Шехкхолен Кипген: "Украина — наш второй после России партнер"

26 января Индия празднует свой главный национальный праздник — Гантантра дивас, или День Республики. Но не только это обстоятельство стало причиной беседы журналистов «Кіевского телеграфа» с Чрезвычайным и Полномочным Послом Индии в Украине Шехкхоленом Кипгеном. В отношениях между нашими странами, похоже, закончился период «заморозков», вызванный, с одной стороны, тесным сотрудничеством Киева с Пакистаном, давним соперником Индии. С другой — Украина подвергла жесткой критике ядерную программу Индии, и Дели «обиделся». Но даже это не снимало с повестки дня Украины вопросы экономического сотрудничества с крупнейшей страной мира, чьи рынки разнообразны и поистине безграничны. Об этом и разговор с господином Кипгеном.

Господин посол, в бывшем Советском Союзе и сейчас в Украине есть много людей, которые любят индийское кино. Как вы думаете, с чем это связано? Наши люди и граждане Индии так близки?

— Да, я хорошо помню, что индийские фильмы в Советском Союзе были особенно популярными. Ну и, конечно, в Украине. И сейчас имя Раджа Капура, вероятно, известно всем украинцам. Вообще, надо сказать, наши культурные связи начались еще около 1500 года до н.э., когда индо-арийцы, поселившиеся в разных частях Украины, начали свою долгую одиссею в Индию. Тесное сходство между санскритом и украинским языком тоже свидетельствует о наших исторических связях. Весьма интересно, что в Украине существуют, например, города с названиями Вишнополь и Кришнополь. В Украине обнаружено очень много древних надписей на санскрите. У меня, кстати, есть статья о сходстве хинди, санскрита и украинского языка. Много слов, названий, имен, фамилий сходятся один в один. Например, Света — это индийское имя, но оно также считается и вашим. Слово «майдан» тоже есть в санскрите. В Индии тризуб, который является гербом, называется «трисун». И ничего удивительного нет в том, что украинцы интересуются индийской культурой, ведь в какой-то степени она включает в себя и вашу культуру тоже.

Не кажется ли феноменом Индии то, что у страны серьезные, скажем, социальные проблемы, и в то же время такой всплеск — информационные технологии, электроника… Существует ли какая-нибудь специальная программа поддержки со стороны правительства?

— Это действительно очень интересный вопрос. Начну с того, что наш первый премьер-министр Джавахарлал Неру был мудрым человеком и умел смотреть в будущее. Он говорил: «Давайте построим множество храмов познания». И сегодня в Индии — одни из самых лучших высших учебных заведений, такие как институты технологий, инженерные и медицинские колледжи, которые могут посоревноваться с лучшими учебными заведениями мира. Студенты, получив образование на самом высоком уровне, становятся высококвалифицированными специалистами в различных областях. Безусловно, они активно влияют на развитие и дальнейшее продвижение на мировой рынок высоких информационных технологий. Даже человек, создавший хорошо известный пользователям интернета Hotmail, — уроженец Индии и учился в Институте технологии. В настоящее время мы экспортируем наши информационные технологии на $6 млрд. в год. Согласитесь, это высокий показатель. Но в то же время, конечно, проблема бедности остается у нас актуальной. Вообще, в этом отношении Индия — страна контрастов. У нас уже есть атомные технологии, но в то же время на улицах — рикши. Страна делится на очень богатых и очень бедных людей. Но уже постепенно развивается средний класс.

Можете ли вы охарактеризовать динамику развития и перспективы экономических и политических отношений между Украиной и Индией?

— Индийско-украинские отношения традиционно являются тесными и дружественными. Сразу после распада Советского Союза, уже в декабре 1991 года, правительство Индии признало Украину суверенной независимой страной и в январе 1992 года наладило с ней дипломатические отношения. В мае 1992 года в Киеве было открыто индийское посольство, а Украина открыла свою дипломатическую миссию в Нью-Дели в феврале 1993 года. С 2000 года двусторонние отношения прогрессируют не только в политической и экономической, но также в военной, научно-технической, космической, образовательной, туристической и культурной сферах. Особо стоит отметить, что визит Президента Украины Леонида Кучмы в октябре 2002 года стал историческим поворотом в наших отношениях. За последние два года отношения Украины и Индии неуклонно развиваются. За это мы должны быть благодарны Президенту Кучме, который является архитектором нашей тесной дружбы. Затем последовал еще ряд визитов на высоком уровне. В 2003 году Украину посетили индийский министр стали, министр обороны, а также представители различных индийских бизнес-структур. В Индию приезжали бывший министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко и парламентская делегация во главе с председателем Верховной Рады господином Владимиром Литвином, также проходили консультации между нашими внешнеполитическими ведомствами. Все это во многом и способствует укреплению тесного сотрудничества между нашими государствами.

И критика ядерных испытаний Индии не помешала?

— Несмотря на первоначальную критику наших ядерных испытаний, Украина пришла к пониманию наших оборонных целей и потребности владеть ядерным оружием. И сегодня Киев поддерживает Индию в ее стремлении стать постоянным членом Совета Безопасности ООН и в борьбе с терроризмом на границах. Украина последовательно поддерживает ту точку зрения, что вопрос Джамму и Кашмира необходимо решать путем двусторонних переговоров. Вообще на постсоветском пространстве Украина — наш второй после России партнер как в торгово-экономических отношениях, так и в военном сотрудничестве. Она была и остается для Индии источником запчастей и военного оборудования, такого, к примеру, как газовые турбины для наших военно-морских судов. Наш торговый оборот составляет приблизительно $270 млн., что, согласитесь, довольно мало. Хотя для увеличения объема торговли между Индией и Украиной существует масса возможностей. Активный баланс внешней торговли в настоящее время в пользу Украины: ее экспорт в 2002 году составил $158 млн., а импорт из Индии — $110 млн. За период с января по июль 2003 года — $109 млн. и $78 млн. соответственно.

А какова, так сказать, номенклатура двустороннего сотрудничества?

— Индия имеет возможность экспортировать в Украину широкий ассортимент различной продукции — это чай, кофе, фармацевтическая продукция, косметика и парфюмерия, натуральный каучук, одежда, машинное оборудование и приборы, кожаные изделия, хлопок, сельскохозяйственные продукты, пластиковая и линолеумная продукции, продукты «Аюрведы» (индийская традиционная медицина) и другие. Украинский же экспорт — это в основном черные металлы, удобрения, химикаты, электрооборудование и оборудование для производства стали, машинное оборудование, сталь и т.п. Существуют реальные возможности сотрудничества в машиностроении, кораблестроении, легкой промышленности, горном деле, в совместных проектах металлургии, коксовой промышленности и модернизации индийских заводов по изготовлению стали при технической поддержке Украины. К тому же Украина хорошо известна как производитель газа мирового класса и стальных турбин, тепло-, гидро- и атомных станций, компрессоров, трансформаторов, насосов, оборудования электродвигателей переменного и постоянного тока для прокладывания линий электропередач. Возможны совместные украинско-индийские проекты по строительству электростанций в Индии. Самая известная индийская частная фирма «Тата Груп» хотела бы инвестировать в Украину средства и реализовать совместный проект в этой сфере — этот вопрос в данный момент обсуждается. Вообще, между нашими странами заключено множество различных договоров, в частности — договор об избежании двойного налогообложения, о торговом судоходстве, туризме и многом другом.

Необходимо еще упомянуть и о нашем сотрудничестве в научно-технической, образовательной и культурной областях. В скором будущем мы планируем визит в Украину министра науки и техники Индии. Подготовка договора о научно-техническом сотрудничестве сейчас находится на заключительном этапе, и его подписание ожидается во время визита в Украину господина Мурали Манохар Джоши. Созданный в 1992 году украинско-индийский комитет науки и техники уже трижды проводил свои заседания и осуществил с 2000-го по 2003 год более 15 проектов. Мы считаем, что компетентность Украины в области науки и техники будет весьма полезной для нашей страны. Индия и Украина подписали соглашение о туризме, чтобы поддерживать контакты между нашими государствами и больше узнавать о культуре и традициях наших народов. Мне было приятно узнать, что украинцы проявляют серьезный интерес к индийской культуре, стремятся изучать индийские языки, классические индийские танцы и музыку, религию, философию и йогу. Работы великого индийского поэта Рабиндраната Тагора, его новеллы, пьесы и стихотворения уже переведены с бенгали на украинский язык. Так же, как и стихотворения одного из величайших сыновей Украины Тараса Шевченко переведены с украинского на несколько индийских языков — хинди, бенгали, тамил и другие. В июне 2000 года при поддержке Академии наук Украины был создан Индологический научно-исследовательский центр. Недавно компания «Аеросвіт» наладила прямое сообщение между Киевом и Дели и другими индийскими городами, что предоставит возможность наладить более близкие контакты наших народов.

Как вы считаете, простила ли Индия Украине ее танковый контракт с Пакистаном?

— Да, пожалуй, можно согласиться с тем, что с 1997-го по 2000 год наблюдалось некоторое охлаждение в отношениях между Индией и Украиной вследствие не только продажи украинских танков Т-80 Пакистану, но и из-за наших ядерных испытаний в мае 1998 года. Но наши дружеские связи оказались крепкими и выдержали все испытания. Я с радостью отмечаю, что с того времени мы не оглядываемся в наших отношениях назад. Наоборот, наши связи сейчас крепки как никогда. Я бы хотел подчеркнуть, что Украина как суверенная независимая демократическая страна вольна налаживать двусторонние отношения и дружеские связи с любой страной мира. И Индия не может и не будет стоять на пути таких отношений. Хотя, не буду скрывать, сначала мы были несколько недовольны реакцией Украины, но прошлое забыто, и нам нужно двигаться вперед в новом тысячелетии, сосредоточившись на перспективах сотрудничества.

Более чем 50 лет отношения между Индией и Пакистаном остаются напряженными. Что изменилось в этих отношениях после визита премьер-министра Индии в Исламабад и встречи с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом?

— Я вижу, вы внимательно следите за развитием событий в нашем регионе. Прежде всего, хотелось бы отметить, что Индия со своей стороны сделала все возможное, чтобы решить существующие между ней и Пакистаном проблемы, включая проблему Джамму и Кашмира. Основой двустороннего диалога было соглашение, подписанное в Шимле в 1972 году. Наш премьер-министр 20—21 февраля 1999 года побывал с историческим визитом в Лахоре, в то время как генерал Мушарраф планировал предательство в Каргиле. Наше правительство сделало еще один шаг для установления мира, пригласив президента Пакистана на саммит в Агру 14—16 июля 2001 года. И все это несмотря на постоянные нападения террористов на индийские демократические учреждения, включая здание нашего парламента. Однако все встречи и переговоры были безуспешными, так как наш сосед не стремился к миру. Но тем временем неофициальная дипломатия продолжала поддерживать контакты между парламентариями и общественными деятелями. В апреле 2003 года премьер Атал Бихари Ваджпаи в столице гималайского штата Сринагаре заявил о готовности к началу двусторонних мирных переговоров. С того времени было восстановлено движение автобусов между Дели и пакистанским городом Лахор, а также железнодорожное и авиасообщение. Саммит Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (SAARC), проведенный в первую неделю января, подготовил исторический момент для нынешнего визита нашего премьер-министра в Исламабад к президенту Мушаррафу и премьер-министру Миру Зафарулле Хану Джамали. Оба министра иностранных дел и оба секретаря внешнеполитических ведомств также встретились и обсудили насущные вопросы. Был выпущен совместный бюллетень, и оба государства решили провести ряд консультаций в феврале 2004 года. Кроме того, соглашение о свободной торговле, подписанное 7 странами Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC), будет способствовать расширению торгово-экономической деятельности в этом регионе, что поможет в будущем уменьшить напряженность в отношениях между двумя странами.

Каково отношение Индии к мусульманскому терроризму? Что может противопоставить официальный Дели мусульманскому фундаментализму, имеющему сильные позиции в нескольких индийских штатах?

— Как вы, наверное, знаете, Индия — страна, где люди свободно могут выбрать для себя религию. По количеству мусульманского населения Индия занимает второе место после Индонезии и намного превышает численность населения Пакистана в целом. Индия разделяет отношение мирового сообщества к терроризму, особенно после событий 11 сентября. Но, согласитесь, не все мусульмане — террористы. Сложно найти индийского мусульманина-террориста. Мы выяснили, например, что все боевики в Джамму и Кашмире были иностранцами, специально обученными в лагерях за границей.

Как Индия решает проблемы бедности большей части своего населения?

— В Азиатском регионе экономика Индии является одной из самых быстроразвивающихся. Ее ВВП ежегодно увеличивается более чем на 7%. А валютные резервы составляют $100 млрд. По показателю покупательной способности Индия занимает четвертое место. Очень важное место в экономике Индии в последнее время занимает экспорт информационных технологий, признанных во всем мире. Экономические реформы, начавшиеся в 1991 году, показали, что у Индии огромный потенциал, и со временем, думаю, уже к 2020 году, она может стать довольно развитой страной. Так называемая «зеленая» революция, заключающаяся в выращивании огромного количества зерновых с помощью новейших удобрений и современных методов культивации, помогла Индии превратиться из импортера американской пшеницы в 1970-х в экспортера с запасами более чем 30 млн. тонн. «Белая» революция — создание молочных кооперативов в помощь сельским производителям молока — сделала Индию производителем молока №1 в мире. Кроме того, индийцы по праву могут гордиться тем, что в нашей стране — самый крупный сектор сельского хозяйства. Это позволяет увеличивать количество рабочих мест, поддерживать программу правительства Индии по борьбе с бедностью. Кроме того, 20-миллионная индийская диаспора стала помогать своей родине инвестициями для роста и развития экономики. Все это постепенно и сделало нашу экономику одной из самых быстроразвивающихся в мире.

Скажите, пожалуйста, насколько остро сейчас стоят проблемы эмиграционных процессов в стране?

— Да, к сожалению, это пока довольно болезненная для нас проблема. Правительство Индии собирается всерьез взяться за ее разрешение, ведь, по сути, подобные вещи бросают тень и на него. Но эта проблема, я считаю, международная. У нас, например, миллионы бангладешских нелегалов. Чем лучше становится страна, тем больше к нам прибывает нелегальных иммигрантов. А то, что индийские нелегалы приезжают в Украину, это, скорее, для того, чтобы использовать ее как транзитное государство на пути в Западную Европу.

Между Украиной и Индией заключено соглашение о реадмиссии? Урегулирован ли механизм возвращения беженцев в Индию?

— К сожалению, специального соглашения еще нет. Мы пока только начали обсуждать эти вопросы.

Индия известна в Украине в том числе таким произведением литературы, как «Камасутра». Оно оказывает такое же серьезное влияние в Индии, как в Украине? Является ли чем-то особенным для индийского общества или остается просто памятником искусства?

— Я вам скажу так: чтобы руководствоваться «Камасутрой», нужно, наверное, быть циркачом. Слишком мало людей находятся в достаточно хорошей физической форме, чтобы жить по ней. Но как книга познания она по-прежнему остается очень важной и популярной.

В советское время довольно много индийских студентов приезжали учиться в СССР, в частности в Украину. С тех пор что-то изменилось?

— Сейчас в Украине учится около 2500 индийских студентов — в медицинских институтах, институтах гражданской авиации, на различных курсах. Хотя и индийские учебные заведения сейчас находятся на очень высоком уровне, они даже могут соревноваться с университетами Соединенных Штатов. Кстати, в США сейчас наибольшее количество иностранных студентов — как раз из Индии.

Господин посол, наверное, некоторые индийцы остаются в Украине легально, например, женятся или устраиваются на работу. Существует ли индийская диаспора в нашей стране? И сколько вообще индийцев сейчас проживают в Украине?

— В основном в Украине живут индийские предприниматели. И они вносят свой вклад в экономику вашей страны. Правда, бывает неприятно, когда людей, которые инвестируют в Украину по $20—30 млн., на улице останавливают для проверки документов, как нелегалов. Много индийцев, которые не живут в самой Индии, но они тоже вкладывают средства в Украину. Например, индийцы из Гонконга купили отель «Русь». Даже «Метроград» в Киеве строили индийцы.

А чем занимается сейчас Соня Ганди? Какое место занимает семья Ганди в жизни индийского общества?

— Соня Ганди — лидер оппозиционной партии «Индийский национальный конгресс». И эта партия занимает весомое положение среди партий Индии. Когда Президент Кучма и спикер Верховной Рады Литвин посетили Индию, они также встречались и с главой ИНК Соней Ганди. Скажем так, мы не отодвигаем нашу оппозицию в тень. Мы даем ей возможность пообщаться с людьми и высказать свое мнение.

В Украине известно, что в Индии играли весомую роль раджи —индийские князья. Как они сейчас чувствуют себя в демократическом обществе?

— Было время, когда индийские раджи были одними из самых богатых людей в мире. После того как мы стали жить по социалистическим принципам, они перестали быть раджами, но получили определенную денежную компенсацию. Однако некоторые из раджей до сих пор известны и популярны в Индии. Например, главный министр Пенджаба — бывший раджа. А вот главный министр Раджастана — бывшая принцесса. Дворцы, принадлежавшие раджам в прошлом, ныне — одни из самых лучших отелей в Индии.

Скажите, пожалуйста, насколько актуальны сейчас в Индии проблемы женского равноправия? Доступно ли женщинам образование, как в европейских странах? Существует ли вообще эта проблема?

— Конституция Индии гарантирует женщинам равноправие. У нас женщины абсолютно независимы от мужчин. Женщины так же участвуют в политической и экономической жизни страны, как и мужчины. Они часто управляют крупными коммерческими компаниями. Одна из индийских женщин даже полетела в космос. А по результатам последних экзаменов в высших учебных заведениях Индии выяснилось, что девушки справляются с учебной программой намного лучше, чем парни.

Беседовали Злата Лебеденко, Елена Настюк, Владимир Скачко

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам