"Черная молния"

В одном из комментариев к Играм 1932 года в Лос-Анджелесе немецкая газета «Фелькишер беобахтер» писала: «Неграм нечего делать на Олимпиаде… Это беспримерное оскорбление и бесчестье для олимпийской идеи, и древние греки перевернулись бы в гробу, если бы узнали, во что превратили современные люди их священные национальные Игры… Следующие Олимпийские игры состоятся в 1936 году в Берлине. Мы надеемся, что лица, занимающие ответственные посты, знают, в чем состоит их долг. Черные должны быть отлучены. Мы ждем этого». Они дождались. Олимпиада в Берлине в спортивном плане вошла в историю прежде всего как Олимпиада «черной молнии» — темнокожего американца Джесси Оуэнса.
Олимпиада в Берлине открылась 2 августа 1936 года. А накануне Йозеф Геббельс в «Олимпия цайтунг» написал буквально следующее: «Мы всем им покажем тот мир, который обретен нами». Во время Игр Берлин был «украшен» флагами со свастикой. Весьма показательным стал и тот факт, что из состава участников Олимпийских игр был исключен обладатель серебряной олимпийской медали 1924 года в беге на 800 метров швейцарец Поль Мартен: нацисты в олимпийской деревне, которая, кстати, имела лицемерное название «деревня мира», обнаружили, что он является… женихом еврейки. Они утверждали, что их главной задачей было создание нового поколения «олимпийских детей», которые появятся у супружеских пар из найденных «арийцев» и представительниц «Союза немецких девушек». Только так можно было, по их мнению, умножить число светловолосых и голубоглазых, а стало быть, совершенных людей. Через девять лет главный из них трясущимися руками вместе с любимой псиной трусливо глотал пилюли с ядом. Ну да Бог с ними — с «совершенными»… Вернемся к спорту.

Немцы привезли в Берлин легендарного Спироса Луиса — олимпийского чемпиона Афин-1896 в марафонском беге. Он появился на стадионе в национальной греческой одежде, что, по мнению нацистов, должно было символизировать возврат древних греков. Посоревноваться в Берлин съехалось 4066 спортсменов из 49 стран. Впервые приехали спортсмены из Афганистана, с Бермудских островов, из Боливии, Коста-Рики, Лихтенштейна, Перу. Самую многочисленную команду выставили хозяева — 406 человек. Они участвовали во всех видах программы и решили любой ценой стать первыми в общекомандном зачете. В рамках Олимпиады был организован конкурс искусств, на котором большинство золотых медалей (5 из 9) присудили, естественно, немецким участникам. Все это позволило команде Германии занять общее первое место по числу завоеванных медалей. Первым олимпийским чемпионом на этих Играх, причем с новым рекордом, стал немец Ганс Вельке в состязании по толканию ядра. Он, кстати, стал первым из граждан Германии за всю историю Олимпийских игр, завоевавшим «золото» в легкой атлетике. Это послужило поводом для местных газет поднять самую настоящую истерику в связи с «приходом эры превосходства арийской расы в спорте». Но афро-американцы сборной США расставили все на свои места: темнокожие атлеты заняли шесть первых мест, три вторых и два третьих. Лучшим же из лучших стал Джесси Оуэнс. Фашистские идеологи вынуждены были признать это.

Пожалуй, не было в истории легкой атлетики никого, кто мог бы сравниться с ним. На Олимпиаде в Берлине он завоевал четыре золотые медали, и это считают вершиной его спортивной карьеры. Но подлинным достижением можно назвать соревнования, в которых он принимал участие 25 мая 1935 года. Выступая в этот день на состязаниях в городке Анн-Арбор (штат Мичиган), Оуэнс установил пять (!) мировых рекордов и еще один рекорд повторил через 45 минут! Мир никогда не видел ничего подобного! Его рекорды в спринте продержались до Олимпиады 1964 года, а в прыжках в длину — двадцать пять лет. В «Зале легкоатлетической славы» (США) во время опроса спортивных журналистов Америки Джесси Оуэнс был назван «величайшим» спортсменом. Сам он родом из Кливленда. Свой первый рекорд установил в четырнадцать лет. Совершенно не разбираясь в технике легкой атлетики, он пробежал 220 ярдов за 22,9 секунды. Это был удивительный для новичка результат, и тренер Чарльз Рилей даже решил, что у него испортился секундомер… В Берлин Оуэнс приехал уже довольно известным. Его манера бега была очень необычной: супербыстрый старт, потом замедление, потом снова рывок. Складывалось впечатление, что он никогда не бежит в полную силу.

Он побеждает на стометровке, словно играючи. По церемониалу, он должен был подняться в ложу фюрера. Но Оуэнс там не появился. То ли потому что Гитлер дал понять, что не хочет его там видеть, то ли потому что сам Джесси считал это ниже своего достоинства. Настоящий спектакль разыгрался во время соревнований по прыжкам в длину. Главным соперником Оуэнса был немецкий легкоатлет Лутц Лонг, который впоследствии погиб во время Второй мировой войны. В своей последней попытке Лонг совершает великолепный прыжок — 7 метров 87 сантиметров. Олимпийский рекорд, установленный на предварительном этапе Оуэнсом, побит на 4 сантиметра. Под грохот бешеных аплодисментов Лонг вытягивается и вскидывает руку в нацистском приветствии своему фюреру. Но еще есть попытка у Джесси. Он показывает просто фантастический результат — 8 метров 6 сантиметров! Германию «умыли» во второй раз. При этом Джесси искренне считает Лонга своим другом.

На следующий день — финал забега на 200 метров. Перед стартом Джесси Оуэнс жмет руки своим соперникам и по-доброму желает им удачи. Во время его бега кажется, что противники стоят на месте. Результат Оуэнса — 20,7 секунды. Еще один новый олимпийский рекорд. А через три дня в финале эстафеты 4×100 метров Джесси заработал свою четвертую золотую медаль, установив с товарищами по команде новый мировой рекорд — 39,8 секунды. Этот результат был побит лишь через двадцать лет. Возмущенный фюрер покинул стадион, когда увидел, что негритянский спортсмен завоевал четвертую золотую медаль — больше, чем все «совершенные» атлеты, вместе взятые.

Помимо золотых медалей, чемпионы Олимпийских игр в Берлине получали… четыре маленьких саженца дуба. Сейчас они — более девяти метров высотой и растут в Кливленде. Один — в саду у родителей Оуэнса, два — в кливлендских школах, где учился Джесси, четвертый — на аллее университета штата Огайо.

Спустя пятнадцать лет после своего триумфа Джесси вернулся в Берлин. Он сопровождал знаменитую баскетбольно-цирковую команду «Гарлем-Глобтроттерс». Во время его появления берлинский Дворец спорта стоя приветствовал его. Оуэнс не забыл навестить семью погибшего Лутца Лонга, долго беседовал с его сыном. «В эти минуты, — говорил Оуэнс, — я вспоминаю прежде всего своего великого противника в олимпийской борьбе, моего доброго товарища Лутца Лонга, которого бессмысленная война вырвала из наших рядов. Помня о нем и зная его судьбу, я призываю всех отцов и матерей: в этом многострадальном мире снова говорят о войне. Бог дал нам жизнь, чтобы в мире создавать ценности. Я призываю всех родителей подумать о самом драгоценном — их детях, чтобы никогда они не пали жертвами войны…».

В соревнованиях по прыжкам в воду как среди мужчин, так и среди женщин лучшими были американцы. Они завоевали по пять медалей из шести, уступив только по одной бронзовой в прыжках с вышки. В состязаниях по прыжкам с трамплина среди женщин выиграла 13-летняя Маджори Гестринг. Она стала самой молодой олимпийской чемпионкой. А венгерский ватерполист Оливер Хэлэсси завоевал свою третью медаль. В этом, может быть, и не было бы ничего невероятного, если бы не одно «но»: после автомобильной катастрофы ему ампутировали ногу… Три золотые медали в велосипедном спорте оказались на счету француза Шарпантье — в шоссейной гонке в личном и командном первенстве, а также в командной гонке преследования на дистанции 4000 м. Героем турнира фехтовальщиков стал итальянский спортсмен Гаудини, который получил две золотые медали в личных и командных соревнованиях рапиристов, а также в составе команды саблистов стал серебряным призером. Этот спортсмен с успехом выступал на Олимпиаде 1928 года, завоевав золотую и бронзовую медали, и на Играх 1932 года — три серебряные и бронзовую медали, в период с 1929-го по 1938 год он 10 раз становился чемпионом мира по фехтованию на рапирах, из них дважды — в личном первенстве. Английский гребец Джек Бересфорд установил рекорд, завоевав свою пятую олимпийскую медаль.

После золотых медалей на лодке-одиночке в 1924 году и на четверке в 1932 году, серебряных на одиночке в 1920-м и на восьмерке в 1928 году он добавил еще одну золотую медаль на двойке. Многие ведущие футбольные команды планеты не участвовали в олимпийском турнире в Берлине. В столицу Германии не приехали южноамериканцы, французы, испанцы, бельгийцы и швейцарцы. Победителями в итоге стали итальянцы, обыгравшие в финале австрийцев со счетом 2:1. Берлинская Олимпиада вошла в историю как первая, которая транслировалась по телевидению. Двадцать пять больших экранов были установлены в различных местах в Берлине, и люди могли свободно смотреть за ходом Олимпийских игр.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам