Ключи от партийного рая

Все ближе и ближе конец, в смысле окончание конституционной реформы (К-реформы). 2 марта должно состояться голосование по законопроекту, который можно назвать ключом (или отмычкой) от двери, за которой открывается путь к… Например, к новому формату политической игры. Это закон о пропорциональных выборах народных депутатов. Возникла интересная ситуация: в принятии чистой «пропорционалки» наиболее заинтересована оппозиция, а представители парламентского большинства, которые должны пойти на уступку ради великой цели (К-реформы), меньше всего хотят и реформы, и изменения системы выборов.
Парадоксальность ключевого этапа конституционной реформации не сводится к противоречию между средством («пропорционалка») и целью (парламентская форма правления). Действительно, очень трудно объяснить 175 мажоритарщикам, которые сегодня входят в парламентское большинство, что они должны «смирить одномандатную гордыню» и возлюбить партии как себя самого. Сразу же нарываешься на следующие контраргументы:

· «да я у себя на округе реально помогаю всем, дома строю, газ подвожу, старушек через дорогу перевожу». Это к тому, что власть должна быть не абстрактной (партийной), а персонализированной;

· в Украине ни одна из партий не пользуется широкой поддержкой народа (далее идут ссылки на данные социологических исследований), поэтому отдавать законодательный орган власти на откуп непонятно кому нельзя;

· вы же помните, как формировались партийные списки в 2002 году? Это же был произвол партийных бонз. В первую десятку попадали только те, кто занимал «позу верности», или же хорошо платил;

· Верховная Рада окажется раздробленной на мелкие партийные фракции, которые не способны отражать действительные интересы народа.

Так думают почти все мажоритарщики. В том числе и те, кто входит во фракцию «Наша Украина». Там произошло негласное деление на «белых» (одномандатники) и «негров» (списочники). Первые чувствуют себя достаточно уверенно, не перетруждают себя борьбой с режимом, позволяя себе достаточно пассивно относиться к текущей политической ситуации. Вторые же вынуждены отрабатывать свое списочное содержание по полной программе: изображать клоунов во время блокады парламентских заседаний, врываться в административные здания, сопровождать Виктора Ющенко во время немногочисленных вылазок в регионы.

Ради К-реформы мажоритарные одномандатники должны добровольно отказаться от иллюзии политической независимости. Дескать, при любых раскладах я сумею «прикупить» округ и стану депутатом. А что получат взамен? Вот это самый болезненный вопрос. Партийные списки не резиновые. Нет, конечно, когда простой мажоритарщик приходит к лидеру (лидерам) парламентской фракции и просит место в проходной части партсписка (первая десятка, двадцатка), то ему все обещают. И даже называют порядковый номер. Допустим, девять. Слегка успокоенный одномандатник идет агитировать своего коллегу голосовать за конституционный законопроект и выясняет, что у того такой же номер (девять). В душу закрадывается нехорошее предчувствие. «Кинули»…

Постоянный представитель президента Александр Задорожный больше других осознает всю степень опасности «бунта мажоритарщиков». Они ведь могут легко похоронить все. И что ты с ними будешь делать? Чем ближе к выборам, те меньше рычагов влияния на поведение одномандатных парламентариев. Поэтому он и предлагает снизить «проходной барьер» в Верховную Раду с четырех до одного процента. В таком случае появляется теоретическая возможность «катапультировать» ряд «большевиков» из нынешнего состава ВР в следующий с помощью небольших партий. Оппозиция, естественно, против. Социалисты, коммунисты и «тимошенковцы» понимают, что снижение барьера приведет к размыванию их «политической идентичности». В случае снижения «уровня проходимости» в следующий состав Верховной Рады могут попасть клоны КПУ (КПУ(обновленная), КПРС), непримиримая «соратница» Мороза Наталия Витренко, еще более радикальная, чем Тимошенко, партструктура (допустим «Суперотечество – вся Украина). Поэтому в качестве компромиссного варианта обсуждается план снижения процентного барьера до 3% и увеличение его до 6% для политических блоков. Три процента теоретически позволяют 3-5 партийным структурам попасть в 2006 году в парламент. А рубеж в 6% для блоков должен стимулировать партийное строительство. В частности, помочь Виктору Ющенко побыстрее превратить свой блок в европейскую партию и, если повезет, остаться за чертой парламентских призеров в 2006 году. Но это так, шутка…

Пикантность ситуации заключается также в том, что «Нашей Украине» выгодно голосовать за снижение «избирательного ценза». «НУ» в 2002 году победила в номинации «пропорциональные выборы», и ряд аналитиков этой структуры предсказывают, что в случае введения чистой пропорционалки акции «Нашей Украины» взлетят до небес. Следовательно, «нашеукраинцы» должны все, как один, проголосовать за какой-нибудь пропорциональный закон. Но, как всегда, фракция Ющенко попадает в сложную ситуацию.

Во-первых, участие «НУ» в голосовании открывает дорогу к реализации конституционной реформы. Сначала с помощью Виктора Андреевича, коммунистов и части большинства ликвидируется мажоритарка, а затем «кинутых» одномандатников дожимают кризисные менеджеры. Мол, чего уж там сопли распускать. Так получилось.

Во-вторых, отказаться от голосования по пропорционалке тоже не с руки. Столько сражались за введение партийной модели выборов, исписали тонны бумаги о тотальном засилии административного ресурса, а в последний момент взяли и «соскочили» с темы. Конечно, Виктора Андреевича легко понять: с одной стороны, он боится, что его «разведут». Скажут – голосуй, все равно «большевики» намерены этот закон валить, а ты, Витя, лицо сохранишь. Политическое. Он проголосует, и вдруг на табло возникнет заветная цифра – 226. Или же наоборот: не проголосует, а все остальные – за. Опять мимо политических нот попал.

В-третьих, не все так просто с абсолютной победой «Нашей Украины» на пропорциональных выборах. Допустим, Ющенко становится президентом. Он явно не Путин, и поэтому «Наша Украина», лишенная псевдохаризматика, а также сильно обиженная при дележе портфелей, не в состоянии повторить подвиг «единороссов» на выборах в Госдуму. Скажем больше: «НУ» запросто расколется на пять-шесть-семь партий, в том числе и единую европейскую (ЕЕ), которые пойдут на выборы в одиночку и там погибнут. Так, может, лучше валить пропорционалку в надежде, что затем К-реформа завалится?

И напоследок выражаем искреннее сочувствие потенциальным жертвам конституционной модернизации. Иногда обстоятельства сильнее нас…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам