Личный рекорд

Вчера лидер социалистов Александр Мороз установил своеобразный рекорд: он почти 11 часов (с небольшими перерывами) простоял на трибуне ВР, убеждая сессионный зал в достоинствах пропорционального избирательного документа. Как известно, добросовестный ученик Сан Саныча г-н Рудьковский давным-давно разработал такой закон, чтобы парламентские выборы в стране проходили по-честному. И вот результат: 255 голосов за пропорциональный вариант выборов-2006. Победа? Бесспорно.

А тем временем, спикер Владимир Литвин решил сделать себе выходной и уехал в Ровно. Вместе с президентом. Кроме того, был отменен «второй акт» предконстуционной подготовки – закон о пропорциональных выборах в местные советы. Напрасно невыспавшиеся «шакалы пера» с утра атаковали парламент, в надежде на продолжение. Ничего не было, хотя Александр Турчинов и намекал на возможность провокаций со стороны «большевиков». Дескать, в отсутствие спикера у них есть все шансы снова поломать регламент и «всунуть» в повестку дня проект закона о местных выборах. Однако прогнозы верного соратника Тимошенко не оправдались: те, кто нашел в себе силы в пятницу с утра прийти в сессионный зал, мирно рассматривали закон о ФГИ и ничего такого антирегламентного не предприняли. Зато в полном соответствии с внутренним распорядком ВР поддержали постановление о том, чтобы поддержать местную пропорционалку 6 апреля. Иными словами, сроки завершения конституционной реформы снова сдвигаются. То есть реформа «тормозит», и можно использовать свободное время для более детального изучения электоральных новаций.

Первое. Закреплен 3%-й избирательный барьер. Это хуже, чем 4, но лучше чем 1. Примерно месяц назад с целью выяснения настроений в сессионном зале был «вброшен» вариант проекта пропорционального закона, в котором предлагалось понизить высоту избирательной планки до 1%. В общем, заходи, кто хочет… По самым скромным подсчетам, в результате такого подхода парламент наводнило бы не меньше 20 партий. Естественно, что ни о какой структурированности ВР и речи быть не могло. В конце концов, сошлись на трех процентах. Особой погоды такое понижение не делает, а некоторые мажоритарщики все же получили шанс для формирования собственной политической партии.

Второе. Сроки избирательной кампании увеличились. Теперь вместо 90 дней она будет проводиться 120 – на целый месяц дольше.

Третье. Урны для голосования будут прозрачными. Полностью учтены пожелания блока «Наша Украина» о транспарентности выборов. Все видно, как в аквариуме…

Четвертое. Увеличена сумма денежного залога. Участникам выборов придется платить в два раза дороже за право участвовать в избирательном процессе – чуть более 500.000 гривен.

Пятое. Время для голосования на участках сокращено на один час. Кто не успел, тот опоздал. Понятно, что подобное новшество вызовет бурную реакцию со стороны оппозиции. Так и слышишь возмущенный голос Юрия Кармазина, требующего отмены дискриминационной нормы об урезании времени волеизъявления. Действительно, в таких ситуациях не то что час, минуты значат очень и очень многое.

Но самое главное заключается не в том, что оставили, а в том, что не приняли. Нет, речь не идет о пропорциональном представительстве в списках партий лиц мужского и женского пола. Это вам не Индонезия все-таки. Даже самые убежденные сторонники гендерной политики (тот же Николай Рудьковский, отстаивающий в Европарламенте интересы представительниц прекрасной половины) считают, что расширенное представительство женщин в ВР только вредит общему законодательному делу. Достаточно посмотреть на Оксану Билозир, недавно презентовавшую собственную партию…

Стратегической можно считать поправку, полностью «отрезающую» общественные организации от участия в выборах. Согласно ей, официальные наблюдатели от общественных организаций не будут принимать участие в избирательном процессе (в частности, не будут присутствовать на избирательных участках, при подсчете голосов). Таким образом, и роль и влияние общественных структур (а, как правило, именно через них кандидатам вроде Виктора Ющенко и оказывается моральная, материальная и правовая поддержка) практически нивелированы. Грубо говоря, «не охраняешь аптеку – не имеешь вату». Отстранен от непосредственного участия в процессе, значит – лишен возможности на него воздействовать. Можно спорить, что «Наша Украина» поднимет по этому поводу страшный шум. Но будет поздно. Закомпостировали. Есть, правда, риск, что глава государства не сразу завизирует пропорционалку, или вообще не подпишет закон. Но, честно говоря, рассчитывать на это не особо стоит. Лучше подумать о том, как жить дальше – с новыми правилами электоральной игры.

Во-первых, всем уже понятно, что буквально со следующей недели начнется структурная перестройка большинства. Кое-кто намекает, что его основу составят те 255 человек, которые в четверг ночью проголосовали за закон Рудьковского. Это коммунисты, социалисты, эсдеки и часть немажоритарных представителей ПБ. Но на левоцентристскую коалицию в ВР о которой так долго говорили объединенные социал-демократы все равно пока не слишком похоже…

Во-вторых, существует реальная опасность закрепления новых электоральных норм в переходных положениях Основного Закона. Все-таки до сих пор у «мажоритарщиков» оставался путь к отступлению: возможность накануне парламентских выборов что-то «подправить в консерватории», то есть в законе о выборах. Традиционно такие манипуляции с избирательным документом проводятся примерно за полгода до начала очередной парламентской кампании. Но если все пропорциональные новшества имплантировать в Конституцию запасного аэродрома (например, в виде территориальной «привязки») уже не будет. Естественно, что 175 мажоритарных членов большинства резко против. Минимум половина из них способны выказать протест в грубой извращенной форме- не проголосовав за конституционную реформу… Есть такой риск? А как же.

В третьих, в любом случае надо настроиться на существенное удорожание партийной регистрации. Для многих сидящих сегодня в зале не является большой проблемой «отстегнуть» необходимую сумму на создание собственной политической структуры. Но деньги — дело второстепенное. Осложнения могут возникнуть на уровне Минюста, который выдает свидетельства о партийной жизнеспособности. Если послушать Александра Лавриновича, то выяснится, что получить «свидетельство о рождении» куда труднее, чем совершить «зачатие».
В четвертых, партийный закон изменит не только конфигурацию большинства и настроение депутатов, но также коснется Центральной избирательной комиссии. Сегодня над этим нюансом мало кто задумывается, а зря… Нормы закона о ЦИК следует привести в соответствие с новыми электоральными правилами уже до 31 июня — официальной даты старта президентской кампании. А это означает, что надежды, возлагаемые на членов Центризбиркома отдельными товарищами, могут и не оправдаться.

В пятых, как мы уже отмечали, пока у большинства нет реальных сил на утверждение закона о выборы в местные парламенты, который тоже входит в пакет договоренностей большевиков с СПУ и коммунистами. Нет закона №2 нет, нет и политической модернизации. Жестко, конечно, но приходится считаться с требованиями Александра Мороза. Иначе никак.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам