Взрыв изнутри

Визит президента Польши Александра Квасьневского в Украину состоится в урезанном варианте. Причиной тому послужила отставка правительства, ставшая следствием экономических проблем и вызванного этими проблемами политического кризиса. От правды, увы, не уйдешь: некоторые шаги польских правительственных стратегов оказываются ошибочными. Одним из таких примеров является скандал вокруг приватизации Huta Czestochowa. Если украинские граждане поддерживают действия власти по защите отечественного бизнеса от дискриминации, то польские эксперты и профсоюзы крайне недовольны победой LNM. И не только потому, что она была нечестной…
История вопроса

Суть конфликта известна. В конце февраля министр госимущества Польши Збигнев Каневский сообщил о выборе британско-индийской LNM Group в качестве инвестора для Huta Czestochowa S.A, несмотря на решение конкурсной комиссии, которая единогласно проголосовала за оферту украинской корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) и рекомендовала правительству выбрать ее в качестве инвестора. ИСД, в свою очередь, выразила протест по этому поводу и заявила о готовности отстаивать права в суде.

В связи с этим, президент Украины поручил премьер-министру разобраться в ситуации вокруг приватизации меткомбината Huta Czestoсhowa S.A. Во исполнение этого поручения Виктор Янукович направил письмо тогда еще премьеру Польши Лешеку Миллеру, в котором, в частности, называет дискриминационным решение об отказе корпорации ИСД в приватизации польского предприятия.

В результате давления украинской власти в Польше была создана комиссия, которая должна оценить процедуру приватизации комбината Huta Czestochowa. A президент Александр Квасьневский пообещал, что если комиссия придет к выводу о нарушении процедуры тендера или имевших место неправильных действиях со стороны Министерства госимущества, то итоговые решения тендера будут пересмотрены. Впрочем, аналитики усматривают в этом не только жест доброй воли, но и объективные последствия неосмотрительного решения польского «приватизатора». У Квасьневского, похоже, возникли опасения социального взрыва на предприятии, который может произойти после того, как LNM Group показала свое истинное лицо и реальные намерения…

Деньги и судьбы

Мы можем не знать причин дискриминации ИСД, но зато в состоянии составить представление о победителе и его влиянии на разразившейся политико-экономический кризис в Польше. Чего греха таить: холдинг LNM Group, с недавних времен владеющий большей частью польской металлургии, заинтересован в польских предприятиях исключительно для того, чтобы обеспечивать доступ своей дешевой продукции на польский рынок, а в перспективе – и на рынки других стран ЕС. Поэтому на польских предприятиях LNM производит, как правило, конечную переделку и «доработку» металлургической продукции, поставляемой из той же Индии.

По идее польские «государственные мужи» должны были быть заинтересованы в демонополизации своего металлургического рынка, тем более что украинский «Индустриальный союз Донбасса» предлагал более льготные условия приватизации Huta Czestoсhowa. В том числе и в социальном плане.

По сообщению издания Gazeta Wyborcza, 23 марта LNM подписала соглашение по социальному пакету только с четырьмя из пяти профсоюзов, представляющих интересы работников самого металлургического комбината и его дочерних предприятий. Причиной отказа одного из профсоюзов подписать «социальный пакет» стал тот факт, что его условия, предполагающие увеличение заработной платы на 130 злотых и гарантированную занятость в течение 5 лет, касаются только 1,7 тысячи работников меткомбината, тогда как в его производственном комплексе работает 5 тысяч человек. Фактически это означает лишение работников дочерних предприятий социальных гарантий. И подставляет несколько тысяч металлургов под угрозу увольнения. Gazeta Wyborcza приводит слова президента LNM Лакшми Миттала, что «дочерние предприятия важны для работы меткомбината, однако это не означает, что его компания готова купить их со всеми работниками». Известно, что антикризисные методы работы группы LNM предполагают значительное сокращение рабочих на приобретаемых предприятиях. Так, с приходом на казахстанский меткомбинат «Кармет» LNM сократила 10 тысяч рабочих, на румынском Sidex – 5 тысяч.

Как только все это стало ясно, профсоюз «Солидарность» на Huta Czestochowa выступил против своего лидера Марека Вуйцика. Теперь он может потерять свой пост за то, что подписал договор с LNM: 1,5 тысячи членов профсоюза «Солидарность» (больше половины) работают на дочерних предприятиях и считают, что Марек Вуйцик предал их интересы. В то же время ИСД, следуя своей политике социальной защиты работников приватизируемых предприятий, которой он придерживается в Украине, не собирался выгонять ни металлургов, ни вспомогательные службы. И рабочие об этом хорошо осведомлены. Не случайно на заводе расклеиваются листовки, что за «За 30 сребреников продали 3000 людей», в которых рабочих призывают выйти на улицы и отстаивать свои права.

Поддержка и порицание

Парадоксальная ситуация складывается не только на самом комбинате, но и вокруг него. Одно из ведущих польских изданий Rzeczpospolita в статье от 9 марта написала, что предложение украинской компании было признано лучшим, а решение министерства государственного имущества о признании победителем LNM вызвала настоящий шок. Сложившуюся ситуацию вокруг приватизации Huta Czsetochowa польский журналист сравнивает с польской реакцией на проигрыш фирмой Бумар контракта в Ираке. Но в случае с Украиной, отмечает аналитик, речь идет о намного большей сумме и о решении польского правительства, а, следовательно – о будущем польско-украинских отношений. Назвать объяснение польской стороны «непонятными» было бы комплиментом, считает автор статьи в Rzeczpospolita. Заявление о том, что продажа комбината украинцам не согласовывается с условиями вступления Польши в Евросоюз, является натянутым. Мнение же Агентства внутренней безопасности «о неясных источниках средств» украинского капитала довольно странное. Способ же оглашения результатов, и последовавшие за этим обоснование выглядели так, как будто польское правительство решило унизить украинскую сторону.

Кроме этой статьи, имели место и другие публикации с аналогичными выводами. Скажем, вице-президент Центра им. Адама Смита Анджей Садовский считает, что решение Министерства госимущества Польши отдать комбинат Huta Czestochowa компании LNM приведет к монополизации польской металлургии, поскольку компания Лакшми Миттала уже контролирует большую часть отрасли. А профессор Института политических студий Польской академии наук Анатоль Каминский считает, что дело Huta Czestochowa имеет политическую окраску из-за способа, которым было отказано ИСД в приватизации меткомбината.

Если польские аналитики и профсоюзы не поддерживают действия приватизационного ведомства, то украинские граждане, напротив, оценивают шаги своего правительства позитивно. Так, социологическое исследование, проведенное Центром исследования общественных процессов и компанией Taylor Nelson Sofres Ukraine в Киеве и Донецке относительно данной проблемы, показало, что действия украинской власти – правительства и президента – направленные на защиту интересов отечественных инвесторов в Польше поддерживают 85% опрошенных в Киеве и 85,5% – в Донецке. Фактически такого уровня поддержки действий власти до этого момента не было.

Что добавить к сказанному выше? В деловой среде как Украины, так и Польши уже в поговаривают о том, что у польских чиновников от приватизации мог быть личный интерес к обжившимися в стране западным инвесторам. Поэтому они фактически саботируют создание конкурентной среды в своей тяжелой индустрии. А отсутствие конкуренции, как известно, почти всегда ведет к упадку в отрасли. Есть основания полагать, что формирование общественного мнения в таком ключе – не на пользу новому правительству. А потому шансы пересмотра результатов конкурса возрастают.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам