Один процент

У комедийного дуэта Моисеенко–Данильца есть фраза, которая в одночасье сделала их знаменитыми. Ну, вы все ее, конечно, помните: «Кролики – это не только ценный мех…». Если адаптировать это выражение к нынешним событиям в парламенте, то оно может звучать так: «Конституционная реформа – это не только 300 голосов, но еще и закон о пропорциональных выборах».
Как известно, принятия партийного закона требуют коммунисты – в качестве предоплаты. Для КПУ это принципиальный момент, поскольку выборы по партийным спискам гарантируют их присутствие в следующем составе Верховной Рады. По сути, это вопрос политического долгожительства «комми», а когда речь идет о жизни, торг неуместен. Проводить политическую реформу без участия коммунистов, в свою очередь, нереально, поскольку фракция Петра Симоненко обеспечивает именно то количество голосов, которого не хватает «большевикам», хоть ты тресни.

В принципе, условия, на которых «комми» предлагают сыграть, подходят некоторой части прогрессивно мыслящих депутатов. По крайней мере, тем, кто избирался по партийным спискам. Но есть еще такая «беда», как мажоритарщики. Это особая каста, которая зорко следит за своими электоральными привилегиями. Кроме того, они вложили и продолжают вкладывать в свой избирательный округ немалые деньги. Потеря всего и сразу может нанести этим людям непоправимую психологическую травму. Чтобы этого избежать, пытались придумать разные, менее травматичные способы избрания в следующий парламент. Одним из таких способов было предложение, которое коротко можно классифицировать как 75% на 25%. Имеется в виду, что большинство законодателей (три четверти от состава ВР) избирается все-таки списочно, а четверть остается в распоряжении мажоритарщиков. Понятно, что при такой схеме пройти по округу может себе позволить только очень состоятельный человек.

Еще один вариант, оформленный в виде закона о выборах Гавриша– Йоффе, предлагал сохранить все 450 округов, но баллотирующиеся кандидаты должны быть представителями политический партий. Инициаторы документа упирали на то, что так принято в Европе, но документ все равно не прошел: его поддержало не более 200 депутатов. Короче говоря, об электоральной схеме договориться так и не удалось. А время поджимает: вот-вот из КС вернется проект конституционных изменений 4105, принятый в первом чтении. Это означает, что следует делать новый шаг – принимать изменения в Основной закон в окончательной редакции. Как любит повторять социалист Юрий Луценко, «сказали «А», не будьте «Б».

Правда, перед этой процедурой нужно выполнить необходимое условие: решить вопрос о схеме следующих парламентских выборов таким образом, чтобы и коммунисты остались сыты, и мажоритарщики целы. Казалось бы, задачка не из легких. Но Виктор Медведчук, шеф президентской канцелярии и главный антикризисный менеджер, в очередной раз доказал, что не зря ест свой хлеб. Все гениальное – просто. И закон о выборах в том числе. В секретариате ВР уже пару дней как зарегистрирован законопроект «О выборах народных депутатов Украины», авторами которого являются Богдан Губский – лидер фракции «Народовластие» и представитель президента Александр Задорожный. Ах да, еще в списке разработчиков закона значится Нестор Шуфрич. Но это так, для баланса: потому что в последнее время трудно вспомнить мероприятие, в котором бы Нестор Иванович не участвовал.

А, кроме того, ни у кого не должно возникнуть сомнений в происхождении данного документа – он эсдековский. Возможно, этот акцент сделан специально и призван изначально «завалить» принятие закона о выборах и заодно конституционную реформу. Как известно, эсдеков никто не любит, и потому любая инициатива со стороны СДПУ(о) будет воспринята как сигнал к противодействию. Естественно, что в таком случае вина за провал политреформы будет возложена на кого угодно (спикер, «большевики», коммунисты), зато объединенные социал-демократы окажутся вне подозрений: ведь они все сделали ради достижения поставленной цели – конституционной модернизации.

Что же предлагают авторы закона? Если коротко, то компромиссный электоральный вариант предусматривает «проведение выборов народных депутатов по пропорциональной системе в едином общегосударственном избирательном округе, в котором партии и их избирательные блоки выдвигают единые избирательные списки кандидатов в народные депутаты, с установлением однопроцентного избирательного барьера». Фактически, если этот закон будет принят, то уже завтра в Украине появится столько партий-однодневок, что минюст просто «запарится» их регистрировать. По сути, это почва для партийного размножения «некачественных» политических структур, поскольку переползти столь низкий порог может позволить себе даже партия любителей пива, не говоря уже о КОПах, ПЗУ и прочих виртуальных партиях, потерпевших серьезное поражение на прошлых выборах.

Да и то, это уже зарекомендовавшие себя структуры. Все будет куда хуже «коповской интервенции», поскольку 1% – это около 300 тысяч избирателей. Уговорить такое количество народа вполне под силу любому олигарху средней руки, в то время как содержание и раскрутка более-менее влиятельной партии предполагает более высокий уровень затрат. Опять же, технологии. А так все будет происходить по схеме выборов в мажоритарном округе, только чуть расширенном.

Второй момент: чем больше партий пройдут в парламент, тем более разнородным будет большинство, и тем трудней ему будет договориться насчет формирования правительства. И сегодня премьер время от времени попадает в сложные ситуации, особенно когда приходится проводить кадровые рокировки. И это притом, что договариваться ему приходится фактически с 5-7 крупными фракциями большинства. А если таких фракций в новом парламенте будет, к примеру, два десятка? Глава правительства будет вынужден просто разрываться между ними. А если не сумеет, то будет отправлен в отставку. При таком «наполнении» большинства премьерская карусель обеспечена, а все бывшие руководители Кабмина покажутся нам просто долгожителями.

И еще: решение по закону о выборах зависит от коммунистов. Да, КПУ не раз давала понять, что согласится практически на любые условия, главное, чтобы они хоть отдаленно напоминали «пропорционалку». Но вряд ли «комми» были готовы к такому варианту. С одной стороны, их главное требование – выборы по партийным спискам в 2006-м году – удовлетворено. С другой, 1%-й барьер, заложенный в основу, означает, что электорат коммунистов будет сильно размыт. Уже сейчас можно назвать ряд структур, вроде КПУ(о), ПСПУ, КПРФ, СелПУ, которые будут работать на электоральном поле коммунистов и «откусят» приличный кусок их пирога. Так что фракция коммунистов в новом парламенте рискует оказаться довольно малочисленной и невлиятельной. Явно Петр Симоненко не в восторге от такой перспективы.

Фактически, КПУ сейчас оказалась на распутье: с кем идти и ради чего? Можно, конечно, отказаться от предложения Губского, но тогда «рухнет» и политическая реформа. А после этого рукой подать до «выдворения» Адама Мартынюка из президиума. По крайней мере, отдельные товарищи из оппозиции уже просигналили КПУ о возможности такого развития событий. Слово за Симоненко. Правда, Петр Николаевич сейчас в Страсбурге. Но он обещал вернуться…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам