Прозрачные урны

Голосования в парламенте редко бывают рекордными. Больших показателей традиционно ждут в нескольких случаях: бюджет, программа/утверждение Кабмина, назначение «президентских» креатур, вроде генпрокурора, лишение депутатской неприкосновенности, et cetera. Короче говоря, чтобы добиться депутатского аншлага, необходимо очень сильно постараться. Тем не менее, закон о выборах президента, который накануне старта кампании-2004 без преувеличения стоит назвать судьбоносным, получил в ВР «урожай» в виде поддержки четырех сотен законодателей: ровно столько согласились с тем, что 31 октября 2004 года избирать лидера нации следует по новым правилам…
Их достаточно много, но мы остановимся только на ключевых моментах. И заодно отметим, что все предложенные изменения направлены на то, чтобы сделать выборы чисто европейскими: прозрачными, открытыми, демократичными. В частности, урны для бюллетеней будут прозрачными, словно аквариумы. Все буквально в духе установок Виктора Ющенко, чья фракция сперва отчаянно сопротивлялась принятию этого документа, а потом сдалась, как Аджария Грузии. А что делать, если все действительно чисто, как в колумбарии?

Итак, вот перечень новаций, который внимательно следует изучить как минимум 5-6 людям в Украине.

1) Прелюдия кандидатов в президенты теперь будет короче. Проще говоря, сроки агитации доверчивого электората существенно «обрезаны»: со 180 дней до 120. То есть признаний в любви к народу и клятв в верности будет на два месяца меньше. Хорошо это или плохо? Скорей хорошо, потому что затянувшаяся прелюдия утомляет, как правило, обе стороны. Хочется приблизить конец.

2) Выдвиженцы будут по большей части партийными – это бесспорно. Новый закон предусмотрел такую норму, хотя и самовыдвиженцев в правах не ограничивают. Но, учитывая растущую роль партий (принятие закона о пропорциональных выборах, в частности), все внимание будет приковано к кандидатам с партбилетом в кармане. Таких насчитывается несколько: Александр Мороз (СПУ), Петр Симоненко (Компартия), Виктор Янукович (ПРУ), Виктор Ющенко (типа беспартийный), Сергей Тигипко («Трудовая Украина»). Это высшая партийная лига соискателей президентского кресла, и несложно заметить, что только Виктор Андреевич среди них является «белой вороной». Понятно, что главный «НУдист» сильно рассчитывает на роль личности в истории. А, кроме того, его «отец» Леонид Кучма дважды выиграл президентские выборы исключительно на своей беспартийности, равноудаленности от всех политических групп. Но времена меняются… Поэтому не исключено, что Ющенко-2004 будет выступать как лидер Европейской партии нового типа, над созданием которой сейчас раздумывает окружение ВЮ.

Кроме того, есть и финансовый стимул для усиления партийной роли кандидата. Согласно закону, фонд партийного кандидата (который, кстати, составляет около 2 миллионов долларов) в случае его выхода во второй тур увеличивается где-то на 600.000 у.е. Но если достичь победы не удастся, все не истраченные средства снова возвращаются в партийную кассу. Это справедливо, поскольку на кандидата, как на лошадь, делают ставки его окруженцы. Сам потенциальный президент не в состоянии оплатить всю избирательную машину. Это дорогое удовольствие. Сами посчитайте, во сколько обойдется общенациональная кампания, если «завалящий» округ стоит солидным людям от 1 до 2 миллионов «баксов». Итог? Надо скидываться. Как правило, делать это приходится владельцам заводов, газет, пароходов, составляющих ближний круг того или иного лидера. Что касается одиночек-2004, то тут все гораздо хуже. Не то чтобы в стране не было богатых людей, но проблема в том, что самовыдвиженцам деньги не возвращают – все остатки идут в государственный бюджет. Понятно, что такой подход заставит задуматься: вложить в себя или вложить в партию, в смысле в ее создание?

3) И еще раз о деньгах. В 1999 году претенденту на роль лидера Украины в качестве подтверждения серьезности намерений и общенациональной поддержки достаточно было представить в ЦИК определенное количество подписей (если не ошибаюсь, 3 миллиона). После сверки автографов кандидата регистрировали. Теперь все наоборот: сначала регистрация в Центризбиркоме, а потом уже погоня за факсимиле маленьких украинцев. Условия: если в течение двух недель зарегистрированный товарищ не представит вещественных доказательств всенародной любви – 500 тысяч подписей из 2/3 областей Украины, – то не видать ему президентства как своих ушей уже на стадии регистрации. Есть еще один нюанс: запрещено собирать подписи на предприятиях, организациях, в колхозах и прочих местах скопления электората. А, кроме того, ситуация усугубляется необходимостью в комплекте с подписями вносить и денежный залог, причем немалый – 500.000 гривен. Пока не совсем ясно, как они будут совмещаться, и вообще непонятно, зачем подписи, если есть залог, и к чему деньги, когда есть подписи? Видимо, это превентивная мера, направленная на отсев типов, мешающих достойным людям вести конкурентную борьбу. Желающим испортить предвыборные месяцы «титанам» придется приготовиться к тому, что если их поход во власть не завершится поддержкой как минимум 7% симпатиков, вложенные средства пропадают. Впрочем, это немногих остановит. Дублеры, однофамильцы и т.д. не будут «башлять» из своего кармана: для этого есть более серьезные люди, готовые рассчитаться наличными за недобор нескольких процентов основными соперниками кампании-2004. Поэтому введение денежного залога скорей помогает открыто, за деньги «мочить» конкурентов, причем легальным способом. Меньше времени уходит на судебные разборки, прессу, эти разборки освещающую или замалчивающую. Все прозрачно: заплатил и можешь без зазрения совести «обливать грязью», «подкалывать» или просто «топить» топ-кандидатов.

Но самое главное даже не в этом, а в том, что столь редкое в парламенте единодушие по поводу введения в действие данного закона говорит о том, что документ этот по большому счету перестал быть кому-либо интересен. Он не интересен главе государства Леониду Кучме, чья администрация, по признанию депутата-социалиста Рудьковского, практически не вмешивалась в подготовку законопроекта. Могло ли такое быть, к примеру, еще четыре года назад? Конечно же, нет. Теперь же такое невнимание со стороны Леонида Даниловича означает не только отказ от варианта «третий срок». Оно свидетельствует и о том, что политические группы не слишком озабочены проектом «президент-2004», потому что «переключились» на политическую реформу и связанные с ней последствия: усиление роли премьера в новой системе власти и пропорциональные выборы в следующий парламент.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам