День пионера

Два усталых пионера в приспущенных красных галстуках курили в зэковской позе (на корточках) перед входом в лагерь с романтичным названием «Отважные и смелые». Громко трещали цикады, воздух был под завязку насыщен ароматами южного морского курорта средней паршивости – куры гриль в остром соусе, соленоватый запах моря, разгоряченные жарким дневным солнцем тела разного пола, обильно политые дешевым советским парфумом. Одно из тел с солидным пивным брюшком направилось к суровым пионерам с целью провести воспитательную работу. Близость подруги по отдыху побуждало папика проявить принципиальность.
Но чем ближе воспитатель подходил к людям в красных галстуках (типа цвета знамени), тем быстрее проходил его макаренковский запал. Что-то его сдерживало в пионерском облике: то ли двухдневная щетина на лице верных ленинцев, то ли почти двухметровый рост одного из субъектов, который угрюмо втыкал нехилых размеров ножичек в песок (игрался, деточка). Тем не менее, папик решил быть последовательным и сделал замечание:

– Как вам не стыдно, какой пример вы подаете детям?

– Папаша, а где ты детей видишь? Хочешь вспомнить мокрозадое детство?

Другой пионер заинтересованно рассматривал нижнюю часть подруги героя-воспитателя (он же сидел на корточках), и девка явно дергалась. Инцидент быстро исчерпал себя благодаря быстрому исчезновению его инициатора. А пионервожатые продолжали наслаждаться редкой вечерней минутой отдыха…

Впервые идея поехать всем курсом в лагеря пришла в голову одному из наших братьев-близнецов: то ли Андрею, то ли Федору. Мы пили кофе в морозовском гастрономе около универа, поскольку надо было прийти в себя перед парами от более крепких напитков, которые мы употребляли без всякой дозировки всю ночь. Один ликер «Південний» с «Пепси» чего стоил… Близнюк взахлеб рассказывал, как его корефан три месяца вступал в интимные отношения с пионервожатыми в каком-то пионерлагере под Новороссийском. Когда он дошел до описания совсем уж безобразной сцены сожительства в пионерской комнате, мы сдались. Сессию можно сдать досрочно и три месяца у моря практически на шару… Я ни разу в жизни не был на море. Сначала маленький военный космодром на севере, потом армия, университет, а тут такая перспектива…

На пары не пошли, поскольку занимались наглядной агитацией – пересказывали историю с пионеркомнатой сильному полу и прелести шарового отдыха и досрочной сессии – слабому. Набралось 19 потенциальных пионервожатых разного пола. Нам даже специальный курс прочитали по воспитанию юных последователей Ульянова. Что-то насчет индивидуального подхода, хрупкой души, особенностей ранимой психики. Но это все не важно… Главное – море, песок, локоть товарища и бедро подруги рядом. Поэтому когда под Новороссийском наш боевой товарищ Дзюба раздобыл в ходе драки у пивной бочки немного холодного (!) напитка, мы были полны пива и надежд. Призывно блестело море рядом с гигантской надписью – «Цемент – это мы с вами товарищи, рабочий класс!» (реклама цементного завода). В лагерный автобус мы загрузились счастливыми до одури. Правда, все упустили одну деталь: на каждого пионервожатого в среднем выходило около 20 единиц малолетнего состава. Я взял средних – до 13 лет, поскольку предполагал, что это наиболее вменяемый возраст.

Слегка насторожила директор пионерлагеря госпожа Никитинская, которая нас полтора часа накачивала страшилками, а потом заставила учить лагерную песню. «Наш лагерь зовется «Отважные и смелые»…бла-бла-бла… в память о том, что и у маленьких могут быть души отважных бойцов». Песню предлагалось петь на летучке перед общелагерным подъемом. Потом все выдали форму: голубые шорты и белые рубашки, а также пилотки. Размеры были самые разные. В основном, мелкие… Одному так обтянуло некоторые органы, что его напарница смущалась сидеть рядом. Хотя уже была замужней женщиной…

Затем нам объяснили, что надо подготовить помещения к приезду смены. Мне досталось два домика: один для мальчиков, второй для девочек. В каждом – по двадцать пять солдатских коек. В углу я заметил шевеление. Оказалось, мне повезло: девять разнокалиберных пацанов остались от предыдущего заезда и теперь кантовались в ожидании нового. Меня они приветствовали возгласом «О, чудик, ты у нас будешь вожатым?». Поскольку на курсах нам объясняли, что бить детей непедагогично, я вышел и закурил. Понял, что уже есть проблемы. Мои товарищи носились по всему лагерю, беззаботно переругиваясь и наводя порядок. Наш боевой товарищ Дзюба раздобыл трехлитровую банку местного вина, а близнюки обеспечили стол, поскольку наладили контакты с кухней (девочки из кулинарного техникума). Ночь прошла незаметно, а утром меня разбудили подопечные, которых, как оказалось, надо вести на завтрак. Повел… Все разбежались на море, а я вынужден был возиться с пионерами.

Пионеры, прямо скажем, сразу почувствовали мою неопытность. Они залезли на голову с ногами. Шастали по территории, бегали в поселок якобы за мороженым. В общем, развлекались, как могли. Один, наглый, даже предлагал мне закурить…

Мне, дедушке ракетных войск, который в позе ракетчика наводил порядок! Я понял: педагогика – фигня. Их девять, а я уже хриплю. Через неделю станет сорок. Для начала всех построил и закатил блестящую речь о пользе дисциплины с криками «В глаза смотри!», «Как стоишь, руки опусти!». Потом заставил вынести все кровати из расположения, дал каждому по зубной щетке, куску мыла и поставил задачу: чтобы все блестело! Они уже не хотели идти за мороженым и бегать во время тихого часа. С целью подавления робких очагов сопротивления пришлось ввести элементы физического наказания: «Упал – отжался», «Вспышка слева». Потом ко мне в отряд пришла лагерная директриса. Мои пионеры оказались детьми лагерного персонала и ночью в соплях жаловались родителям на тяжелое детство. Мамы стуканули Никитинской, которая и пришла разбираться. К ней сразу подлетел дежурный боец и перепугал криком «Смирно!». Затем он достаточно толково объяснил, что в одиннадцатом отряде все спокойно и необходимо снимать туфли перед входом. Директор посмотрела на пол, в котором увидела свое отражение, и с той поры меня никто из начальства не трогал.

Постепенно пионеры втянулись. Я решил сколотить из них костяк отряда, чтобы они затем передали полученные навыки новобранцам. Другими словами, использовал методику «деды и духи». «Вы должны, пионеры недоученные, пройти курс молодого бойца чисто в ленинском духе!». Отбой за тридцать секунд под горящую спичку им очень понравился. Выравнивание кроватей под нитку и отбивание кантиков на одеялах было воспринято как посвящение в некие тайные эзотерические знания. Я похудел, сторонился беззаботных коллективных пьянок. Товарищи смотрели на меня с сочувствием. Они не знали, что будет завтра…

Когда стали приезжать автобусы с детьми, я был спокоен. Девять моих архаровцев в свежевыстиранной форме были расставлены на ключевых постах: двое конвоировали прибывших в расположение, трое сразу же начинали процесс обучения заправке кроватей, двое следили за раскладкой вещей по тумбочкам, периодически выворачивая их содержание на пол. Один отвечал за то, чтобы ни одна из пионерок не покинула домика, а назначенный мною командир разбирался с не понимающими особенностей момента.

Когда в 12.30 пионервожатые с выпученными глазами пытались собрать свое «хозяйство» для отправки на обед, я, не спеша, шел к одиннадцатому отряду. Меня там ждал строй и командир, который спросил: можно ли отправлять людей на прием пищи? Сказал, что можно. Но перед началом потренировать заход в столовую справа по одному. И пионеры пошли, горланя какую-то песню. После приема пищи они сам строем сходили в туалет (чтобы никто во время тихого часа даже не думал об этом!) и «отбились» с седьмой попытки за тридцать секунд. Я мирно дремал перед домиком, в котором раздавался страшный крик «Насчитываю три скрипа пружин – подымаю всех!». Знаю, это непедагогично. Отсутствует индивидуальный подход. Но… Через неделю в лагере «Отважных и смелых» проходил смотр строя и песни. А когда отряды шли на обед, то это очень напоминало учебку. Мы же все только пришли после армии. Какие навыки мы там могли почерпнуть? И, самое главное – нам очень хотелось на море…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам