Рождественская методика

Существует десять относительно честных способов полностью или частично «завалить» конституционную реформу (К-реформа). Это особенно удобно делать перед Новым годом, поскольку в таком случае программируется новый формат политической борьбы на следующий, 2004 год. Кроме того, на протяжении новогодних праздников, которые длятся примерно три недели, есть время передохнуть и, скажем так, укрыться от реакции. Но перейдем от лирики к суровой практике…

Сначала проанализируем наиболее реальные методы срыва К-реформы, а затем перейдем к экзотическим многоходовым комбинациям.

Способ первый: блокада. Во вторник, 23 декабря (день, на который намечено рассмотрение согласованного конституционного законопроекта) «нашеукраинцы» с утра блокируют трибуну и более или менее стройно скандируют: «Нет выборам президента в Верховной Раде!», «Правительство Януковича – в отставку!», «Саакашвили – наш человек!». Нестор Шуфрич по давней традиции изображает вместе с Евгением Червоненко жестокую драку в стиле Льюис-Кличко. Александр Волков исполняет роль телохранителя спикера, подавляя своей массой любые попытки оппозиции зайти в тыл Владимиру Литвину. Глава парламента объявляет перерыв для согласования позиций. Лидеры депутатских групп и фракций собираются в кабинете у Владимира Михайловича, долго перетирают тему, о чем-то договариваются, начинается заседание и все повторяется: крики, мегафоны в зале, опять перерыв. Спикер досрочно закрывает сессию. Следующая попытка должна состояться в четверг, 25 декабря. Это действительно последний день, когда можно будет принимать решение по конституционной реформе. Теоретически можно перенести рассмотрение вопроса на пятницу, 26 декабря или вторник (30-е число). Но давайте будем реалистами. У подавляющего большинства народных избранников, которые до предела озабочены интересами народа, уже на 23-е число закуплены билеты на чартерные рейсы, поезда, автобусы. В паспортах горят визы, отели оплачены, в холодильниках мерзнут элементы праздничного стола. Собрать кого-то после 23-го декабря практически невозможно. Массовый исход парламентариев на новогодние праздники – объективное явление, которое не поддается внешнему регулированию. Возможно предпринять только две попытки взятия «конституционного веса». Третья почти невозможна. Разве что поотбирать у депутатов паспорта и отменить все рейсы. При таком раскладе у оппозиции в лице «Нашей Украины» есть преимущества. Надо поблокировать только два дня. Причем на второй день надо встать пораньше, поскольку «большевики» имеют скверную привычку вставать в 6 утра и занимать места у парламентской трибуны.

В ситуации блокады и жесткого временного цейтнота очень многое зависит от спикера. Вот закроет человек сессионное заседание или откажется еще раз ставить на голосование один из трех существующих вариантов К-реформы… И все. Сливай реформаторскую воду. А главными действующими лицами блокадного сценария будут «нашеукраинцы» и «тимошенковцы». Первые стоят насмерть, поскольку для них реформа – это политический вариант кастрации, а Юлия Тимошенко как Портос: дерется потому, что дерется. Социалистам и коммунистам заниматься блокировкой не с руки. Александр Мороз, хоть и сделал кучу оговорок, но «подписался» на проведение модернизации Основного закона. Коммунисты тоже за, но при гораздо меньшем количестве оговорок.

Способ второй: хитро согласованный конституционный законопроект. Специальной парламентской комиссии, которая занимается доработкой трех существующих вариантов внесения изменений в Основной закон (сопредседатели – Александр Мороз и Степан Гавриш), поручили выдать на-гора согласованный проект. Пока «комиссионеры» расходятся во взглядах на структуру будущего «микса». Мороз предлагает в качестве базового взять свой вариант, а Гавриш – проект, под которым стоят подписи 292 депутатов (законопроект Петра Симоненко – Виктора Медведчука). Трудно сказать, какой из упомянутых вариантов К-реформы будет вынесен на голосование. Возможно, один. Может быть, два. Но тонкость заключается в том, чтобы в ходе юридического согласования в итоговый документ не вносились правки, которые требуют еще одного раунда согласований с Конституционным судом (КС). Если подобная «мина» будет заложена, то все. Хана реформе. Времени на проведение второй экспертизы судьями КС нет. Очень элегантный способ блокирования процесса модернизации Основного закона.

Способ третий: пропорциональный кризис. Основная игра будет вестись вокруг нового закона о партийных выборах. Срыв принятия этого нормативного акта резко снижает вероятность поддержки коммунистами реформаторского законопроекта, что равносильно концу игры. Нет пропорциональной системы – нет конституционной реформы. Поскольку реализуется многоуровневая комбинация, то возможны следующие сценарии срыва главной игры:

А) восстание мажоритарщиков. В парламентском большинстве состоят 170 депутатов, избранных по одномандатным округам. Большинство из них понимает, что не получит проходных мест в партийных списках. Вывод – им эта пропорционалка как серпом по электоральному молоту. Когда поднимается вопрос о принятии пропорционального закона в первом чтении, мажоритарщики его дружно валят;

Б) сорванная договоренность. Объединенные социал-демократы договариваются с «нашеукраинцами» о том, что будут голосовать за пропорционалку. Голосов оппозиции и объединенных как раз хватает на то, чтобы принять этот пропорциональный закон. Мудрый лидер «Нашей Украины» думает: да они меня кинут. Дается команда – не голосуем. А в это время эсдеки – единственные среди «большевиков» – нажимают кнопки «за». Получается скандал: «Наша Украина» провалила принятие пропорционального закона о выборах.

В) страх одиночества. Для того, чтобы принять пропорциональный закон, необходимо назначить «предателей» среди «большевиков», которые и «сольют» недостающие два десятка голосов. На эту роль очень подходят эсдеки – их никто не любит – и НДП (деваться некуда). Объединенные понимают всю щекотливость ситуации. Поэтому не «сливают» голоса. Закон провален.

Фантазировать на тему принятия закона о пропорциональных выборах можно долго. Основная проблема заключается в том, что «нашеукраинцы» понимают двойственность этого проекта. С одной стороны – он ключ к политической реформе, поскольку обеспечивает участие коммунистов в игре. С другой – не отвечает интересам подавляющей части членов большинства. Играть на этом противоречии можно, но благодаря низкому профессионализму руководства «НУ» лучше этого не делать. Все равно об… обыграют.
Теперь перейдем к экзотическим вариантам блокировки конституционного процесса.

Способ четвертый: романтический. Как нетрудно догадаться по названию, авторами этого способа являются члены «Нашей Украины». Они коварно завалили секретариат ВР законопроектами о неприемлемости существующих вариантов внесения изменений в Основной закон. Всего 20 штук. Могли бы и больше. Надо было просто обязать каждого члена «Нашей Украины» (включая и Николая Мартыненко) написать свой проект. В чем хитрость? В соответствии с Регламентом работы Верховной Рады, законопроекты категории «неприемлемость» ставятся на голосование первыми. «Нашеукраинцы» рассчитывают, что «большевики» замучатся голосовать против. А если им еще в момент голосования орать в ухо мегафоном, то они могут ошибиться кнопкой и реформа будет завалена. Они такие забавные, эти «НУдисты»…

Способ пятый: предательство. Сразу оговоримся, что он возможен только при наличии сговора оппозиции и «большевиков». Принимаются поправки в Регламент, в соответствии с которыми все голосования в парламенте проходят в тайном режиме. А потом тайно «прокатываются» все существующие варианты К-реформы: первый, второй, третий, согласованный четвертый Мороза, согласованный пятый Гавриша.

Способ шестой: цейтнот. Конституционная комиссия не успевает согласовать единый законопроект. Просит еще пару деньков. Переносится со вторника, 23 декабря на четверг, 25 декабря. В четверг выясняется, что среди членов комиссии произошел раскол по пункту избрания президента парламентом. Часть за то, чтобы перенести этот вопрос на 30-е число. Депутаты не соглашаются работать в предпраздничные дни. Идут дебаты, в ходе которых численность депутатского корпуса тает на глазах. К вечеру выясняется, что голосовать некому.

На этом перечень способов срыва К-реформы можно закончить. Это не полный список, поскольку теоретически можно использовать для блокады процесса Венецианскую комиссию, международное сообщество и так далее. Эсдеки прекрасно понимают предстоящий объем работы. Поэтому начинает потихоньку шантажировать как «большевиков», так и оппозицию. Дескать, если проведем политреформу, то не будем отзывать Александра Зинченко с должности вице-спикера. А завалим – тогда не обижайтесь: начнется процесс передела парламентских комитетов. Пострадает «Наша Украина». Да и большинству ни к чему острый парламентский кризис сразу после Нового года.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам