Бескомпромиссность

Первый день переговоров между оппозицией и большинством закончился безрезультатно. То есть, «тройка» отказалась от блокады трибуны, а большевики, в свою очередь, не переголосовали проект 4105. В общем, счет 0: 0, но останавливаться на этом нельзя. Поэтому сегодня утром, то есть в среду, консультации продолжатся. Тем более что обещал прийти Виктор Ющенко, который проигнорировал первый раунд встречи в формате «тройка» — большевики.

Пока можно подвести краткий итог первого дня разблокировки парламентской работы. День правительства в ВР так и не состоялся, весь вторник лидеры групп и фракций провели в кабинете спикера, мучительно решая, как завершить то, что было начато 24 декабря прошлого года… Напомним, что в этот день члены большинства в содружестве с коммунистами проголосовали за проект Медведчука — Симоненко (276 голосов), или так называемый вариант «переходной президент». Этот вариант предполагает избрание главы государства в 2004-м году всенародно, но на два года. Основных участников кампании такой подход не устраивает, поскольку за два года нельзя ничего сделать. Не говоря уже о следе в истории… Кроме того, уже есть решение КС, согласно которому Леонид Кучма имеет право баллотироваться на очередной срок. Не исключено, что он примет участие в нынешней избирательной гонке. Пока президент не определился с этим вопросом, и спикер считает, что «давить» на Леонида Даниловича в столь деликатном вопросе не стоит: пусть человек сядет, подумает и скажет, надо ему это или нет. Правда, вместо Кучмы уже высказался координатор большинства Степан Гавриш: в том духе, что с 2004-го по 2006-й год у руля должен стоять человек, не имеющий высоких политических амбиций и способный сохранить в стране относительную стабильность в государстве. Имя этого человека, по мнению Степана Богдановича, начинается на «К» и заканчивается на «ма». Да и сам спикер парламента не удержался от замечания насчет того, что в Украине не развит институт передачи власти, и потому лучше оставить все как есть. Ну в смысле, чтобы не было войны… Не все разделяют это мнение, как выяснилось на первом этапе консультаций.

Первое: меньшевикам не удалось настоять на ревизии голосования по проекту № 4105, который большевики «продавили» накануне новогодних праздников. Тем более что постановлением ВР документ уже направлен в Конституционный суд. Да и Литвин против, что легко объяснимо: иначе бы пришлось признать, что глава Верховной рады санкционировал «фальшивое голосование».

Так что пришли к выводу, что лучше ничего не трогать: тем более, что некоторые члены ПБ резко против. Как случилось, так и случилось. Фактически, речь идет о том, что оппозиции не удалось задать собственный формат политических переговоров и добиться уступок от противника. Скорей, наоборот — оппозиция вынуждена приспосабливаться под условия, которые поставили члены пропрезидентских фракций. Против лома нет приема. Собственно говоря, первый день деоккупации был репетицией серьезного разговора. Хотя бы потому, что ни Юлия Тимошенко, ни Виктор Ющенко не принимали в них участия. Они дали публике разогреться. А шеф, как обычно, появляется в последний момент.

Второе: Оппозиция сорвала договоренности о поддержке и отправке в КС еще двух конституционных проектов. Речь идет о варианте конституционной комиссии и проекте Стапана Гавриша, предполагающем избрание президента уже в 2004-м году прямо в парламенте. В принципе, для большевиков такой ход событий является предпочтительным, поскольку на базе трех законопроектов можно смоделировать один. Какой — никто пока не знает. Вполне возможно, что в согласованном варианте окажется норма о «парламентском президенте»… Этого больше всего и опасается оппозиция, для которой принципиальным вопросом является всенародное избрание главы государства. Ради этого они готовы на все. Например, Александр Мороз готов пожертвовать собственным законопроектом по конституционной реформе ради референдума о выборах президента. Идефикс оппозиции состоит в следующем: способ избрания президента должен определить народ — главный носитель власти в Украине. С этой целью предлагается с ним посоветоваться, четко сформулировав в бюллетенях вопрос: вы хотите, чтобы глава государства избирался:

а) народом

б) парламентом

«Тройка» так настаивает на этих всенародных консультациях, потому что заранее рассчитывает на запрограммированный вариант: согласно исследованиям «штабистов» «Нашей Украины» большинство населения категорически против парламентской формы избрания президента. Как оказалось, народ любит выборы — после всего что с ним они сделали. Однако на месте оппозиции я бы не была столь уверена в результате. Достаточно вспомнить, чем закончился плебисцит, проведенный в апреле 2000 года по поводу президентских полномочий. Если кто помнит, более 80% украинцев высказались за усиление президентской власти, а 85% поддержали бикамерализм, хотя можно спорить, что они слышали это слово в первый раз в жизни. Поэтому так сильно рисковать, не имея реальных механизмов власти не стоило бы: до тех пор, пока есть малейшая возможность реанимации фонда «Социальная защита». Впрочем, и кроме Волкова есть люди, готовые заняться опросом населения. Тем не менее, на сегодняшний день позиция «Нашей Украины» сформулирована предельно четко: внести изменения в проект Гавриша, которые будут предусматривать переход к парламентскому избранию президента только через референдум, а уж потом выносить этот документ на голосование в сессионный зал.

В общем, выхода нет. Оппозиция не доверяет большевикам, а большевики не спешат идти на компромиссы. А смысл? Пока в активе у большевиков успешно пройденный первый этап политической реформы, очередной срок Кучмы и достаточно высокая степень вероятности завершения конституционной реформы уже на следующей сессии ВР. Пока не слышно коммунистов, которые озабочены только одним вопросом: законом о выборах на партийной основе. Оппозиция предложила КПУ «жирную» взятку, намекнув на готовность поддержать новый электоральный вариант непосредственно перед завершающей стадией политреформы. Большинство этого гарантировать комми не может. Поэтому коммунисты сейчас озабочены одним: как реализовать комбинацию, при которой пропорциональный закон о выборах принимается в содружестве с «тройкой», а изменения в Конституцию «закрепляются» в союзе с большевиками. Видимо, по этой причине коммунисты и не светятся в переговорах. Им, в принципе, все равно, чем они закончатся. Что касается остальных, то можем им предложить несколько вариантов:

А) Блокада. Блок Юлии Тимошенко и фракция Ющенко «Наша Украина» настаивают на блокировании работы парламента до тех пор, пока, во-первых, не будет проведена ревизия голосования от 24.12. 2003-го. По крайней мере, БЮТи настаивает на таком варианте — вплоть до роспуска Верховной Рады. Виктор Андреевич, в принципе, согласен с суперрадикальной леди, поскольку сильно опасается, что большевики в феврале найдут резервы в поддержку варианта 4105 и закрепят в Конституцию норму о переходном президенте. А, учитывая решение КС, этим переходным президентом станет Леонид Кучма. Виктору Ющенко ничего не светит. Поэтому он вынужден выступать в союзе с радикальными политическими силами вроде БЮТи. Куда деваться? Что касается фракции Мороза, то она настроена куда менее решительно. Для социалистов принципиальным вопросом является вовсе не война до победного конца (роспуск парламента). Фракция СПУ выступает за то, чтобы в законопроекте о внесении изменений в Конституцию предполагалось проведение референдума по инициативе новоизбранной в 2006 году Верховной Рады относительно процедуры избрания президента. В общем, налицо раскол по вопросу о политической реформе между лидерами «тройки» — «Наша Украина» и блок Тимошенко – за эскалацию конфликта и ревизию голосования по проекту Медведчука — Гавриша, а СПУ большее «тяготеет» к референдуму как цивилизованной форме отстаивания своей позиции.

Б) Большевизм. Не исключено, что большевики найдут способ и возможность проголосовать оставшиеся два варианта конституционной модернизации и направить их на рассмотрение в Конституционный суд — без всяких поправок относительно референдума, которого хотят социалисты. После этого можно спокойно закрыть сессию и отправляться на каникулы. Осталось каких-то пару дней до «занавеса», и искать несуществующий выход из «темной комнаты» нет смысла. Придем 4 февраля на работу, тогда и будем думать — такое мнение выражают большинство из тех, кто не ночует в кабинете Владимира Литвина. Вполне нормальный, мирный способ.

В) Ультиматум. Большевики тоже могут вспылить. В конце концов, не одному же Евгению Червоненко, по его же собственному выражению, «висеть на люстре». Пока выбран самый примитивный способ запугивания оппонентов: роспуск парламента. Его озвучил все тот же Степан Гавриш. По словам координатора, во вторник был сделан первый шаг к роспуску ВР: 13 января Верховная рада не смогла начать работу. Если так будет продолжаться еще 29 дней, появятся конституционные основания для досрочного прекращения полномочий депутатов нынешнего созыва. В общем, Ющенко сотоварищи своими руками «роют себе могилу». Политическую, разумеется. Потому что после роспуска ВР в стране установится единоличное президентское правление — на неопределенный срок. Кстати, примерно то же самое предлагает и Юлия Тимошенко… ( см. пункт «А») Впрочем, нет времени на эти сопоставления. До » занавеса» осталось 72 часа.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам