Соцпозиция

Иосиф Винский известен тем, что, помимо исполнения роли «кассира социалистов», активно призывает выдвинуть Александра Мороза в качестве единого кандидата в президенты от оппозиции. Он даже написал письма Виктору Ющенко, Петру Симоненко и Юлии Тимошенко с просьбой отказаться от личных амбиций и объединиться вокруг Сан Саныча. Такой относительно невинный пиаровский ход вызвал непростую реакцию со стороны оппозиционных лидеров. В интервью журналистам «Версий» и «Кіевского телеграфа» Иосиф Викентьевич изложил свой взгляд на конституционную реформу и другие, не менее занимательные вещи…

На прошлой неделе состоялись кулуарные переговоры в формате «тройки» (социалисты, тимошенковцы, «Наша Украина») по вопросу о координации действий в деле реализации конституционной реформы. Времени почти нет, поскольку голосование намечено на 23 декабря. Оппозиция уже выработала план действий? Социалисты будут участвовать в процессе модернизации системы власти?

— Конкретных вопросов мы не обсуждали. На встрече обговаривались лишь общие политические подходы по формату политической реформы и президентских выборов. Речь шла о том, что необходимо занять абсолютно четкую, прозрачную позицию относительно конституционной модернизации независимо от того, когда будут выборы. Еще один момент: согласованные действия на период президентской кампании. Это сфера системных договоренностей, и процесс еще не завершен. Пока обсуждаются базовые подходы.

Повысился ли уровень доверия между лидерами «тройки»?

— Мы всегда доверяли друг другу. Но чего-то не хватало… В Украине так получается, что и оппозиция, и власть постоянно работают на уровне, который не позволяет проводить прозрачную и понятную политику.

Вы имеете в виду намеки руководства БЮТ на то, что Соцпартия часто использует пиар-трюки в ущерб достигнутым договоренностям, как это было после вашего заявления о возможности выдвижения Александра Мороза единым кандидатом в президенты от оппозиции?

— Если говорить о Юлии Тимошенко, то я не припомню разногласий между нами. Скорее наоборот: с кем уж у меня полное взаимопонимание, то это именно с Юлией Владимировной. На мой взгляд, как раз с блоком Тимошенко мы гораздо быстрее находим общий язык по всем стратегическим вопросам.

А каков уровень взаимопонимания с Виктором Ющенко?

— В данном вопросе необходимо разделить взаимопонимание лично с Виктором Андреевичем и отношения с его политической силой. Это разные вещи, поскольку в блоке Ющенко представлено много партийных течений, есть взаимоисключающие политические типажи. Я ориентируюсь в данном случае исключительно на позицию лидера «Нашей Украины», потому что понимаю — нет партий и политических структур, которые возглавляет Виктор Андреевич. На мой взгляд, Ющенко — достаточно умный и прагматичный политик, с которым, в принципе, можно обсуждать все вопросы и находить общие точки соприкосновения.

И даже в отношении единого кандидата от оппозиции? Кстати, как Виктор Андреевич отнесся к вашему письму, в котором вы предлагаете сделать единым кандидатом Александра Мороза? Ющенко не обиделся?

— Я написал это письмо как Иосиф Винский, как человек, который провел три избирательных кампании. И все они, в той или иной степени, были успешными: СПУ дважды сумела сформировать собственную фракцию в парламенте вопреки всем пессимистическим прогнозам. Что же касается президентских выборов, то они прошли не столь удачно во многом из-за нечестного подсчета голосов. Я убежден, что если бы не фальсификация результатов в 1999-м, то Александр Мороз попал бы во второй тур. А значит, и моя работа была не напрасной. И сегодня я также знаю, чего хочу: моя задача состоит в том, чтобы в ходе всенародных выборов президента в 2004 году ставленники власти не смогли выиграть. Это принципиальный вопрос. Что же касается Виктора Ющенко, то у него иная стратегия: он хочет быть президентом. Естественно, раз у нас разные взгляды на эту проблему, то отличаются и пути ее достижения. Я абсолютно убежден, что стопроцентной гарантией победы оппозиции в 2004-м была бы ее консолидация. Мы обязаны пойти на компромисс и участвовать в президентской кампании в формате «четверки». Социалисты, коммунисты, блоки Тимошенко и Ющенко должны выдвинуть единого кандидата, который победит уже в первом туре.

Значит, и коммунисты должны участвовать в этом проекте?

— А как же! Уверен, что без КПУ любой вариант участия оппозиции в президентских выборах обречен на проигрыш: будет второй тур и непрогнозируемый результат. Я знаю, как это делается.

Что, на ваш взгляд, надо предложить коммунистам, чтобы они согласились на формат «четверки»? Все-таки КПУ сегодня занимает особую позицию. Более того, первичные организации Компартии сегодня вовсю обсуждают выдвижение Симоненко кандидатом в президенты.

— Вы же понимаете: выборы делают не «первички», а избиратель. Избирателей у нас 98%, а членов партии — 2%. Сами видите, в чью пользу соотношение. Конечно, позиция партии с точки зрения обеспечения избирательного процесса крайне важна, но она не имеет определяющего значения при подсчете голосов. Но думаю, что каждый из лидеров «четверки» является рассудительным и ответственным политиком. Это особо касается Петра Симоненко, который после подведения итогов выборов в России должен реально оценить возможности и роль Компартии. Поэтому принимать поспешные решения в отношении президентских выборов нельзя. И вообще раньше 15 мая (официальный старт президентской гонки) никаких резких телодвижений оппозиционным лидерам делать не стоит. А вот когда 15 мая 2004 года «четверка» выйдет с заявлением относительно единого кандидата, тогда и станем думать, что делать дальше.

Хорошо, тему единого кандидата отложим до мая. Но конституционную реформу отложить нельзя. Как намерена действовать оппозиция?

— Сегодня у оппозиции есть все возможности для того, чтобы выработать общую стратегию по вопросу политической реформы. Для социалистов неприемлем только один пункт: выборы президента в парламенте в 2004-м. Компромисса здесь быть не может. Коммунисты же, как мне кажется, могли бы пойти на то, чтобы поддержать данную норму. Хотя, на мой взгляд, большинство членов КПУ склоняются к тому, что президента следует избирать всенародно. Так что есть над чем работать…

Пока есть три варианта реализации конституционной реформы. Ясное дело, что все они не могут быть приняты одновременно. Кто-то должен уступить. Кто?

— Не забывайте, что уже есть и так называемый «объединительный вариант», предложенный Александром Морозом. Мы готовы к компромиссу. Но я пока не готов прогнозировать, как станет развиваться ситуация: в конституционной реформе участвует столько политических сил и столько противоположных интересов задействовано, что точно вам никто ничего не скажет. В данном случае я хочу только одного: оставить возможность всенародно избирать главу государства на пять лет.

Почему переговоры «тройки» проходят в закрытом режиме? Ведь всем понятно, что идет распределение постов после 2004 года. Келейность же консультаций дает возможность для спекуляций: то Яворивский «назначит» Тимошенко мэром Киева, то вы предложите Симоненко кресло спикера ВР… Вам не приходило в голову просто зафиксировать одну из схем разделения власти и играть открыто?

— Я думаю, такие решения могут быть приняты в результате длительного процесса переговоров. А процесс, по сути, только начался. Вы же требуете от меня уже подвести итог. Я повторю: сначала нужно договориться об общих подходах, ценностях, которые будет исповедовать новая система власти. Все же объединяются разные идеологические силы, и должно быть нечто, что выше идеологии. Пока же мы должны искать процедуру определения единого кандидата от оппозиции: здесь же не Банковая, назначений быть не может.

Разве Виктор Ющенко уже не назначил себя сам на главную роль?

— Это его позиция, но не факт, что все с ней согласны.

А что вы можете противопоставить рейтингу лидера «Нашей Украины»?

— Можем противопоставить рейтинги трех лидеров оппозиции — СПУ, КПУ и блока Тимошенко. Социологи уверяют, что эти показатели прекрасно суммируются. Например, уровень «перетока» электората между социалистами и БЮТ примерно 87%, с коммунистами — около 79%. Но это все равно варианты, а не окончательное решение.

После российских парламентских выборов в Украине все больше укрепляются во мнении, что необходимо как можно скорее сменить систему власти и ограничить роль президента. Вас лично выборы в России удивили, испугали, обрадовали? Могут ли они существенно повлиять на политическую ситуацию в нашей стране?

— Выборы в России меня скорее удивили. Я общался с нашими наблюдателями, которые сообщили, что в день голосования никаких серьезных нарушений не было. Это означает, что выборы были сделаны еще до 7 декабря 2003 года. Процент, полученный КПРФ, также меня поразил: такой перепад симпатий за четыре года просто невозможен при нормальном режиме. Очевидно, российские коммунисты допустили много ошибок, которыми воспользовалась власть. Главной ошибкой КПРФ, на мой взгляд, является то, что все эти годы она играла на патриотической ноте, теперь же это не сработало, и 12% — это те, кто голосует за коммунистическую идеологию без примесей. Ну и конечно, меня шокировал результат ЛДПР Владимира Жириновского. Он свидетельствует о том, что в российском обществе идут серьезные трансформации. Конечно, Украине «подстраховаться» необходимо. Но мы сейчас находимся на переходном этапе, у нас нет стабильной политической структуры, способной сориентировать на себя 60—80% симпатий населения и тем самым обеспечить стабильность в стране. Ни одна украинская партия не может похвастаться тем, что ее поддерживает более половины жителей Украины. Значит, мы не готовы сегодня отказаться от поста президента и доверить власть какой-то одной политической силе. Должен быть человек, обеспечивающий стабильность и равновесие в государстве — президент Украины.

Давайте угадаем с трех раз: таким президентом должен быть Мороз?

— Считаю, что для такой конфигурации, как парламентско-президентская республика, кандидатура Александра Мороза — самая приемлемая.

Ага… И все остальные оппозиционеры с этим тоже согласны?

— Я их не спрашивал. Сейчас жду ответа на свои письма. Скажут — буду знать.

А внутри Социалистической партии все согласны с тем, что Мороз — это идеальный единый кандидат?

— Я назову вам точную цифру. Мы проводили опрос актива СПУ в девяти областях — это более 2000 человек. 82% однозначно поддержали идею выдвижения Мороза независимо от конфигурации выборов. Но, очевидно, существует какой-то процент людей в партии, считающих, что следует искать другой вариант. Я же думаю, что надо настаивать на выдвижении Сан Саныча единым кандидатом. Пока юридического и политического решения не принято, каждый имеет право на свою позицию и ее свободное выражение. Я никогда не ограничивал своих товарищей. Но моя позиция имеет в партии большую поддержку. Как решит съезд СПУ — так и будет. Поэтому не вижу никаких оснований даже для разговоров о возможном расколе в СПУ на почве выдвижения Мороза. Если же после принятия решения съездом у кого-то из социалистов будет отличная от других позиция — значит, будем исключать.

Мороз уже дважды пробовал свои силы в президентских выборах, и оба раза — неудачно… У Сан Саныча уже сложился имидж «вечно третьего».

— Я не думаю, что у Мороза такой имидж. Зато вижу, что он наиболее честный и порядочный среди украинских политиков. И еще: Александр Мороз может стать тем деятелем, которому удастся объединить голоса и правых, и левых, запада и востока. В этом смысле, как консолидатор, он более всех подходит «четверке». Если бы лидеры оппозиции согласились на его выдвижение, то победу оппозиция могла бы получить уже в первом туре. Я технологически знаю, как этого добиться.

С точки зрения технологий, что сейчас важнее: раскрутить лидера СПУ как единого кандидата или взять прицел на 2006 год и работать уже только на парламентские выборы на пропорциональной основе?

— Сегодня президентские выборы являются определяющим элементом для стратегии Украины на ближайшее десятилетие, гарантией того, что вообще кто-то будет избираться. Если нам сегодня не удастся изменить ситуацию с помощью трансформации системы власти, то выборов в Верховную Раду через три года может просто не быть. Поэтому пока думать о парламентских выборах преждевременно. Хотя все понимают, что партия должна развиваться, двигаться вперед. В 2004 году Украина должна получить шанс на демократию, а люди — возможность избирать президента, парламент, местную власть. Если мы эту задачу не решим, то и все остальные останутся нереализованными. Это важно не только для нас, но и для коммунистов, Ющенко и даже для тех, кто сегодня при власти. Ведь они уже завтра могут оказаться в оппозиции и стать более уязвимыми, чем члены Соцпартии сегодня.

Вас называют «серым кардиналом СПУ», казначеем партии, розовым олигархом, распределителем денег партии. Это все о вас?

— Если так говорят, значит, что-то в этом есть…

Деньги партии в руках держали?

— Я деньги вообще не держу в руках. Но вы же понимаете: есть должность в партии — первый секретарь, и ему по уставу положено отвечать за вопросы материально-технического обеспечения. А это не только деньги, но и автомобили, бумага, ксероксы. Поэтому мне по должности положено этим заниматься. И если вы внимательно следите за деятельностью СПУ, то не можете не видеть: мы сегодня более обеспеченная структура, чем несколько лет назад. Стало больше членов партии и больше взносов.

То есть выборы потянете финансово? Каково состояние казны?

– Во всех избирательных кампаниях самый большой избирательный фонд был у социалистов. Причем даже больше, чем у блока «За единую Украину». Мы не можем действовать по-другому: нас очень тщательно проверяют и наши финансы посчитать легко — взять отчеты по избирательным кампаниям и взглянуть на цифры. «Черный нал» социалисты не используют.

Беседовали Ирина Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам