Канун трансформации

Первая в этом году пресс-конференция Президента Украины Леонида Кучмы, как бы кто к ней ни относился, была не просто нужна, а необходима. Как воздух. В том плане, разумеется, чтобы все — и провластные силы, и оппозиция — могли понять, чем же им дышать в такой переломный момент, как конституционная реформа, которая, как невидимое НЛО, зависла над Украиной. Мало кто ее (реформу) видел воочию, но все знают: витает, зазеваешься — может затянуть в приятное неизведанное. Или наоборот — надолго лишить «прекрасного далека».

Вот глава страны и выступил эдаким конституционным «уфологом» широкого профиля, разъясняющим сомневающимся, утверждающим в вере колеблющихся и наставляющим на путь истинный заблудших, а также приглашающим желающих вскочить на ступеньку последнего вагона уходящего поезда. Видимо, Президент что-то знает об этих желающих, ибо был как никогда спокоен и остро язвителен, когда речь заходила о противниках реформы из числа политсил, именующих себя «оппозицией».

Короче, во-первых, Кучма еще раз заверил всех, что хоть идея изменить Конституцию страны и сделать систему власти в Украине более соответствующей европейским стандартам и не принадлежит ему, но именно он является главным действующим лицом происходящих трансформаций. «Реформа необходима, она — наш главный приоритет», — сказал Президент. А любителей свалить вину за реформу на главу его администрации Виктора Медведчука (мол, этот интриган хочет пролонгировать сложившиеся расклады и после выборов) Кучма просветил: дескать, Виктор Владимирович — юрист-конституционалист, даже диссертацию на эту тему писал, вот пусть и поработает по теме. И человек, как видим, трудится. Да еще как!

Во-вторых, Кучма подтвердил, что не будет баллотироваться на третий срок, а уже практически создал свой фонд, в котором собирается после ухода с поста заняться «спокойной политикой» и «говорить все и обо всех». И согласитесь, это интересно было бы послушать. Хотя бы для того, чтобы постфактум узнать, что же происходит со страной, в которой, например, со страшной силой растет ВВП, но пользу от этого ощущают немногие. Не желает президент идти и на должность премьера, который после реформы получит новые, значительно расширенные полномочия. Идти в правительство на 1,5 года, до парламентских выборов 2006 года, которые могут изменить конфигурацию сил в Верховной Раде, неразумно — таков основной аргумент карьерной «скромности» главы государства.

В-третьих, Президент заверил всех, что не собирается менять ни правительство, ни его главу Виктора Януковича. Вообще, глава государства вновь подтвердил свою оценку нынешнего кабинета как «самого успешного за все годы независимости». По результатам работы, естественно. А посему Кучма и не видит ни причин, ни логики в смене министров и их предводителя, которые к тому же подписали политическое соглашение о сотрудничестве с парламентским большинством, срочно переименованным в парламентскую коалицию. Не верит глава государства и в то, что в апреле, когда истечет год со дня принятия программы деятельности КМУ и у него исчезнет парламентский иммунитет, министры и премьер будут отправлены в отставку. «Логики в этом нет», — кратко резюмировал Кучма. Более того, Президент, по его словам, готов «формализовать эти отношения» и через четыре месяца после успешного голосования в ВР по конституционной реформе. То есть еще до новых президентских выборов внедрить в жизнь измененные положения Конституции об обязательном создании парламентской коалиции и утверждении ею, коалицией, нового кабинета и нового премьера. Кучме они известны: это Янукович с нынешним набором министров, предложенных фракциями «большевиков», и сами эти фракции, спаянные в коалицию.

В-четвертых, глава страны спокойно относится к выдвижению единого кандидата в президенты как от провластных сил, так и от оппозиции. Его это не пугает. Как — вопреки обвинениям в его адрес — не беспокоит и избрание президента всенародным голосованием. «Это было и остается моей позицией», — подчеркнул он. Но все же, отказавшись как называть имя провластного единого кандидата, так и комментировать действия оппозиции в этом направлении, Кучма воздержался называть какие-либо имена. А лишь отделался шуткой: «В Верховной Раде в кого пальцем ни ткни — тот и кандидат». И рассказал умильную историю о том, как к нему приходил лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко и пытался разузнать, собирается ли президент еще раз баллотироваться и будут ли президентские выборы всенародными. «Успокойся, Виктор, и другим намекни, чтобы не волновались», — якобы сказал тогда Леонид Данилович. А все помнят, как Виктор Андреевич надувал щеки от важности после общения с главой государства (еще бы — приняли, не побрезговали!) и все намекал, намекал. Но вот на что именно, так и осталось загадкой…

А зря. Ибо спокойствие Президента должно было бы натолкнуть заинтересованных как минимум на два главных вывода. Первый: Кучма уверен — конституционная реформа состоится и выполнит свое главное предназначение. А именно — сохранит и продлит статус-кво в политике и экономике Украины и после президентских выборов этого года. Потому что центры власти будут перемещены, а полномочия между ними перераспределены так, что ничего серьезного не изменится, а все, кому нужно, останутся на своих местах и будут заниматься прежним делом. Но уже в новых условиях — большей и совместной ответственности парламентской коалиции и созданного ею правительства за все результаты работы. Эта совместная ответственность для Президента — главный аргумент в пользу реформы. Кроме того, Президент повторил и свой второй излюбленный и беспроигрышный аргумент. «Для меня главное — сохранение стабильности в стране и обществе», — сказал он. Вот эта стабильность и будет сохранена. Несмотря на все усилия представителей оппозиции сорвать изменение Основного Закона и оставить неизменными полномочия главы государства, место которого они уже «отмерили» своему Ющенко: он-де все и поделает по-новому: кого надо — накажет, чью надо собственность — переделит и т. д. Кучма эти цели оппозиции понимает и ее действия охарактеризовал очень метко: «Вот они, как вшивцы за кожух, и вцепились в полномочия».

Второй вывод заключается в том, что Кучма все же готов и к неожиданностям. К любым. Включая и провал конституционной реформы. Заявляя, что Янукович был и остается премьером, которого он хочет видеть до конца своих полномочий, Президент все же сделал, на мой взгляд, существенную и много разъясняющую оговорку: «Если не случится каких-либо катаклизмов». А что еще может быть большим катаклизмом, чем срыв реформы? Но и в этом случае «противоядие» готово — тот же Янукович станет единым кандидатом в президенты, как заметил Кучма, «не от власти, а от парламентского большинства». «Они же подписали соглашение», — сказал Президент. И остается только проверить крепость поставленных автографов…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам