Преемник преемника

Сколько бы западные СМИ ни вопили о «новой эпохе авторитаризма» в России, а факт остается фактом – президент Российской Федерации вновь Владимир Владимирович Путин. Во вторник, 23 марта, Центризбирком огласил свое окончательное решение: «Выборы президента РФ признаны состоявшимися и действительными, а Владимир Путин считается избранным на должность президента РФ». И хотя президентское удостоверение Владимир Владимирович получит только 6 мая, накануне церемонии инаугурации, его деятельность на посту главы государства уже кипит. Например, на днях он представил программу экономического развития России на ближайшие годы…
Вообще-то, уникальность российских выборов этого года состоит не в том, что их результаты были известны задолго до голосования, а в том, что россияне шли на избирательные участки, не имея ни малейшего представления о том, что следовало бы назвать «программой Путина». Ее просто не было. Россияне голосовали не за определенную программу или определенный политический курс, они голосовали исключительно за конкретную личность.

Конечно, отсутствие предвыборной программы Путина можно было объяснить так же, как и его отказ участвовать в теледебатах: мол, ничего, кроме реальной деятельности, не может дать более полного представления о том, «ху из Путин». И, следовательно, о том, чем он может заняться на протяжении следующих четырех лет. Только вот интересно, скажи Путин перед выборами о своих намерениях сделать медицину и образование платными, получил бы он свои 49,6 миллионов голосов?

Аналитики уже отмечали, что, голосуя за Путина, россияне голосуют, прежде всего, за стабильность. За время своего первого срока Владимиру Владимировичу действительно удалось достичь определенной стабильности, как в экономике, так и в социальной сфере. Не слишком быстро, но уверенно растет ВВП, мало-помалу увеличивается среднемесячный доход на душу населения, уже 48% населения причисляют себя к «среднему классу»…

Но говорить о достижениях сегодня не актуально. Куда важнее говорить о планах и перспективах. А здесь все несколько сложнее. И хотя программа экономического развития России, представленная Путиным на совместной коллегии минфина и минэкономразвития, внушает самые радужные надежды (двойной рост ВВП и снижение уровня бедности до общемирового), некоторые сомнения относительно того, что все будет очень хорошо, все еще остаются. Например, все признают, что основная причина сегодняшнего роста ВВП России – стабильно высокие цены на нефть. И хотя в ближайшие пару лет они вряд ли упадут, такая зависимость от внешних факторов отнюдь не на руку российской экономике.

Что же касается планов Путина, то ему предстоит проделать очень существенную и далеко не самую легкую работу. Речь идет, прежде всего, о так называемых непопулярных реформах: налоговой, реформ образования, здравоохранения и жилищно-коммунального комплекса. К примеру, уже в недалеком будущем россияне будут платить стопроцентную плату за услуги ЖЭКов, что вызовет рост квартплаты в 2-3 раза. Правда, есть мнение, что будет предпринята попытка снизить тарифы за счет, например, создания конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере, но на особый успех в подобных начинаниях вряд ли стоит рассчитывать. По крайней мере, в ближайшие четыре года.

Если взять внешнюю политику, то никаких существенных изменений здесь ждать не приходится. Эту позицию уже озвучил новый министр иностранных дел России Сергей Лавров. Возможно, Россия попробует активизировать процесс интеграции в рамках ЕЭПовской четверки (кстати, встреча ее представителей по поводу синхронизации ратификаций этих договоров должна состояться уже 15 апреля), но здесь далеко не все зависит от нее.

Интересная ситуация складывается и в политической жизни России. С одной стороны, фактически не существующее разделение властей не создает предпосылок для каких-нибудь потрясений в этой области. Владимир Жириновский даже заявил, что начался «тихий этап» в развитии Российской Федерации. С другой стороны, политолог Глеб Павловский, к примеру, прогнозирует появление новых политических партий и «бурное оппозиционное строительство». В подтверждение своих слов он подчеркивает, что суммарный процент не проголосовавших за Путина кандидатов не так уж и мал. Вопрос в одном, найдется ли в российском политикуме личность, способная консолидировать про- и оппозиционные силы и завоевать доверие граждан.

На эту роль есть претенденты уже сейчас. Так, Ирина Хакамада, «покаявшись» в грехах и ошибках всех демократических сил, заявила о создании новой политической партии «Свободная Россия». Уже в среду, 24 марта, в минюст России были поданы ее учредительные документы. Одновременно Хакамада подала заявление о выходе из рядов СПС. Между тем, неоднократно заявляющая о намерении консолидировать демократические силы (и, очевидно, рассчитывающая их возглавить) Хакамада на региональные выборы намерена идти и с СПС, и с «Яблоком».

Также не против объединить прооппозиционно настроенные силы и коммунист Николай Харитонов. Он уже заявил, что ввиду отсутствия КПРФ на политической арене в последнее время и мощного использования Путиным админресурса, считает свой результат на выборах президента России серьезным достижением и свидетельством доверия к нему граждан, и собирается очень серьезно подготовиться к следующим выборам в Госдуму.

Между тем, «недетские» планы относительно следующих президентских выборов имеет и сам Владимир Владимирович Путин. В ночь, когда члены избирательных, а с ними и представители альтернативного ЦИК, комиссий трудились над подсчетом бюллетеней, Владимир Владимирович заявил журналистам, что уже четыре года назад начал подбор своего преемника. Вот уж истинно российский размах мышления! Страна полуразвалена, в Чечне – почти катастрофа, впереди напряженные четыре (или восемь) года работы, а только что избранный президент обдумывает, кому бы передать наследство!

Впрочем, не будем критиковать Владимира Владимировича. Сегодня он победитель. А победителей, как известно, не судят. Да и пока особо не за что. Что касается преемника, то Путин отметил только: это должен быть «порядочный, честный человек, который хочет и может служить своему народу и в состоянии это делать». И добавил: «Таких людей в стране достаточно». Следует заметить, что преемник Путина и преемник, которым был Путин, – далеко не одно и то же. Как подчеркнул все тот же Глеб Павловский, если Ельцину нужен был преемник для того, чтобы исправить все, что он (Ельцин то бишь) натворил, то Путину понадобится преемник для того, чтобы достойно продолжить курс, взятый президентом.

Что ж, будем надеяться, что хотя бы преемнику Путина не придется ничего исправлять. Или не преемнику… Это, в принципе, не так важно. Главное, чтобы стабильность, за которую голосовали россияне, осталась стабильностью. А экономический рост – ростом. И желательно, чтобы независимо от мировых цен на нефть. И чтобы слова «развитие» и «процветание» были не какими-то абстрактными понятиями, а вполне конкретными названиями конкретных процессов, происходящих в стране… И, в принципе, в руках Путина сейчас находятся все возможности. И то, с чем окажется Россия через четыре года, зависит фактически только от него…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам