Послесловие к похищению

В последнее время украинцы стали регулярно фигурировать в сводках о резонансных происшествиях. По несчастливому совпадению они оказываются в мадридских поездах и архангельском доме, взорванных террористами. И не только там. В Чехии внимание общественности приковано к судебному процессу над тремя выходцами из Западной Украины, похитившими год назад восьмилетнюю дочь известного ювелира. Подсудимым грозит лишение свободы от 5 до 12 лет. А украинским властям – выяснение отношений с иммиграционными службами стран ЕС.

История похищения, выкупа и счастливого спасения ребенка – удивительна и неправдоподобна. Вкратце ее описывали многие СМИ, но подробностей не знает никто, кроме следователей и участников драмы. Внешне сюжет выглядит примитивно: четыре украинца похитили дочь торговца драгоценностями и владельца замка в Купаровицах, когда она ехала с шофёром в школу. Девочку держали 24 часа, хотели 5 млн. крон ($190 тыс.), в противном случае угрожали отрезать ей голову. В конце концов, у них сдали нервы, и ребенка просто отпустили.

Но если присматриваться к деталям, то история превращается в настоящий детектив. Группу преступников возглавлял некий Васил Гарастей, некоторые из подозреваемых работали на предприятии отца похищенной девочки. Между ними и хозяином ювелирного производства возник конфликт, суть которого в прессу не просочилась. Но можно предположить, что спор касался денег: то ли заработанных, то ли украденных. Нам этого знать, увы, не дано. Поэтому рассмотрим хронику событий.

20 мая 2003 года, переодевшись в спецодежду рабочих по ремонту дорог, они остановили автомобиль, в котором водитель бизнесмена вез дочку своего шефа в школу в городе Брно. Избив водителя, злоумышленники забрали девочку и отвезли ее в лес, где держали в заранее подготовленной палатке. Информацию о том, что в случае невыплаты выкупа выходцы из Закарпатья угрожали отрезать ребенку голову передало радио «Прага». Официальной информации следствия на сей счет нет. Впрочем, в обвинительном заключении помимо киднеппинга, фигурирует шантаж. Поэтому можно предположить, что угроза «отрезания головы» входит в число предъявленных обвинений.

Дальше сведения начинают противоречить друг другу. По одной версии, на следующий день маленькой девочке удалось убежать от больших и злобных мужиков. По другой версии, девочку, которую преступники прятали в палатке в лесу, спасла чешская полиция. По третьей, испугавшись разоблачения, украинцы бросили девочку на произвол судьбы в лесу и попытались скрыться. Интересная деталь – ни на одну из встреч для передачи денег похитители не пришли. Почему? Арест группы четырех состоялся, спустя неделю после случившегося — 30 мая 2003 года. Однако через некоторое время в деле появился пятый фигурант – по всей видимости, это человек, которого подельники назвали организатором преступления.

Такова сюжетная линия этой драмы. Теперь о том, что осталось за кадром. Год назад, в пражской тюрьме Панкрац прошла очередная массовая голодовка заключенных, в основном выходцев из бывшего Советского Союза. С помощью голодовки заключенные решили выразить протест против медленного рассмотрения их дел судебными властями и обратить внимание на нарушения прав человека и дискриминацию иностранцев в чешских тюрьмах.

Следует отметить, что дискриминации в Чехии подвергаются не только заключенные из СНГ, но и «новые остарбайтеры». Причем, если в Польше или Венгрии недоброжелательное отношение к украинским «заробитчанам» проблема преимущественно бытовая, то в Чехии – идеологическая.

На биржах труда Чехии ежегодно регистрируются 5000 — 7000 украинцев, которые работают на основе обычного разрешения на работу. Десятки тысячи других работают нелегально. Общее количество может достигать 200 тысяч человек. Украинцев нанимают фирмы на строительство различных объектов и на другие подсобные работы. Окупается труд украинских рабочих очень быстро, так как им за аналогичную работу можно платить меньше, чем чехам. Мужчины зарабатывают 35-40 крон в час, женщины получают иногда на 10 крон меньше. В последние годы украинцам для посещения Чешской Республики нужна виза. Хозяева строительных фирм уже отметили, что введение виз создало для них определенные проблемы. Все необходимые неквалифицированные работы выполняли украинские рабочие, заменить их тяжело. Ведь чехи не привыкли работать в выходные, иногда до глубокой ночи, кроме того, за очень небольшие деньги. Поэтому расширяется черный рынок труда, с которым борется полиция по делам иностранцев. Внезапные проверки проходят в общежитиях, где временно проживают украинцы, на стройках, в барах и ресторанах.

При этом местные СМИ, как показывают специальные мониторинговые исследования, «затапливают» умы сограждан негативом о нелегалах. По результатам соцопросов большинство телезрителей, читателей и радиослушателей подвержены ксенофобии (конкретным данным в этом плане посвящено отдельное исследование) и относятся к услышанному и увиденному соответственно — налицо социальный заказ.

При этом, как показывает статистика, большинство преступлений в Чехии совершается чехами, а полиция в принципе не ведет учет национальности людей, которые совершают преступления, потому что, согласно правительственному распоряжению, это запрещено. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что выходцы из бывшего СССР в уголовных преступлениях в Чехии имеют значительную долю. Самые распространенные из совершаемым ими преступлений — квартирные и карманные кражи, угоны автомобилей. Причем, чаще всего они направлены против своих же соотечественников.

Между тем образ «страшного украинца» давит на умы не только читателей бульварной прессы, но и судейского корпуса. Широкий резонанс приобрела история винничанина Виктора Ясинского, которого суд Прага-1 Чешской Республики осудил по параграфу 249 Уголовного кодекса Чехии и потребовал от украинца оплатить свое пребывание в чешской тюрьме с 6 июля 1999 по 6 ноября 1999 года и возместить судебные издержки, что вместе составляет около 6000 чешских крон. При том, что за рубежом он никогда не был, а с 6 июля по 6 ноября 1999 года не сидел в чешской тюрьме, а добросовестно трудился на Родине, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке. Судя по всему, кто-то из задержанных украинцев представился Виктором Ясинским, и его осудили без удостоверения личности. Думаю, что если бы в подобную ситуацию попал американский или британский гражданин, с ним поступили бы аккуратнее…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам