Жмеринка-Шанхай-Киев

Представьте себе крупный железнодорожный узел. Например, в Жмеринке, где на перроне до сих пор стоит памятник товарищу Ленину с полиэтиленовым кульком на голове. Наверное, чтобы голуби не гадили. Товарные и пассажирские составы перебрасываются с одного пути на другой. Меняют тепловозы, формируют новые составы, по громкой связи слышен сдержанный полумат, что-то лязгает и громыхает.

Шляются изрядно помятые после вчерашнего пассажиры, покупающие у нахальных продавцов некое подобие жареной рыбы прямо под табличкой «Торговля с рук запрещена». И вдруг с запасного пути срывается громоздкий донецкий бронепоезд, который куда-то направляется вне расписания. Железнодорожники с депутатскими значками суетятся, двусмысленно жестикулируют верхними конечностями, приспособленными для нажатия кнопок, но, тем не менее, пропускают бронированного монстра вне графика. Еще несколько составов формируется в авральном порядке. Женщина в высоких сапогах вместе с соратником, который облачен в неизменную кожаную куртку, обсуждает план сцепки двух эшелонов: большого, украшенного религиозной символикой в виде перевернутой подковы, и поменьше, с лозунгом «Жанна Д’Арк и сегодня живее всех живых». Осталось решить, кто станет у руля. Периодически появляется дрезина с серпом и молотом, маневрирующая между эшелонами в поисках удобного пути на север. Или на юг? Уместно задать вопрос: какая дорога ведет к президентству? Уже виден свет в конце туннеля, только, как говорил Жванецкий, туннель, сука, не кончается…

В конце марта на станции «Украина-сортировочная» наблюдалось уникальная активность. Так всегда бывает, когда тянут до последнего, а затем начинают делать вид, что все еще можно исправить. Премьер Виктор Янукович, который никогда особо не доверял киевским политикам, на фоне всеобщего шума и гама выбил себе некое подобие гарантийного талона. Он добился от парламентского большинства двойной «взаимности»: относительно безболезненно отчитался о досрочном выполнении программы Кабмина, одобренной Верховной Радой в 2003 году, и благополучно пролоббировал план действий правительства на текущий год (за — 239 «железнодорожников»).

«Донецкий бронепоезд» дал гудок и вроде бы стал двигаться в неизвестном, но, наверное, правильном направлении. Обратим внимание на следующие особенности парламентско-правительственного ритуала «внесли — прокомпостировали».

Во-первых, программа правительства проходила через парламентскую станцию, что называется, «впритирку», с минимальным количеством голосов. Коммунисты, социалисты, «нашеукраинцы» и «тимошенковцы» не отдали своих голосов. Похоже, Виктор Федорович шел в парламент без страховки. И кстати, еще во время обсуждения этого вопроса в сессионном зале даже у знающих «большевиков» не было уверенности в том, что программу действительно утвердят. Некоторые ожидали, что в последний момент или члены СДПУ(о) «забудут» нажать кнопки, или же одна из «карликовых фракций» (допустим, «Народовластие») включит обратный ход. Получить 224 или 225 голосов (для позитивного голосования необходимо 226), согласитесь, —очень неприятная «пилюля» для премьера. Мог бы поломаться весь дальнейший ход политической игры.

Во-вторых, состоялось четкое деление сессионного зала на электоральной основе. К программе Януковича отнеслись как к предвыборному ходу потенциального кандидата в президенты. Поэтому и разнородная оппозиция так дружно не голосовала. Дескать, ваш кандидат (в смысле, «большевиков»), вот вы с ним и разбирайтесь.

В-третьих, неучастие социалистов в голосовании свидетельствует о желании Александра Мороза продемонстрировать: сотрудничество с большинством по вопросу конституционной реформы — это одно, а политическая поддержка правительства Виктора Януковича — совсем другое. Подобное позиционирование необходимо Александру Морозу для корректировки имиджа, который некоторые его коллеги по оппозиции пытаются подпортить обвинениями в «пособничестве режиму».

И наконец, достаточно призрачны гарантии «парламентской неприкосновенности», полученные правительством Виктора Януковича. В соответствии с Основным Законом, после утверждения программы депутаты не имеют права на протяжении 12 месяцев инициировать отставку Кабинета министров. Ну и что? Да, базовая схема — «парламентское большинство в потугах рождает единого кандидата в президенты» — не поломана. «Шикидымс» (широкая коалиция демократических сил) по-прежнему существует. Но ведь никто не помешает президенту отправить кабинет Януковича в отставку без всякого согласия парламента. А еще может возникнуть неприятная ситуация, связанная с успешной реализацией конституционной реформы. Там тоже есть норма о «годичной неприкосновенности» Кабмина. Но программа была принята в момент действия старой Конституции. После конституционной реформы обязательно будет подниматься вопрос о недействительности «парламентской защиты» Януковича. И вот теперь мы подходим к основной причине повышенной суеты на украинской «сортировочной станции». Конституционный экспресс подходит к конечной станции. Там, где трава по пояс. Или по колено.

На этой неделе может произойти окончательное утверждение знаменитого законопроекта №4105. Подчеркиваю, что может, поскольку стопроцентную гарантию в таком деле не даст никто. Даже главный стрелочник. Все предпосылки, как говорится, налицо:

— Конституционный суд вынес положительное заключение по проекту внесения изменений в Основной Закон, проголосованному 3 февраля. Нашел много неточностей, но самое главное — документ «отпасован» на парламентское поле. Чтобы не возникло никаких сомнений, КС не стал рассматривать три представления оппозиционных депутатов относительно нелегитимности конституционных голосований, проведенных 24 декабря 2003-го и 3 февраля нынешнего года. Если депутаты хотят принимать решения с помощью рук, ног и других частей тела, то это их сугубо внутреннее дело;

— парламентарии с подачи коммунистов изменили график своей работы, решив поработать еще четыре дня в пленарном режиме;

— приняты два из трех законопроектов, которые открывают путь «конституционному экспрессу»: о выборах президента (окончательно), избрании местных органов власти (в первом чтении). Наиболее спорный закон — о пропорциональных выборах депутатов Верховной Рады — пока «завис». Не исключено, что его могут одобрить уже в эти дополнительные дни от трудолюбивых комми.

И еще один момент: спикер Владимир Литвин отменил свою поездку в Китай. Уезжать в Поднебесную, когда в стране могут произойти кардинальные политические сдвиги, — недопустимая роскошь. Хотя, с другой стороны, можно было бы дистанцироваться от бурных разборок в парламенте, которые, скорее всего, начнутся 25 марта. «Наша Украина» и Блок Юлии Тимошенко, которые подписали политический «брачный контракт», готовятся ложиться на «рельсы» конституционного поезда и выразили готовность вывести под стены Верховной Рады своих сторонников. В таких условиях лучше держаться от подобной «заварухи» подальше. Первый вице-спикер Адам Мартынюк, похоже, был готов провести судьбоносное заседание парламента в одиночку. Без Литвина. Но спикер решил остаться в стране. Его можно понять. Уехал из президентско-парламентской республики, а вернулся в страну с парламентско-президентской формой правления. И главное, все произошло без него. Наверное, ему не хочется быть чужим на празднике жизни. «Выпасть» из процесса равносильно потере политического лица. Один раз обошлись без главы ВР, второй… Создается опасная традиция. И поскольку Литвин остается на своем посту, то он теперь является главным парламентским стрелочником. Во всяком случае, именно от него теперь зависят сроки проведения реформы.

А обладатель «гарантийного талона» — Виктор Янукович — пребывает в тяжелых раздумьях. С одной стороны, хорошо быть премьером в почти парламентской республике. В соответствии с новым вариантом Основного Закона, глава правительства складывает свои полномочия лишь перед «свежеизбранным» составом Верховной Рады. Другими словами, его как бы не волнует смена президента. Большинство в ВР есть? Есть. Парламентско-правительственную коалицию создали? Угу. Программу Кабмина на 2004 год утвердили? Да. И зачем, спрашивается, идти на президентские выборы? Но, с другой стороны, почему бы ни направить «бронепоезд» на прорыв, круша реформаторские потуги и ориентируясь лишь на победу в борьбе за главное кресло страны? Дилемма, однако. Вот и витает по парламентским кулуарам слушок: донецкие собираются валить реформу. Их «заклятые друзья» — объединенные эсдеки — пытаются успокоить премьера. Дескать, работать нам придется вместе. Выбора нет. По крайней мере до 2006 года. Вот и «талон» тебе выписали. Волноваться не надо. Но Виктор Федорович нервничает…

…Станет ли 25 марта переломным днем в политической истории Украины? Не исключено. Если дело дойдет до голосования, то этот момент станет решающим для трех Викторов: Януковича, Ющенко и Медведчука. Виктор Федорович должен определиться со своим премьерством, Виктор Андреевич — задуматься над бренностью всего сущего, а Виктор Владимирович — решить, где его место…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам