. Победитель получает все. Проигравший оказывается в глубоком проигрыше. Разрешается использовать любые подручные средства борьбы. И больше никаких ухищрений, сложных закулисных интриг, связанных с изменением статуса главы Кабмина.

Да и положение Януковича, как ни странно, стабилизировалось. Пусть не будет единого кандидата от «шикидымса» (широкой коалиции демократических сил). Ну и что? Все равно у премьера самый крутой рейтинг из всех потенциальных претендентов от власти. Кроме того, Ющенко почему-то считает, что Виктор Федорович для него является наиболее удобным оппонентом. Может быть, ему стоит обратить внимание на Симоненко?

А временной неудаче Виктора Медведчука Янукович может лишь посочувствовать с плохо скрываемым чувством облегчения. У премьера положение гораздо лучше: парламент отправить его в отставку не может. Не зря же заблаговременно была принята программа действий правительства. Теперь гарантирована неприкосновенность от депутатских «потуг» до конца нынешнего года. Президент, конечно, в любой момент может подписать соответствующий кадровый указ, но в свете последних событий вряд ли пойдет на подобный шаг. Не Медведчука же на место Януковича ставить… Ничто так не радует «настоящего» политика, как чужое горе. В данном случае, горе Виктора Владимировича.

Полный провал (который, кстати, еще не наступил) конституционной реформы приведет к изменению конфигурации парламентского большинства, созревшего к появлению «третьей силы». Мы уже не раз писали о том, что Виктору Андреевичу не стоит рассчитывать на массовый переход в его фракцию «большевиков»-беженцев. Они ребята неглупые и хорошо понимают обстановку в «Нашей Украине». Там им ничего не светит. Все уже поделено. До них. Прообразом будущей «нейтральной» фракции принято считать создание депутатского объединения «Гражданская позиция», куда вошли «мажоритарщики»-«большевики», вице-спикер Александр Зинченко и несколько «нашеукраинцев». Типичный вариант пограничной структуры, зависающей между большинством и оппозицией, но претендующей на роль «третьей силы». Идея хорошая, но до ее практического воплощения пока очень далеко. Система по-прежнему работает в горячем режиме. С «мажоритарщиками» беседуют, приводят аргументы. Иногда очень весомые. Отрабатывается «правильное» информационное сопровождение последних парламентских событий. Для бодрости одномандатные страдальцы могут попробовать поскандировать вполголоса «Ющенко — президент!», но особого прилива энергии затем не последует. Реальность, как всегда, сурова и неприглядна.

Интересный факт: в случае реализации конституционной реформы (К-реформы) могло бы возникнуть гораздо больше предпосылок для перестройки существующего большинства, чем после ее окончательного провала. Юрист Виктор Мусияка обращает внимание на следующее обстоятельство: в случае введения в действие закона №4105 легитимными остаются только те парламентские структуры, которые сформированы на основе политических партий, преодолевших четырехпроцентный избирательный барьер. Депутатские группы, созданные на базе «мажоритарщиков», должны кануть в Лету, а оставшимся парламентариям пришлось бы срочно искать партийную базу.

Пока же ситуация, связанная с зарождением «третьей силы», зависла. О ней хорошо говорить в теории, а когда дело доходит до практики, то появляются объективные трудности. И если быть откровенными, то бунт «мажоритарщиков» так и не состоялся. Да и спикер Владимир Литвин особо не спешит возглавить новую силу. Он, как всегда, ведет свою игру. И прекрасно знает, что основные события еще впереди. Надо еще дожить до мая. Учитывая, как спрессовано время перед выборами, это очень большой срок.

И наконец, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, связанном с событиями 8 апреля. Если не удастся восстановить, условно говоря, конституционный формат политической борьбы, то дальнейшее развитие событий спрогнозировать очень трудно. Ведь до последнего времени действовала железная схема: все как один пахали на реализацию плана кризисного менеджера. Руки были заняты, отвлекаться на посторонние проблемы просто некогда. Четко вырисовывалось два политических периода — до К-реформы и после, когда должна стартовать президентская избирательная кампания. А теперь можно ожидать всего. В том числе и самых экзотических вариантов развития ситуации. Например, роспуска парламента, досрочных президентских выборов летом нынешнего года, введения чрезвычайного положения. Даром, что ли, Конституционный суд приступил к толкованию полномочий главы государства по роспуску ВР? Первое, что приходит на ум, — это принятие в 1996 году первой украинской Конституции. Тогда тоже никто не верил в вероятность позитивного исхода дела. А стоило только Совету регионов посоветовать Президенту распустить парламент, как сразу дело пошло веселее. Ночь, проведенная депутатами в Верховной Раде, стала очень продуктивной. Согласен, сегодня ситуация не та, мировое сообщество начеку, президентские выборы неуклонно приближаются. Но люди, то есть политики, практически те же. И цель у них одна — не допустить перераспределения власти и собственности. А гарантий сегодня никто дать не может. По определению. Кризисный менеджер извратил базовую идею реформы — гарантированное существование всех финансово-политических группировок в рамках модернизированной системы власти. У нас все так начинается: идея хорошая, а исполнение просто отвратительное. Поэтому говорить о благополучном выходе из конституционного тупика для кого-либо еще очень рано.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам