27 лет над бездной

Первому чемпиону мира Вильгельму Стейницу для завоевания титула сильнейшего шахматиста планеты потребовалось почти четверть века. Эммануил Ласкер сделал это всего за 5 лет и удерживал мировую шахматную корону на протяжении 27 лет. Он одним из первых понял, что шахматы — это прежде всего игра и играют в нее живые люди. И бороться в ходе партии надо не только с фигурами, но и с человеком, с его характером. Несмотря на то что Ласкер большинство своих побед одерживал, как говорится, на «морально-волевых», он оставался очень тактичным. Экономка Зигмунда Фрейда Паула Фихтль вспоминала: «Однажды к нам в гости зашел доктор Ласкер. Он мне сразу понравился. Когда пил кофе, то клал в стакан всего одну ложку сахара, да и то неполную — сразу было видно — воспитанный человек».
Будущий чемпион мира Ласкер родился 14 декабря 1868 года в Берлинхене, Германия (ныне Барлинек, Польша), в семье кантора местной синагоги. C детства Эммануил проявлял необычайные способности к математическим наукам. В 12-летнем возрасте родители отправили его в Берлин к старшему брату, который познакомил Эммануила с шахматами. До окончания гимназии в 1888 году Эммануил в равной степени увлекался математикой и шахматами. Однако увлечение со временем переросло в настоящую страсть, которая привела молодого Ласкера к победе в турнире 6-го конгресса Германского шахматного союза в Бреслау. По его итогам Эммануилу было присвоено звание мастера. Ради шахмат он бросает учебу и целиком отдается любимой игре, побеждая на различных турнирах, которые проводились в Вене, Берлине, Лондоне, Манчестере, Ливерпуле…

В конце 1892 года Ласкер отправляется в длительное турне по Америке. Там он побеждает чемпиона США по шахматам Шовальтера, а в конце 1893-го выигрывает со 100-процентным результатом турнир ведущих американских мастеров, опередив на 4,5 очка второго призера. Однако главная цель его поездки была иной — он вызвал на «бой» действующего чемпиона мира Стейница. Матч этот проходил в 1894 году в трех городах — Нью-Йорке, Филадельфии и Монреале. В шести партиях борьба была абсолютно равной. Но в седьмой Стейниц неожиданно потерпел поражение. Это был мощнейший психологический удар, последствия которого чемпион мира так и не смог преодолеть. Он проигрывает четыре партии подряд и в итоге снимает с себя корону чемпиона.

К сожалению, несмотря на эту победу, Ласкер так и не добился всеобщего признания. Слишком легко, а значит, незаслуженно, досталась корона 25-летнему шахматисту, полагали многие. Но вскоре от скептического отношения к нему не осталось и следа. Успехи следуют один за другим. В Петербурге (1895—1896), Нюрнберге (1896), Лондоне (1899), Париже (1900) — везде первые места. Как-то в одной из поездок в поезде к Ласкеру подсел любитель подвигать фигуры на доске и предложил сыграть несколько партий. Чемпион намеревался отдохнуть и поэтому сказал, что не хочет. Но попутчик не отставал и взялся играть без ферзя. Чтобы побыстрее отделаться от любителя, Ласкер быстро сдался. Но тот не успокоился и снова расставил фигуры. Тогда Ласкер решил проучить назойливого соседа. «Я все понял, — сказал он. — Ферзь мне только мешает, и я сам предпочел бы играть без него». Сосед по купе долго смеялся, но, проиграв следующую партию, остался в полном недоумении. Был его черед играть без ферзя, и опять Ласкер сдался. Но и с лишним ферзем его незадачливый партнер вновь быстро получил мат, так и не сообразив, что происходит. Дело кончилось тем, что любитель просто обезумел от такой игры, и на станции его, бедного, унесли на носилках санитары.

А когда Ласкер приехал в Париж и остановился в комфортабельном отеле, который ему посоветовал лондонский приятель, случилась еще одна забавная история. Оставив свой багаж, он отправился в кафе «Режанс», где и провел весь вечер. Было далеко за полночь, когда чемпион мира обнаружил, что забыл, как вернуться в отель. Переночевав у знакомого, утром он отправил в Лондон телеграмму с просьбой прислать ему адрес отеля. А тем временем купил карту Парижа и стал внимательно ее изучать. И наконец поиски увенчались успехом. Войдя же в свой номер, он заметил на столе телеграмму из Лондона: «Ласкеру. Париж, ул. Латур, 12. Ваш адрес: Париж, ул. Латур, 12». По рассеянности Ласкер отправил телеграмму без обратного адреса, и его приятель, добросовестный англичанин, наверное, никак не мог понять, в чем смысл этой загадочной просьбы.

Но вернемся к шахматам. Многим не нравился стиль его игры. Да, Ласкер играл без внешнего блеска. Более того, он нередко попадал в трудные положения, но в конце концов побеждал или в крайнем случае играл вничью. Пытаясь раскрыть секрет игры Ласкера, некоторые доходили до абсурда, утверждая, будто Ласкер гипнотизирует своих противников. Но причина заключалась в другом. Его игра была преисполнена воли, целеустремленности, жажды борьбы. Далекий расчет, не превзойденная в ту пору техника эндшпиля, готовность биться в любой обстановке, страстная воля к победе — вот что демонстрировал он на шахматной доске.

Ласкер был еще и философом (кстати, в 1902 году он защитил диссертацию по философии и математике), внесшим элементы этой науки в шахматы. Его новое понимание старых позиционных принципов, разработанных еще Стейницем, было тонким и мудрым. Он первым сделал психологию одним из аспектов шахматной борьбы, начал изучать не только партии будущих противников, но и их стиль, слабые и сильные стороны, излюбленные тактические и стратегические приемы. Гроссмейстер Рети писал, что, желая постичь тайну успеха Ласкера, он заново пересмотрел почти все партии чемпиона мира и перед ним открылось следующее: «Ласкер стремился направить партию в чуждое противнику русло и на этом пути, делая нередко намеренно слабые ходы, устремлял партию прямо к пропасти. Он тоже повисал над пропастью, но благодаря своей подавляющей силе умудрялся, удержавшись, сам сбросить своего противника в бездну». Таким образом, секрет фантастических успехов Ласкера не только в его выдающемся таланте, разносторонности, но и в самом подходе к шахматам как к непрерывной борьбе индивидуальностей. По натуре Ласкер был игроком в лучшем понимании этого слова. Ему были присущи такие качества, как порядочность, внимательность, доброта, коммуникабельность, юмор.

Когда группа участников нью-йоркского турнира 1924 года плыла на корабле в Америку, фрау Марта, супруга Ласкера, собрала в дорогу своему мужу не только необходимые книги, но и запасы продовольствия, в том числе вареные яйца с ее собственной птицефермы. На каждом яйце была написана дата, когда его надлежало съесть, и, кроме того, некое предписание, сообщение или полезный совет. По утрам за завтраком коллеги, улыбаясь, спрашивали Ласкера: «Какие сегодня новости от вашей жены?». Великий маэстро смотрел на соответствующую дату и с серьезным видом читал надпись на яйце: «Не забудь, пожалуйста, обо мне», или: «На сегодня норма курения выполнена», или, наконец: «Пришла пора отдать рубашку в стирку».

Ласкер за свою многолетнюю шахматную карьеру выступил в 24 крупных турнирах, в 13 из них он был первым, в двух делил лавры победителя, дважды был вторым, 3 раза третьим и только в конце шахматной карьеры, когда ему было уже за 60, занимал места за чертой призеров. Он провел свыше 20 матчей, в том числе семь за мировое первенство, и лишь в одном потерпел поражение и один закончил вничью. Ласкер считал, что умеет определять характер и способности человека по стилю игры. Однажды в Москве к нему подошла женщина и показала пожелтевший лист бумаги с какой-то старой партией.

— К сожалению, ничем не могу вас утешить, — откровенно сказал Ласкер. — Ваш родственник излишне упрям, плохой психолог, к тому же туповат и лишен чувства юмора. Боюсь, из него ничего не выйдет.

— Но ведь это ваша собственная партия, случайно попавшая ко мне, — рассмеялась женщина.

Ласкер ухмыльнулся, а потом на несколько секунд задумался и дал объяснение:

— Все правильно. Вот Капабланка меня и обыграл.

Да, в 1921 году Ласкер вынужден был уступить шахматную корону Капабланке. Все решили, что эра великого Эммануила кончилась, но в 1923 году он занял первое место на международном турнире в Моравской-Остраве, опередив целую группу сильнейших на то время шахматистов мира: Рети, Эйве, Тартаковера, Боголюбова, Тарраша, Шпильмана, Рубинштейна. Но самый большой триумф его ожидал спустя год в Нью-Йорке. Он блестяще провел турнир, опередив на полтора очка чемпиона мира — кубинца Хосе Рауля Капабланку. Через год он взял второй приз и на международном турнире в Москве, снова опередив Капабланку. После прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера Ласкер эмигрировал в Англию, затем полтора года (1935—1937) жил в Москве, но в разгар сталинских репрессий уехал к родственникам жены в США, где и умер 11 января 1941 года.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам